Контрольные работы по русскому языку в начальной школе. УМК Школа России. 1-4 классы.


Контрольная работа № 1
по русскому языку в 4 классе.

Цель: проверить знания, умения и навыки на начало учебного года.
Клюква.
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.
По М. Пришвину
Слова для справок: растёт, бывает, превратилась.
Грамматические задания:
Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.
Обозначить грамматическую основу: вариант 1 – в третьем предложении, вариант 2 – в шестом предложении.
3. Выписать из текста слова с противоположным значением.






Контрольная работа № 2
по русскому языку в 4 классе.

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение».

Трусиха.
Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.
Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

Слова для справок: врассыпную, нёсся, заслонила, наперерез, навзрыд, убежищ.
Грамматические задания:
Разобрать по членам предложения и указать части речи следующего предложения:
Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
2. Найти в тексте сложное предложение, обозначить его основы.
3. Сделайте звуко - буквенный разбор слов:
1 вариант – вдруг 2 вариант - очень
4.Спишите, заменяя прилагательные синонимами с непроизносимыми согласными:
Печальный рассказ -
Знаменитый писатель - ...
Весёлый народ -





Контрольная работа № 3
за 1 четверть
по русскому языку в 4 классе.

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Части речи»
Осень.
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнем клены. Медленно летят с берез легкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. В лесу тишина. Только грустно шелестит под ногами мягкий ковер листвы.
Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Еще зеленый стоит дуб. Но вершины берез уже оголились.

Слова для справок: медленно.

Грамматическое задание:
Выписать предложения:
1вариант – с однородными членами,
2 вариант – сложное предложение.

Разобрать слова по составу:
1 вариант – ранняя, подберезовики, грустно;
2 вариант – холодная, подосиновики, медленно.

Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.





Контрольная работа № 4
по русскому языку в 4 классе.
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».
Как мужик убрал камень.
На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.
Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.
А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.
Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (104 слова)
По Л. Толстому
Слова для справок: его, тысяч, предложил.
Грамматическое задание:
Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3 – го склонения. Выделить окончание существительных, определить падеж.
Выполнить звуко – буквенный разбор слова:
вариант 1 – его, вариант 2 – шесть.
Разобрать имя существительное как часть речи:
вариант 1 – (за) выдумку, вариант 2 – инженеров.
4. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных.
Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.
Мать, не, лучше, друг, сыщешь.
Радость, шаг, один, печаль.

Контрольная работа № 5
за 2 четверть
по русскому языку в 4 классе.
Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в первом полугодии.
Лес.
Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, теплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.
С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.
Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами. (94 слова.)
Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.
Грамматические задания:
Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.
Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа.
Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
Разобрать имя существительное как часть речи:
вариант 1 - вредители, вариант 2 – гусениц.
4. Записать противоположные по значению фразеологизмы парами.
Семи пядей во лбу, ворон считать, держать ухо востро, без царя в голове.
Контрольная работа № 6
по русскому языку в 4 классе.
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное»
Зимний день.
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят, словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц - беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. (74 слова)
Грамматические задания:
Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

Составить три словосочетания: прил.+сущ. м.р. в Т.п, прил.+сущ. ср.р. в Д.п., прил.+сущ. ж.р. в П.п.


Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные
В.., , уборе стоит зимний лес.
На .. небе загорелись.. звёзды.



Контрольная работа № 7
за 3 четверть
по русскому языку в 4 классе.
Цель: проверить знания, навыки и умения по теме «Местоимение».
Лесной голосок.
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.
Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка! (119 слов)
Грамматические задания:
Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.
Распределить слова по группам и записать в два столбика.
Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.
Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.
В субботу . пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На были красные, жёлтые, оранжевые листья. .. встал под деревом. На . дождём посыпались осенние листья.



Контрольная работа № 8
по русскому языку в 4 классе.
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол».
Совесть.
Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.
На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.
Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.
Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (53 слова)
По А. Гайдару
Грамматические задания:
Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.

Поставить глаголы в неопределённую форму.
Пришла, идёт, посмотрит.




Контрольная работа № 9
по русскому языку в 4 классе.
Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в 4 классе.
Последние денёчки.
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнем снежу.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне. (78 слов)

Грамматические задания:
В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.

Разобрать слова как части речи.
Укрыли, молочным, (за) ночь.







Итоговая контрольная работа № 10
по русскому языку в 4 классе.

Цель: проверить универсальные учебные действия выпускников начальной школы по русскому языку.

Майское чудо.
       Ласковое солнце согревает землю своим теплом.
      Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В верхней части ещё закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!
     Догадались, о каком растении идёт речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи дивную красоту лесной полянки!
 
Слова для справок: словно, жемчужины, внизу.

Грамматические задания:
1. Разобрать предложение по членам предложения, указать части речи.
1-й вариант – в 3-м предложении (В тенистой прохладе...)
2-й вариант – в 4-м предложении (В зелени высокой...)

2. Разобрать по составу слова:
    Бежишь, тенистой, подарок, подарила.

3. В первом предложении у существительных определить падеж.

4. Указать время глагола в 1-м, 2-м,3-м,4-м, предложениях.