Рабочие программы по Информатики и ИКТ



Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса составлена в соответствии современной нормативной правовой базой в области образования:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г №273-ФЗ.
Приказ Министерства образования РФ от05.03.2004г №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Примерная программа основного общего образования по информатике (базовый уровень).
Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016-2017 учебный год.
Образовательная программа общего образования МОУ «Деевская СОШ», утвержденная приказом №33-од от 31.08.2016 года.
Календарный учебный график, учебный план МОУ «Деевская СОШ» на 2016-2017 учебный год.
Устав МОУ «Деевская СОШ» .Утвержден Постановлением Администрации МО Алапаевское от 27.04.2015 г.№418
Рабочая программа является составной частью основной образовательной программы соответствующей ступени образования (далее – ООП), образовательной программы и призвана обеспечить целенаправленность, систематичность, последовательность в работе учителя по раскрытию ее содержания через урочную и внеурочную деятельность, дополнительное образование.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, освоения межпредметных, общеучебных умений. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые — в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики — дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении и описании (моделировании) окружающего нас мира.
Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов: комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них: использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет - ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
 Основные задачи программы:
-  систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Описание учебного предмета в учебном плане.
Кол-во часов в неделю по программе – 1
Кол-во часов в неделю по учебному плану – 1
Кол-во часов в год –35
Учебно – тематический план№ п/пТемы разделов, глав Кол-во часов теория практика контрольная работа
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (9 часов)
1 Представление информации.
Передача информации 6 5 - 1
2 Компьютер как универсальное устройство обработки информации. 3 3 - 1
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (25 часов)
3 Основные устройства ИКТ 4 1 3 -
4 Создание и обработка информационных объектов 19 4 12 2
7 Организация информационной среды 3 2 - 1
Итого 35 15 15 5
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по предмету «Информатика и ИКТ»
 
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
 
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
 Процент выполнения задания Отметка
95% и более отлично
80-94%% хорошо
66-79%% удовлетворительно
менее 66% неудовлетворительно
 
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися:
•    грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
•    погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
•    недочет– неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
•    мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-  «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-  «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;
-  «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
 
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-   не раскрыто основное содержание учебного материала;
-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (9 часов)
Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (25 часов)
Основные устройства ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Образовательные области приоритетного освоения:информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
- запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
- текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
- таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Создание и обработка информационных объектов
Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство.
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.
Звуки, и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в различных предметных областях.
Организация информационной среды
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Информатика и ИКТ» 8 класс
№ урока Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания образования Требования к уровню подготовки обучающихсяДомашнее задание Дата проведения урока
план факт
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (9 часов)
1 Техника безопасности в кабинете информатики.
Введение. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. 1 Комбинированный урок Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ Знать:
-правила работы в компьютерном классе, за компьютером, электробезопасности, пожарной безопасности;
- оказания первой медицинской помощи;
-что изучает информатика;
-роль информации в жизни человека;
-содержание базового курса информатики.
Уметь:
-следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Иметь:
- представление об информации и знаниях с.5-8 – чит. Знать технику безопасности 1 неделя 2 Информация, информационные объекты различных видов. 1 Комбини-
рованный урок
Представление информации. Сообщения – знания – информация. Классификация знаний. Информативность сообщения Знать:
-виды информации и её свойства.
Уметь:
-приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
-пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных § 1 с.10-12 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 2 неделя 3 Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. 1 Комбини-
рованный урок
Восприятие информации. Информация и письменность. Языки естественные и формальные. Формы представления информации. Знать:
-естественные и формальные языки, формы представления информации.
Уметь:
-приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
-определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
-приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
-пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных;
-пользоваться клавиатурой для редактирования текста § 2 с.13-16 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 3 неделя 4 Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Процесс передачи информации. Источник и приемник информации. Сигнал 1 Комбини-
рованный урок
Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Основные этапы развития средств информационных технологий.
Основные информационные процессы. Хранение, передача, обработка, поиск информации. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике.
Информация и сигнал, непрерывный сигнал, дискретный сигнал. Знать/понимать:
-виды информационных процессов;
- примеры источников и приемников информации.
