Промежуточные итоги реализации Школьного Проекта Служить России…


Реализация школьного проекта «Служить России суждено тебе и мне!»
Спиридонова Елена Сергеевна,
ЗДВР МБОУ СОШ № 10 г.Хилок
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания подростков и молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. В Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.
В процессе реализации программы гражданско-патриотического воспитания, участники образовательного процесса МБОУ СОШ № 10 Г.Хилок отдали предпочтение методу проекта, так как понимают, что в современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни. Будучи заместителем директора по воспитательной работе привлекла на первом этапе именно Совет Старшеклассников и отряд «Юность России», а коллективы 5-11 классов приняли участие в разработанных проектах с середины учебного года по собственной инициативе.
Метод проектов – это совместная деятельность учителей, учащихся и их родителей, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Для нас такой проблемной ситуацией выступило понятие патриотизма и духовно- нравственные качества патриотов Г.Хилок, Хилокского района, Забайкальского края, России.

Цель проекта:
Создание условий для формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей страны, активного участника в общественной жизни класса, школы, города. Воспитание у подрастающего поколения правовой культуры, любви и уважения к своему Отечеству.
Задачи проекта:
Развивать чувство патриотизма, активную гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности.
Способствовать развитию интереса у детей и подростков к военно-историческому прошлому России и воспитанию национального самосознания через проектную деятельность.
Расширять и углублять знания по героическому прошлому Хилка, Хилокского района.
Формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и традиций.
Провести ряд тематических мероприятий гражданско-патриотической направленности.
Вовлекать детей и подростков в мероприятия патриотической направленности и совместную общественно-полезную деятельность.
Установить партнерские взаимоотношения с учреждениями и общественными организациями, работающими в гражданско-патриотическом направлении.
Способствовать реализации индивидуальных, творческих, личностных и научных возможностей школьников.
Формировать проектно-исследовательские, коммуникативную, информационную компетенции у обучающихся.
Обеспечить возможности для самореализации, социализации  подростков.
Особенностями  проекта является возможность:
использовать образцы  патриотизма людей различных эпох и сфер деятельности, например тыловых работников, военных, учителей, выпускников, работников школы – участников Великой Отечественной войны;
в процессе реализации проекта ребята могут принять участие в различных конкурсах, творческих и экскурсионных группах;
проявить свои разнообразные способности  интеллектуального и творческого характера;
интегрировать в работу максимальное количество метапредметных связей;
осуществлять объединение и преемственность различных возрастных групп;
на практике объединение детей из 5-11 классов в совместной поисковой деятельности.
Реализация проекта осуществляется ежегодно с сентября по июнь с 2011г.Включает в себя три этапа:1. Подготовительный – сентябрь текущего учебного года.2. Основной – октябрь-май учебного года.3. Заключительный – июнь текущего учебного года.
Принципы реализации проекта:1. Целенаправленность – соответствие содержания проекта целям и задачам гражданско-патриотического воспитания подростков.2. Комплексность – оптимальное сочетание всех содержательных компонентов гражданско-патриотического воспитания при планировании, организации и реализации проекта.3. Оптимальность – эффективное достижение поставленных целей и задач путем подбора оптимального сочетания содержательного компонента и наиболее подходящих ему форм и методов гражданско-патриотического воспитания.4. Дифференцированность - учет в содержательном компоненте проекта индивидуально-психологических, возрастных особенностей учащихся и специфики воспитательной деятельности в разновозрастном ученическом коллективе.5. Преемственность – изучение героического прошлого России, её духовно-нравственных ценностей и традиций.
Проект реализуется путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:1. Культурно-историческое направление включает в себя: • воспитание у учащихся любви к Отчизне, своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям; • формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.2. Гражданско-правовое направление включает в себя: • изучение, соблюдение прав и обязанностей гражданина России, формирование и закрепление сознательной культуры правовых отношений;• формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности.3. Военно–патриотическое направление включает в себя: • изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны; • сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, тружениками тыла, вдовами участников Великой Отечественной войны.
Начальная военная подготовка к службе в рядах вооружённых сил России.
 
Мероприятия по основным направлениям:
 
№ направление Название мероприятия Время проведения Участники Результат
 1 Военно–патриотическое Конкурс «Знатоки истории: Школа – госпиталь в годы Великой Отечественной войны» (по материалам музея МБОУ СОШ № 10 г.Хилок) Октябрь
апрель 7 класс
Команда – победитель и команды призёры.
Личное первенство (по наибольшему количеству баллов)
2 Игра «Зарница» июнь 54 Отряд – победитель, отряды – призёры. Личное первенство в конкурсе «Знаток истории игр «Зарница»
3 Участие в районных соревнованиях Многоборья «Сильные люди» февраль 9 Команда – победитель
Личное первенство и призовые места в конкурсах многоборья
4 Спартакиада допризывной молодёжи апрель 6 Команда – победительили призёр
Личное первенство и призовые места в конкурсах
5 Легкоатлетическая эстафета, посвящённая Дню Победы май 60 человек 6-11 классов Команды – победители или призёры
6  Исследовательский проект «Участник Великой Отечественной войны – выпускник (учитель, работник) средней школы № 10» Сентябрь -март Группа учащихся 8 -9 классов Участие в краевом заочном конкурсе фотоальбомов «Достойные наследники Победы» (сент.2016 Грамота)
 7 Праздник «Песни и Строя»
февраль Команды 5-11 классов(7 юношей и 2 девушки от каждого класса) Команда – победитель и команды призёры.
Личное первенство: знаток истории Великой Отечественной войны;
 
