Публичное выступление Эмоциональное выгорание педагога


Панкратова В.Н.,
инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад №2 «Россияночка»
Публичное выступление «Эмоциональное выгорание педагога»
Добрый день, дорогие коллеги!
Посмотрите друг на друга: на этих милых, прекрасных дам, и вы поймёте: именно мы на своих хрупких плечах несем всю полноту ответственности за подрастающее современное поколение.
Дети – наше будущее! Будущее в широком смысле слова. Это будущее отдельно взятой семьи и будущее страны, государства в целом. А каким будет наше будущее общество, кем станут наши воспитанники? Это во многом зависит от нас – педагогов, отдающих детям всего себя. Все мы хотим достойного, светлого будущего.
Итак, вот наше будущее:
Давайте порассуждаем, какие же качества мы хотим должны воспитать в наших детях?
Б – благородство, …
У –
Д –
У –
Щ –
Е –Е – если педагог сумеет заложить основы этих качеств, правильно и быстро найдет подход к каждому ребенку, сумеет разумно организовать жизнь детей в условиях детского учреждения.
Мы сейчас определили, какая важная роль принадлежит нам, педагогам.
Педагогическая деятельность  предъявляет высокие  требования и эмоциональные нагрузки к личности педагога.
«Светя другим, сгораю сам» — этот девиз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и детям, приложение всех своих физических и нравственных сил. Знаете ли вы, что…
ВОЗ в 2003 году разработала шкалу «благоприятных» и «вредных» профессий (-10+10 баллов) Негативные «лидеры» : представители МЧС, практикующие хирурги, пилоты сверхзвуковых самолетов (10-9 баллов). За ними – медики, психологи (8б.); воспитатели ДОУ и учителя начальной школы (7-8); педагоги среднего и старшего звена (7). 
Высокая моральная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости содержат в себе опасность тяжёлых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального «выгорания».
Все вы не раз слышали этот термин, а задумывались ли вы, что стоит за фразой «эмоциональное выгорание». Эмоциональное выгорание  – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Исследования ВОЗ доказали, что чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. Через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам стажа «сгорают» все педагоги.
В идеале мы приходим на работу в хорошем самочувствии и уходим с нее так же легко.
Чаще всего встречается такая картина – мы приходим на работу с хорошим настроением и мыслями, а уходим вечером уставшими. Это еще норма. Это означает, что мы умеем восстанавливать себя и более-менее справляться со стрессовыми ситуациями.
А вот если у нас и утром на работу ноги не идут, и вечером нам уже ничего не хочется, а голова забита исключительно негативными моментами, принесенными с работы – это уже признак эмоционального выгорания.
Давайте рассмотрим его признаки.
Во-первых возникает эмоциональное истощение. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.
Во-вторых, это личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительного, ни отрицательного.
И, наконец, в-третьих, ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Ко всему этому воспитатели часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом.
Перегрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни специалистов, а ведь среди педагогов и психологов в образовании подавляющее большинство - женщины. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих.
«Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность, что, несомненно, отражается на  образовательном процессе.
Почему же возникает синдром эмоционального выгорания?
Причинами возникновения эмоционального выгорания являются следующие факторы:
Высокая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций;
Многоплановость рабочего дня;
Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
Индивидуальная чувствительность к имеющимся трудностям;
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе
Низкий уровень оплаты труда вынуждает многих педагогов брать на себя лишнюю нагрузку (работа в две смены), а зачастую и дополнительную работу, связанную с репетиторством или уходом за детьми.
Самой главной причиной возникновения синдрома эмоционального выгорания является, на мой взгляд, неудовлетворение наших базовых потребностей. Абрахам Маслоу распределил все человеческие потребности, возникающие в норме у человека, в виде пирамиды. Каждый пласт пирамиды опирается на предыдущий. То есть, не может возникнуть потребности в безопасности до тех пор, пока не удовлетворена потребность в пище. В середине этой пирамиды – потребность в уважении, одобрении, признании. Это та потребность, которая побуждает нас работать хорошо. Нас интересует не только получение зарплаты, чтобы обеспечить себе удовлетворение потребности в пище, безопасности, но мы еще хотим быть полезными и делать что-то для мира, в котором мы живем.
В профессии человек-человек на этом этапе возникает некоторая трудность. Оказывается, что все люди разные и угодить всем очень трудно. У разных родителей представления о хорошо работающем педагоге очень различаются. Для кого-то это человек, способный наполнить день ребенка различными незабываемыми делами, словами, занятиями, а для другого – это наоборот будет проблемой. Нужен просто присмотр и уход за ребенком, а его, видите ли, воспитывают. Он же так устает! Этот конфликт желаний родителей не может не сказываться на вашем ощущении своей компетентности и на вашей самооценке. И вот, вы приходите домой и все мысли наполнены рабочим днем.
А теперь попробуем разобраться, как же нам не допустить возникновение синдрома эмоционального выгорания, или, если стали наблюдаться признаки – справиться с ним.
Давайте сейчас вспомним с вами притчу о стакане.
— Как вы думаете, сколько весит этот стакан?
— Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! – стали раздаваться ответы.
— Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?
— Ничего!
— Действительно, ничего страшного не случится,
– А что будет если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?
— Ваша рука начнёт болеть.
— А если целый день?
— Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич.
— Как по-вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду держать?
— Нет!
— А что нужно делать, чтобы всё это исправить?
— Просто поставьте стакан на стол! – весело сказал один студент.
— Точно!  Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует.
Можно думать о проблеме, но как правило это не к чему не приводит. Её “вес” не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши ёё, или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя.
Профилактика выгорания.
Универсального рецепта от «сгорания» нет. Важно заняться тем, что дает Вам энергию и душевный подъем И для этого нам нужно учиться слушать себя, правильно заботиться о себе, координировать эмоции и чувства, получать удовольствие, строить теплые отношения, которые помогут «жить, гореть и не угасать»...
Различные движения потягивания и расслабления мышц, посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.
Смех, улыбка, юмор, размышления о хорошем, приятном;
Рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий;
Мысленное обращение к высшим силам, если верите (Богу, Вселенной, великой идее);
“Купание” (реальное или мысленное) в солнечных лучах, вдыхание свежего воздуха;
Чтение книг;
Посещение семинаров коллег, обмен опытом;
Занятие любимым делом — хобби.
Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей.
 У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот,  приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье. 
Чтобы помогать другим, гораздо эффективнее прежде всего самим беречь свою жизнь и радоваться каждому ее дню, а потом уже научить этому других, ведь для героизма совершенно не обязательно приносить кого-то в жертву.
Улыбнитесь жизни, и она улыбнется вам в ответ!