-понятие сигнал.
Уметь:
-определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
-приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
-пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных;
-пользоваться клавиатурой для редактирования текста § 3 с.17-21 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 4 неделя 5 Дискретная форма представления информации. Кодирование и декодирование. Единицы измерения информации. 1 Комбини-
рованный урок
Дискретная форма представления информации. Алфавитный подход к измерению информации. Алфавит, мощность алфавита. Информационный вес символа. Информационный объем текста и единицы информации. Единицы измерения информации. Знать/понимать:
-отличие дискретной формы представления информации от аналоговой;
-единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации
Уметь:
-определять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
-переводить количество информации из одних единиц в другие (биты, байты, Кб, Мб, Гб);
-пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных;
-пользоваться клавиатурой для редактирования текста
§ 4,6 с.22-25 – чит, ответы на вопросы и задания параграфа
Подготовка к контрольной работе 5 неделя 6 Контрольная работа №1 «Представление информации. Передача информации. Информация»
Анализ контрольной работы 1 Контроль-
ная работа Выполнение заданий контрольной работы по пройденному материалу Знать:
-основные определения и понятия темы
Уметь:
-решать стандартные задачи темы Анализ работы 6 неделя 7 Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. 1 изучения нового материала Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Техника безопасности при работе с компьютером. Состав компьютера. Данные и программа. Программный принцип работы компьютера. Принципы фон Неймана. Внутренняя и внешняя память, их структура. Носители и устройства внешней памяти. Знать:
-комплектацию устройств и способы их подключения;
- программный принцип работы компьютера.
Уметь:
-пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
-пользоваться клавиатурой;
-ориентироваться в типовом интерфейсе (пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами) § 5-8 с.32-34 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 7 неделя 8 Программное обеспечение, его структура.
Программное обеспечение общего назначения. 1 Комбини-
рованный урок
Сущность программного управления работой компьютера. Понятие программного обеспечения. Типы программного обеспечения. Состав прикладного программного обеспечения. Операционная система. Сервисные программы. Системы программирования Знать:
-определение программного обеспечения, его назначение и классификацию.
Уметь:
-включать и выключать компьютер;
-пользоваться клавиатурой;
-ориентироваться в типовом интерфейсе (пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами);
-просматривать на экране директорию диска;
-использовать антивирусные программы;
-инициализировать выполнение программ из программных файлов;
-устанавливать программы
§ 9,10 с.47-52 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 8 неделя 10
9 Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Графический интерфейс пользователя. 1 Комбини-
рованный урок
Дружественный пользовательский интерфейс.
Графический интерфейс. Знать:
- определение интерфейса;
-чем характеризуются объекты
Уметь:
-упорядочивать информацию в личной папке; оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств. § 12 с. 59-62 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа
Подготовка к контрольной работе 9 неделя 10 Тест №2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» 1 Проверка и оценка знаний и умений Выполнение заданий по пройденному материалу. Самопроверка Знать:
-основные определения и понятия темы
Уметь:
-решать стандартные задачи темы Анализ работы 10 неделя ИФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (25 часов)
Основные устройства ИКТ
11 Практическая работа Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. 1 Комбини-
рованный урок
ПРСоединение блоков и устройств компьютера, внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение о характеристиках компьютера, выключение компьютера Знать/понимать:
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий § 5-8 с.35-39 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 11 неделя 12 Практическая работа Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи. 1 Комбини-
рованный урок
ПРПерсональный компьютер. Основные устройства ПК. Магистральный принцип взаимодействия устройств ПК. Характеристики процессора – тактовая частота, разрядность. Объем внутренней (оперативной) памяти. Характеристики устройств внешней памяти. Стоимость информационных продуктов, услуг связи. Знать:
-комплектацию устройств и способы их подключения.
