Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему: «Профессии «мужские» и «женские»». с использованием личностно-ориентированных и игровых технологий.

Конспект
организованной образовательной деятельности
по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе
на тему: «Профессии «мужские» и «женские»».
с использованием личностно-ориентированных и игровых технологий.

Цель: становление доброжелательного, уважительного отношения к людям разных профессий.
Задачи:
уточнять, дифференцировать знания детей о специфике труда мужчин и женщин;
формировать представление о коллективном характере труда мужчины и женщины;
способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.
Приоритетная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: заучивание стихов, беседы.
Оборудование: слайды иллюстраций к сказке Е. Лопатина «Фея Мастерства» для демонстрации на телевизоре, набор картинок из тематического альбома « «Мужские» и «женские» профессии», настольно-печатные игры «Что лишнее?», «Кто где работает», выставка детских рисунков на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус», мяч.

Ход организованной образовательной деятельности
Создание мотивационного поля (организационный момент).

Воспитатель читает детям сказку «Фея Мастерства» Е. Лопатина, сопровождая чтение показом иллюстраций на телевизоре.

II. Актуализация знаний.

Воспитатель: Ребята, писатель обратился за помощью именно к вам, так как, узнал, что дети в нашем саду знают много о «мужском» и «женском» труде, и ваши рассказы помогут ему закончить книгу о профессиях. Как мы можем помочь писателю?
Дети: Можно составить интересные рассказы о «мужских» и «женских» профессиях и выслать ему по почте, можно отправить рисунки о «мужском» и «женском» труде, картинки, игры.

По предложению воспитателя дети раскладывают на фланелеграфе картинки на две группы: слева – с изображением «мужского» труда, справа - с изображением «женского» труда.

III. Открытия детьми нового знания.

Воспитатель: Ребята, почему мужчины чаще бывают военными, пожарными, моряками, спасателями?
Дети: Они сильные, смелые, решительные.
Воспитатель: Да, мужчины выполняют работу, которая требует силы, выдержки, решительности. Они чаще работают руководителями, потому что эта работа требует высокой ответственности, твердости характера. Ребята, почему женщины чаще бывают ткачихами, доярками, медсестрами, нянями, воспитательницами?
Дети: потому что они добрые, заботливые.
Воспитатель: Правильно, женщины занимаются деятельностью, требующей заботы, терпения, усердия, аккуратности, доброты, кропотливости.

Физкультминутка «Назови мамину и папину профессию».

Воспитатель бросает мяч ребенку, он ловит его, кидает обратно и называет мамину или папину профессию.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомнили о том, кто где работает.

Игра «кто где работает».
Нужно выбрать по желанию представителя «мужской» и «женской» профессии и ответить на вопрос: «Где может работать человек этой профессии?»
Например на вопрос, воспитатель может работать в детском саду; учитель – в школе; врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе; повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе и т.д.

Воспитатель: Продолжим наш разговор о профессиях. Давайте поиграем в игру «Что лишнее?», в ходе которой вы вспомните о том, кому что нужно для труда.

Игра «Что лишнее?».

Воспитатель раскладывает четыре картинки с изображением предметов-помощников (например, шприцы, ваты, йода и бинокля). Ребенок должен назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и назвать действия, выполняемые человеком этой профессии, и какими качествами он должен обладать. Например: «Это медсестра. Медсестра лечит людей. Она добрая, заботливая. Внимательная».

Воспитатель: Трудиться можно по-разному. Люди, добросовестно и хорошо относящиеся к своему делу, радуют других. О них говорят: «мастер своего дела», «у него золотые руки». Вспомните, какие пословицы о труде вы знаете.
Дети: «Без труда не вытащить рыбку без труда», «Труд человека кормит, а лень портит», «Долог день до вечера, коли делать нечего», «Всякое дело мастера боится».
Воспитатель: Как вы понимаете смысл пословицы «Терпение и труд все перетрут»?
Дети: Что бы сделать любое дело, нужно хорошо потрудиться.
Воспитатель: Да, ребята, чтобы добиться успеха в каком-либо деле, нужно проявлять настойчивость и терпение. Представьте, что никто не будет работать, что тогда случиться?
Дети: Всем будет плохо: некому будет учить детей, лечить их, если заболеют и т.д.
Воспитатель: Ребята, приглашаю вас поиграть в игру «Разные профессии», в ходе которой мы еще раз поговорим о том, что представитель той или иной профессии может сделать для других людей.

Игра «Разные профессии».

Дети делятся на три группы. Каждая группа получает иллюстрацию с изображением представителя «мужской» или «женской» профессии, например: столяр, медсестра, воспитательница. Каждая группа должна подумать и рассказать, что представитель ее профессии может сделать для детей, семьи детского сада. Вариант задания: нужно подумать и рассказать, что представитель конкретной профессии может сделать для представителей остальных профессий.

Воспитатель: мужчины и женщины дополняют друг друга в работе, вместе они создают то, что необходимо людям для удобства, здоровья, правильного питания, счастливой жизни. В труде проявляется красота человека-творца. Все, что сделано руками людей, вызывает восхищение, требует бережного отношения.
Послушайте стихотворение.

Дети по ролям читают стихотворение Л. Луниной «Сами и само».

Ничто никогда не выходит само
Не приходит само к нам на дом письмо.
Само не способно собраться зерно.
Само стать костюмом не может сукно.
Само не умеет свариться варенье.
Само не напишется стихотворение.
Мы делать все это обязаны сами –
Своей головой и своими руками!

IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам рассказать о том, кем вы будете работать, когда вырастете. Как можно это сделать?
Дети: Можно придумать рассказ, показать при помощи движений, можно нарисовать.
Воспитатель: предлагаю вам поиграть в игру, в которой можно будет изобразить человека любой профессии.

Игра «Изобрази человека любой профессии».

Дети встают в круг. Выбирается водящий, он становится в центр круга. Остальные дети, взявшись за руки, произносятся слова.

Мы в профессии играем,
По душе их выбираем
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее.
Чтоб не просто так мечтать,
Кем ты, . (имя ребенка)
Хочешь стать?

Водящий изображает действия – дети должны угадать профессию. Если они затрудняются ответить, водящего просят назвать свои действия.

Воспитатель: А сейчас придумайте рассказы о том, кем вы будете работать, когда вырастете. Ваши рассказы вы можете запечатлеть на бумаги, и мы отправим их писателю.

Дети придумывают свои рассказы и отражают их на листе бумаги.

V. Рефлексия.
Воспитатель: Подумайте, над чем вам нужно еще поработать, чтобы в будущем стать настоящими мастерами своего дела. Что мы отправим по почте писателю, чтобы он смог закончить книгу о профессиях?
Дети: Наши рисунки о профессиях, настольно-печатную игру «Кому что нужно для труда».
15