8 Первенство школы:
-неполная разборка и сборка автомата Калашникова;
-подтягивание на перекладине. февраль 133 юноши 5-11 классов Команда – победитель и команды призёры.
Личное первенство
9 Военизированная полоса препятствий февраль 133 юноши 5-11 классов Команда – победитель и команды призёры в 5-6 классах, 7-8 классах, 9-11 классах.
 10 Участие в школьном и муниципальных турах (при наличии победителей - региональном туре) Всероссийской предметной олимпиаде учащихся по истории и обществознанию. Ноябрь - февраль 8 класс -15 человек;
9 класс-13 человек;
10 класс-11 человек ; 11 класс -9 человек
8 победителей, 16 призёров школьного тура.
Участие в районном туре 8 человек
 
 11 Сбор материалов «Пишем книгу о средней школе № 10 г.Хилок»
Глава: «Есть такая профессия – Родину защищать» С августа 2015г. по (по мере систематизации информации и материалов) 5-11 классы (все участники образовательного процесса текущих учебных годов) Выставки рисунков, сочиненийпри проведении мероприятий к знаменательным датам школы
 12 Мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне Январь -май  5-11 классы (все участники образовательного процесса текущих учебных годов) Классный часы, посвящённые Дням воинской славы России, приуроченным к датам битв и сражений Великой Отечественной войны
13 «Пост № 1» Январь - май 7-11 классы (по 8-10 человек от каждого класса в итоге конкурсного отбора) Несение почётного караула у Мемориала Победы в дни празднования 9мая
 14 Тематические экскурсии в Районный краеведческий музей, посвящённые памятным датам Великой Отечественной войны По согласованию со специалистами музея  5-11 классы (все участники образовательного процесса текущих учебных годов)  Активные диалоги в ходе экскурсии
 1  Гражданско-правовое Проект «Памяти жертв политических репрессий» Ноябрь 2014 С 5по 11 кл. Общешкольное мероприятие «День памяти жертв политических репрессий»
 2 Мероприятие «Воссоединение Крыма с Россией» март 7-11 классы
(159 человек) Телелинейка «День воссоединения Крыма с Россией»
 3 Месячники правовых знаний  Октябрь, апрель 433 человека 5-11 класса Классный часы по правовым вопросам
Конкурс презентаций
Конкурс эссе
Интернет олимпиада по праву
 
 4 культурно-историческое Участие в Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры (школьный тур) Январь 5,7,10  классы (19 человек)
  8 лауреатов
1 победитель
 5 Участие в конкурсе чтецов «Живая классика» Март 6-10 классы, 49 человек – школьный тур; 1-2 человека – муниципальный тур; 1 человек – региональный тур. 2 победителя4призёра, лауреаты
6 Проведение совместно с социальными партнёрами массовых мероприятий:
«Человек пожилой – это фонд золотой»
«Афганистан живёт в моей судьбе»
«Вечер встречи поколений: Детство, опалённое войной»
«Солдатские дороги» встреча учащихся и демобилизованных солдат 1960-2016г.г.
День призывника.
Митинга у Мемориала Славы в День Победы октябрь
апрель
февраль
май 7 Организация и проведение массовых мероприятий на площадках г.Хилок
ко Дню Победы,
ко Дню независимости России
Дню неизвестного солдата Май
июнь 239 человек
67 человек 8 Торжественные линейки по параллелям, посвящённые забайкальцам, исполнявшим свой долг за пределами Отечества сентябрь 431 человек МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТАВ рамках реализации проекта осуществляются следующие виды деятельности, обеспечивающие достижение поставленных целей и задач:
культурно-массовая;
конкурсно-игровая;
информационная;
поисковая.
В ходе реализации проекта используются следующие формы работы:
беседы/лекции
встречи с интересными людьми
интерактивные игры
конкурсы
посещение музеев
Уроки мужества
выставки
открытые первенства по военизированным видам спорта и др.
В результате реализации проекта:1. Будет сформирована убежденность подростков в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.2. Будет повышен уровень правовой культуры участников проекта, гражданского самосознания и социальной активности.3. Будут повышены интерес к военной истории России и ее героическому прошлому.4. Будут установлены партнерские взаимоотношения с учреждениями и общественными организациями, работающими в гражданско-патриотическом направлении.
5. Участие в городских, региональных исследовательских конференциях школьников.
6. Создание страницы "Поисково-исследовательская деятельность обучающихся" на сайте для освещения материалов в рамках проекта.
Социальные партнёры с которыми установлено сотрудничество.
Хилокское отделение Общественной Организации «Боевое братство»
Совет ветеранов Муниципального района « Хилокский район »
МСКО Муниципального района «Хилокский район»
Центральная районная библиотека Муниципального района «Хилокский район»
Районный краеведческий музей Муниципального района «Хилокский район»
Администрация городского поселения «Хилокское»
Комитет солдатских матерей Муниципального района «Хилокский район»
Окружной Дом Офицеров Сибирского военного округа.
Территориальная избирательная комиссия Муниципального района «Хилокский район»
Хилокское отделение партии «Единая Россия»
Хилокское отделение «КПРФ»
Итоги реализации ежегодного Проекта «Служить России суждено тебе и мне!»
Готовность к защите Родины подтверждается:
- увеличением количества участников в военизированных видах конкурсов;
-возросшая конкуренция при конкурсном наборе участников команды «Юность России»;
-рост популярности профессии офицера;
-рекордные личные результаты в отдельных видах военно-прикладных конкурсов;
-укрепление связей с социальными партнёрами по гражданско-патриотическому воспитанию.