Уметь:
-оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-включать и выключать компьютер;
-пользоваться клавиатурой;
-ориентироваться в типовом интерфейсе (пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами);
-просматривать на экране директорию диска;
-использовать антивирусные программы § 8 с. 40-46 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 12 неделя 13 Практическая работа
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). 1 Комбини-
рованный урок
ПРОбъектно-ориентированный интерфейс, объекты. Контекстное меню Уметь:
-оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс, открывать, именовать, архивировать и разархивировать информацию. § 11 с. 53-57 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 13 неделя 14 Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. 1 Комбини-
рованный урок
ПР Файл. Имя файла. Логические диски. Файловая структура диска. Путь к файлу, полное имя файла. Таблица размещения файлов на диске. Знать:
- определение файла;
-файловую структуру диска
Уметь:
-включать и выключать компьютер;
-пользоваться клавиатурой;
-ориентироваться в типовом интерфейсе (пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами);
-выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск § 12 с. 53-57 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 14 неделя Создание и обработка информационных объектов.
15 Тексты в компьютерной памяти.
Практическая работа «Кодирование текстовой информации» 1 изучения нового материала
ПРТексты. Преимущества компьютерного документа по сравнению с бумажным. Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы). Понятие гипертекста Знать:
-принципы кодирования текста и его представление в компьютерной памяти
Уметь:
-кодировать текстовую информацию § 14 с.68-74 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 15 неделя 16 Текстовые редакторы. Практическая работа Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. 1 Комбини-
рованный урок
ПРТекстовый редактор и текстовый процессор. Структурные единицы текста. Среда текстового редактора. Практическая работа с текстом Знать:
-основные приемы ввода и редактирования текста;
-правила постановки рук при вводе с клавиатуры
Уметь:
-набирать и редактировать текст посредством квалифицированного клавиатурного письма в одном из текстовых редакторов § 14 с.75-77 – чит, ответы на вопросы и задания параграфа 16 неделя 17 Планирование работы над текстом.
Практическая работа Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. 1 Комбини-
рованный урок
ПРПланирование текста, создание оглавления. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использование сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимися записанной устной речи Знать:
-алгоритмы работы с текстом
Уметь:
-набирать и редактировать текст;
- работать с таблицами, изображениями, формулами
§ 15 с. 78-84 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 17 неделя 18 Выделение изменений.
Примеры деловой переписки, учебой публикации (доклад, реферат). 1 Комбини-
рованный урок
ПРДеловая переписка. Учебные публикации. Стили и шаблоны. Знать:
-алгоритмы работы с текстом
Уметь:
-сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
-работать с таблицами, изображениями, формулами;
-работать с нумерованными и маркированными списками
§ 16 с. 85-89 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 18 неделя 19 Практическая работа Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. 1 Комбини-
рованный урок
ПРРабота со списками. Включение таблиц в текстовый документ. Включение в текстовый документ графических объектов и формул. Печать документа § 17 с. 85-89 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 19 неделя 20 Практическая работа Проверка правописания, словари. Системы перевода и распознавания текста.
1 Комбини-
рованный урок
ПРПринцип работы программ-переводчиков. Распознавание текста. Ввод в компьютер печатного и рукописного текста. Автоматическая проверка правописания.СловариЗнать:
-алгоритмы работ по переводу и распознаванию текстов
Уметь:
-выполнять основные операции по переводу текста;
-выполнять основные операции по распознаванию текста § 17 с. 90-92 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа
Подготовка к контрольной работе 20 неделя 21 Контрольная работа №3 «Обработка текстовой информации»
Анализ контрольной работы 1 Проверка и оценка знаний и умений Выполнение заданий контрольной работы по пройденному материалу. Самопроверка Знать:
-основные определения и понятия темы
Уметь:
-решать стандартные задачи темы Анализ работы 21 неделя 22 Компьютерная графика, ее технические средства. Практическая работа «Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора» 1 изучения нового материала
ПРРисунки и фотографии.
