Подводим промежуточные итоги по Программе АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» — «Обучение для будущего»


Подводим промежуточные итоги по Программе АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» - «Обучение для будущего»
Учитель новой формации – духовно-развитая,
социально зрелая, творческая личность, компетентностный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств,
стремящийся к постоянному совершенствованию. Он несёт
ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации.
Н. А. Назарбаев.

Современный человек растет в условиях исключительно быстрого прогресса в области информации. В этой связи перед школой стоит задача - научить учеников самим находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; уметь оценить последствия своих поступков и быть готовыми нести ответственность, что подразумевает приобретение навыков самообучения и саморазвития как основы накопления знаний в течение всей жизни, умение применять эти знания творчески. Школа в этих условиях должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
В современном динамически развивающемся обществе значительно расширилось содержание понятия «грамотность». Сегодня это понятие расширено и приобрело новое звучание «функциональная грамотность», включающее компьютерную грамотность, политическую, экономическую и т.д. Функциональная грамотность выступает как «способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью».
18 октября на базе ГУ «Карасуская средняя школа отдела образования акимата Карасуского района» прошёл районный практический семинар в формате «Lesson Study» «Современные подходы обучения: опыт использования, результаты, эффективность» для сертифицированных учителей по третьему (базовому) уровню, прошедших курсы повышения квалификации и активно внедряющими идеи Программы, основываясь на ключевые принципы конструктивистской теории (кембриджские подходы в процессе преподавания и обучения). Организаторами мероприятия выступил оргкомитет филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Института повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области».
Для участников семинара были проведены мастер-классы и показаны уроки учителями школ Ахметовой Б.М. «Связь сложения и вычитания – математика 1 класс» - третий (базовый) уровень (Карамырзинская СШ), Кистнер Т.Д. «Воздух. Свойства воздуха – познание мира – 2 класс» - третий (базовый) уровень (Люблинская СШ).
Прозвучали доклады по обмену опытом, подкреплённые фото и видео-материалами: «Создание условий для творческих способностей учащихся» Старосадчева О.Г. - третий (базовый) уровень (Карамырзинская СШ), «Современные подходы обучения: опыт использования, результаты, эффективность» Кожахметова А.М. - третий (базовый) уровень (Октябрьская СШ).
Также на семинар были приглашены заместители директоров по учебно-воспитательной работе для знакомства с условиями отбора и приема на курсы повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан по уровневым программам, подготовленным Центром педагогического мастерства Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее - ЦПМ АОО НИШ) совместно с Факультетом образования Кембриджского университета.Содержание уровневых программ направлено на  создание креативно-мыслящего профессионального сообщества педагогов-единомышленников, способных исследовать собственную практическую деятельность в целях ее улучшения, а так же разрабатывать инновационные методики преподавания и обучения,  делиться приобретенным опытом с учителями своей школы, школ районов, областей и всей республики.
Умениями современного школьника являются в числе других умение создавать письменные работы разного вида и стиля, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, оформлять  разнообразные деловые бумаги. Не менее важно умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов, а также Интернет-ресурсов; умение составлять и читать схемы, использовать информацию СМИ и других источников. Формирование коммуникативной грамотности включает в себя умение работать в группе, команде; умение расположить к себе других людей;  приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовывать работу группы.    
Наблюдая и анализируя деятельность учителя и учащихся во время урока (так как моя роль на этом семинаре заключалась именно в этом) смело могу сделать вывод, что Программа курсов повышения квалификации учителей позитивно воспринята в обществе. Хочу отметить, что педагоги района полны идей и надежд, их глаза горят, они насквозь проникнуты идеями семи модулей. Многие из них являлись участниками моих коуч-сессий, и мне вдвойне приятно видеть то, что они реализуют поставленные перед ними задачи Программы. Умело используют в своей практике разнообразные, в том числе исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания. Создают условия для реализации творческих возможностей обучающихся.
 Внедряя новые подходы в преподавании   и обучении, я лично убедилась, что ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими. В результате  внедрения новых подходов в практику преподавания мне удалось достичь успеха в создании дружеской атмосферы класса. Стремлюсь к тому, чтобы учащиеся стали активными участниками процесса обучения: занимались напряженной умственной деятельностью, обосновывали свое мнение, использую в работе развивающие и творческие задания, технологию критического мышления, критериальное взаимооценивание. Большое внимание уделяю возрастным особенностям учеников.
На моих уроках  ученики  разговаривают друг с другом, задают вопросы учителю и одноклассникам,  передвигаются по кабинету для работы с другими учениками; пишут, составляют схемы, создают постеры и флипчарты, рисуют для того, чтобы поделиться с другими; объясняют, демонстрируют, делают записи друг для друга, оценивают свою деятельность и работу своих одноклассников; рефлексируют, давая оценку проведенному уроку; сидят лицом друг к другу, естественны, непосредственны.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения, проводятся музыкальные разминочные упражнения, после каждой фазы умственного утомления, наступающей каждые 10-15 минут у значительной части учащихся класса.
Такая работа способствует поднятию интереса учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность.
Все эти качества являются важными для формирования функциональной грамотности, ведь ученик, умеющий обучаться, знающий, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействующий с другими людьми и обладающий целым комплексом умений и навыков 21 века, способен жить и действовать в условиях меняющегося мира.
Желаю всем педагогам нашего сетевого сообщества не останавливаться на достигнутых результатах в своей работе. Необходимо помнить, что мы обучаем детей, которым предстоит включиться во взрослую жизнь как минимум через 10-15 лет. Кто из нас может сказать, каким будет мир будущего. Поэтому, обучая детей, мы должны готовить их к деятельности на рабочих местах, которые еще не существуют; владению технологиями, которые еще не изобретены; решению проблем, о существовании которых человечество еще не знает.Спасибо:
За Вашу активность в применении новых образовательных технологий!
За Вашу помощь в объединении педагогического сообщества!
За Вашу готовность к новым вызовам, инновациям и изменениям в казахстанском образовании!
За Ваш вклад в наше будущее: Вы помогаете развиваться и реализовываться учителям, учащимся вместе с Программой “Обучение для будущего”!
Отдельно хочется поблагодарить специалистов и методистов районного отдела образования Вдовиченко Н.А. и Эйвазову М.П. за предоставленную возможность педагогам нашего района, собраться вместе и обсудить все волнующие нас вопросы по работе Программы ЦПМ АОО НИШ и применении семи модулей Программы.
Макушева Е.
учитель второго (основного) уровня
Карасуская СШ