История компьютерной графики. Графика: научная, деловая, конструкторская, иллюстративная, художественная, рекламная. Компьютерная анимация. Монитор, принцип его работы. Видеопамять и дисплейный процессор. Устройства ввода изображения в компьютер Знать:
-назначение графических редакторов;
-историю компьютерной графики;
-принцип работы монитора
Уметь:
-загружать графический редактор;
-строить несложные изображения с помощью графического редактора § 18-19 с.98-109 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 22 неделя 23 Кодирование изображения. Практическая работа «Кодирование графической информации» 1 изучения нового материала
ПРПиксель. Кодирование цветов пикселей. Объем видеопамяти Знать:
-принципы кодировки изображений
Уметь:
-строить несложные изображения с помощью основных инструментов и приемов манипулирования (копирование, отражение, повороты, прорисовка);
-сохранять рисунки на диске, загружать с диска, выводить на печать § 20 с.110-114 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 23 неделя 24 Растровая и векторная графика.
Практическая работа «Использование готовых графических объектов, примитивов, шаблонов» 1 изучения нового материала
ПР Два принципа представления изображения. Растровая и векторная графика. Использование примитивов, шаблонов Знать:
-принципы формирования изображения в растровом и векторном редакторах
Уметь:
-создавать изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка);
-работать в среде редактора векторного типа (возможно использование встроенной графики текстового процессора) § 21 с. 114-119 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 24 неделя 25 Геометрические и стилевые преобразования. Практическая работа «Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета» 1 Комбини-
рованный урок
ПРВозможности графического редактора. Среда графического редактора. Режимы работы редактора. Ввод изображений с помощью сканера, планшета. Рисунки, фотографии Знать:
-принципы работы в растровом редакторе
Уметь:
-создавать изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка);
-работать в среде редактора векторного типа (возможно использование встроенной графики текстового процессора);
-сохранять рисунки на диске, загружать рисунки с диска;
-выводить рисунок на печать § 22 с. 120-123 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 25 неделя 26 Форматы графических файлов.
Практическая работа «Использование готовых графических изображений» 1 Комбини-
рованный урок
ПРВвод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Звуки, и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов. Уметь:
- создавать информационные объекты: создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
-осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей Работа с графикой 26 неделя 27 Контрольная работа №4 «Обработка графической информации» 1 Проверка и оценка знаний и умений Выполнение заданий контрольной работы по пройденному материалу. Самопроверка Знать:
-основные определения и понятия темы
Уметь:
-решать стандартные задачи темы Анализ работы 27 неделя 28 Технология мультимедиа 1 изучения нового материала
ПРПонятие мультимедиа. Области применения мультимедиа. Представление результатов компьютерного моделирования. Реклама Знать:
-области применения мультимедиа в современном обществе § 23 с. 130-131 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 28 неделя 29 Аналоговый и цифровой звук. Технические средства мультимедиа 1 Комбини-
рованный урок
ПРИстория звукозаписывающей техники. Аналоговое и дискретное представление звука. АЦП и ЦАП.
Системы ввода/вывода звука. Устройства для работы с видеокадрами. Устройства хранения мультимедийной информации. Знать:
-принципы представления звука в памяти компьютера
Уметь:
- приводить примеры аналоговых и цифровых представлений звука-технические средства мультимедиа § 24-25 с.132-137 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 29 неделя 30 Компьютерные презентации. Практическая работа «Создание презентации с использованием шаблонов» 1 Комбини-
рованный урок
ПРПонятие презентации. Типы презентаций. Этапы создания презентации Знать:
-алгоритм работы над презентацией
Уметь:
-работать в программе по созданию презентаций;
-создавать несложную презентацию, содержащую графику, анимацию, звук, текст § 26 с. 137-142 – чит., ответы на вопросы и задания параграфа 30 неделя 31 Композиция и монтаж. Практическая работа«Использование простых анимационных графических объектов» 1 Комбини-
рованный урок
ПРСоздание презентации по теме. Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира Знать:
-алгоритм работы над презентацией
Уметь:
-осуществлять сбор информации для презентации;
-работать в программе по созданию презентаций;
-создавать несложную презентацию, содержащую графику, анимацию, звук, текст Подготовка к контрольной работе 31 неделя 32 Практическая работа
«Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира:
-запись изображений и звука с использованием различных устройств, текстов» 1 Комбини-
рованный урок
ПР- запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
Звуки и видеоизображения. Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов, видеокамер, сканеров, магнитофонов) Уметь:
-пользоваться ПК и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы Конспект в тетради 32 неделя 33 Практическая работа
«Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории): запись музыки. Запись таблиц результатов измерений и опросов» 1 Комбини-
рованный урок
ПР- текстов (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
- таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Конспект в тетради 33 неделя Организация информационной среды
34 Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов. 1 Комбини-
рованный урок
ПРСоздание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов. Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране Знать:
-алгоритм работы над презентацией
Уметь:
- создавать презентации на основе шаблонов
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для создания личных коллекций информационных объектов
Конспект в тетради 34 неделя 35 Контрольная работа №5 «Мультимедийные технологии»
Анализ контрольной работы 1 Проверка и оценка знаний и умений Выполнение заданий контрольной работы по пройденному материалу. Самопроверка Знать:
-основные определения и понятия темы
Уметь:
-решать стандартные задачи темы Анализ работы 35 неделя Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате изучения информатики и информационно - коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать:
•  виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
•  единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
•  программный принцип работы компьютера;
•  назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;  проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
•  пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
•  следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений;
проведение компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
-демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения;
- карточки практическими заданиями по информатике.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
- компьютеры;
- классная доска;
- МФУ: принтер, ксерокс, копир;
- цветной принтер;
- сканер;
- мультимедийный проектор;
- устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса;
- локальная сеть;
- интерактивная доска.
Программные средства
1.      Операционная система WindowsХР;
2.      Антивирусная программа;
3.      Программа-архиватор WinRar;
4.      Интегрированное офисное приложение МsOffice 2003, МsOffice 2007;
5.      Мультимедиа проигрыватель.
Экранно-звуковые пособия
- презентации, соответствующие содержанию программы по информатике;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы по информатике.
Учебно- практическое оборудование
- простейшие школьные инструменты: ручка, карандаш простой, линейка, ластик;
- материалы: бумага (писчая).
Оборудование класса
- ученические столы двухместные с комплектом стульев;
- компьютерные столы со стульями;
- стол учительский;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.;
- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Перечень учебно-методического обеспечения
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:
учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 8 класс» – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г.;
рабочая тетрадь для 8 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г;
Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php.
Дополнительная литература
Стандарт базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года.
Примерная программа (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263)
Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы)/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. (http://metodist.lbz.ru)
Пояснительная записка к учебнику «Информатика и ИКТ» для 8 класса. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. (http://metodist.lbz.ru)
Е.В.Полякова Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень) – Волгоград: «Учитель», 2008 [174]
Кузнецов А.А., Пугач В. Тестовые задания. Методическое пособие. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 + дискета [160]
Самылкина В. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 [161]
Чернов А.В. Информатика. Тесты к олимпиадам и итоговому тестированию. – Волгоград: «Учитель», 2006 [175]
Шакин В.Н. Информатика. Учебное пособие для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [176]
Шакин В.Н. Информатика. Сборник задач для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [177]
Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум - задачник по моделированию. – Спб. «Питер», 2004 [158]
Тихомиров В.П. Информатика часть 1-5. МЭСИ. – Москва, 2005 [178]
Ларина Э.С. Информатика. 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: «Учитель», 2009 [179]
Пышная Е.А. Информатика. 5-11 классы. Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. – Волгоград: «Учитель», 2009 [180]
Мендель А.В. Информатика 9-11. Подготовка учащихся к олимпиадам. – Волгоград: «Учитель», 2009 [181]
Энциклопедия учителя информатики ГИ №11-17.07
Олимпиады по информатике ГИ №16.06, 23.06(стр. 22 – 40)
Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса (http://metodist.lbz.ru)
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Ресурсы Википедии
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Оборудование и приборы:
Компьютерный класс: рабочее место учащегося (на каждого); рабочее место учителя.
Проекционное оборудование: мультимедиа проектор; экран.
Программное обеспечение: ОС Windows ' XP со всеми стандартными приложениями; пакет Microsoft Office, клавиатурные тренажеры.
Энциклопедии, словари.