Итоговый контроль по физике (базовый уровень), 10 класс (составлен в соответствии со спецификацией Всероссийской проверочной работы)


Итоговая контрольная работа по физике 10 класс
Инструкция по выполнению работы
Проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 60 минут.
Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.
Константы
ускорение свободного падения на Земле гравитационная постоянная универсальная газовая постоянная скорость света в вакууме
коэффициент пропорциональности в законе Кулона модуль заряда электрона
Десятичные приставки
Наименование Обозначение Множитель Наименование Обозначение Множитель
гигаГ 109 сантис 10-2
мега М 106 миллим 10-3
кило к 103 микро мк10-6
гектог 102 нано н 10-9
деци д 10-1 пико п10-12
g = 10 м/с2
G = 6,7 10-11 Нм2/кг2
R = 8,31 Дж/(мольК)
с = 3 108 м/с
k = 9.109 Нм2/Кл2
e = 1,6.10-19 Кл

Вариант 1
1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики: давление, кипение, ускорение, энергия, кристаллизация, электризация. Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.
Название группы понятий Перечень понятий
2. Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена зависимость его скорости от времени.217932019240500
Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны.
1)Первые 20 мин. автомобиль движется равномерно, а следующие 40 мин. стоит на месте.
Первые 20 мин. автомобиль движется равноускоренно, а следующие 40 мин. - равномерно.
Максимальная скорость автомобиля за весь период наблюдения составляет 36 км/ч.
Через 60 мин. автомобиль остановился, а затем поехал в другую сторону.
Максимальный модуль ускорения автомобиля за весь период наблюдения равен 0,2 м/с2.
Ответ: _______
3.Брусок скользит по наклонной плоскости. Изобразите на данном рисунке силы, которые действуют на брусок, и направление его ускорения.
20904204826000
4.Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова: уменьшается, увеличивается, не изменяется. Слова в ответе могут повторяться.
Мальчик бросил мячик вертикально вверх. По мере его движения вверх кинетическая энергия мяча ___________________, его потенциальная энергия ___________________. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то можно говорить о том, что полная механическая энергия мяча.
5. Четыре металлических бруска (А, B, C и D) положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент составляют 90 °С, 70 °С, 50 °С, 30 °С. Какой из брусков имеет температуру 70 °С?
Ответ:
6. Горячее вещество в жидком состоянии медленно охлаждалось в плавильной печи с постоянной мощностью. В таблице приведены результаты измерений температуры вещества с течением времени.
 Время, мин 0 5 10 15 20 25 30 35
Температура, °С250 242 234 232 232 232 230 216
 Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых измерений и укажите их номера.
    1)  температура плавления вещества в данных условиях равна 232 С    2)  через 20мин после начала измерений вещество находилось только в твёрдом состоянии
    3)  теплоёмкость вещества в жидком и твёрдом состоянии одинакова
    4)  через 30мин после начала измерений вещество находилось только в твёрдом состоянии
    5)  процесс кристаллизации вещества занял более 25 минут
Ответ:__________
7. Одному из двух одинаковых металлических шариков сообщили заряд 5q, другому – заряд –3q. Затем шарики соединили проводником. Какими станут заряды шариков после соединения?
Ответ:
Заряд первого шарика:___________
Заряд второго шарика:____________.
8.В паспорте пылесоса написано, что мощность его двигателя составляет 1,2 кВт при напряжении в сети 220 В. Определите силу тока, протекающего по электрической цепи пылесоса при включении его в розетку.
Запишите формулы и сделайте расчёты.
Ответ: ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
9.На фотографии изображена электрическая цепь, состоящая из резистора, реостата, ключа, цифровых вольтметра, подключенного к батарее, и амперметра.Составьте принципиальную электрическую схему этой цепи. Используя законы постоянного тока, объясните, как изменится (увеличится или уменьшится) сила тока в цепи и напряжение на батарее при перемещении движка реостата в крайнее правое положение.
174752010668000
Ответ: ________________________________________________________________________
.10. С помощью барометра проводились измерения атмосферного давления. Нижняя шкала барометра проградуирована в мм.рт.ст., а верхняя шкала - в кПа (см. рисунок).Погрешность измерения давления равна цене деления шкалы барометра. Запишите в ответ показания барометра в мм рт. ст. с учётом погрешности измерений.
Ответ:__________
16236958255000
11.Вам необходимо исследовать, как зависит ускорение шарика скатывающегося по наклонному желобу от угла наклона желоба. Имеется следующее оборудование:
секундомер электронный;
желоб;
шарик массой 100 г;
штатив с муфтой и лапкой.
Опишите порядок проведения исследования.
В ответе:
Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.
Опишите порядок действий при проведении исследования.
Ответ: ___________________________________________________________________
12.Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПРИМЕРЫ
А) Вода кипит в чайнике.
Б) Вода в океане нагревается под действием солнца
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
испарение жидкого вещества с поверхности
парообразование жидкого вещества со всего объема вещества
испарение жидкого вещества со всего объема вещества
парообразование жидкого вещества с поверхности вещества
Ответ: ______________________________
Прочитайте текст и выполните задания 13 - 15
МолнияЭлектрическая природа молнии была раскрыта в исследованиях американского физика Б. Франклина, по идее которого был проведён опыт по извлечению электричества из грозового облака. В 1750 году он опубликовал работу, в которой описал эксперимент с использованием воздушного змея, запущенного в грозу. Франклин запустил змея в грозовое облако и обнаружил, что змей собирает электрический заряд.
Атмосферное электричество образуется и концентрируется в облаках - образованиях из мелких частиц воды, находящейся в жидком или твёрдом состояниях. Сухой снег представляет собой типичное сыпучее тело: при трении снежинок друг о друга и их ударах о землю снег должен электризоваться. При низких температурах во время сильных снегопадов и метелей электризация снега настолько велика, что происходят зимние грозы, наблюдается свечение остроконечных предметов, образуются шаровые молнии.
При дроблении водяных капель и кристаллов льда, при столкновениях их с ионами атмосферного воздуха крупные капли и кристаллы приобретают избыточный отрицательный заряд, а мелкие  положительный. Восходящие потоки воздуха в грозовом облаке поднимают мелкие капли и кристаллы к вершине облака, крупные капли и кристаллы падают к его основанию.
Заряженные облака наводят на земной поверхности под собой противоположный по знаку заряд. Внутри облака и между облаком и землёй создаётся сильное электрическое поле, которое способствует ионизации воздуха и возникновению искрового разряда. Сила тока разряда составляет 20 кА, температура в канале искрового разряда может достигать 10000°С. Разряд прекращается, когда бóльшая часть избыточных электрических разрядов нейтрализуется электрическим током, протекающим по плазменному каналу молнии.
13. В каком состоянии может находиться вещество в канале молнии?
Ответ: ________________________________________________________________________________
14. Куда направлен электрический ток разряда молнии направлен?
Ответ: ________________________________________________________________________________
15. Как заряжается грозовое облако ?Ответ: ________________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа по физике 10 класс
Инструкция по выполнению работы
Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по физике отводится 60 минут.
Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.
Константы
ускорение свободного падения на Земле гравитационная постоянная универсальная газовая постоянная скорость света в вакууме
коэффициент пропорциональности в законе Кулона модуль заряда электрона
Десятичные приставки
Наименование Обозначение Множитель Наименование Обозначение Множитель
гигаГ 109 сантис 10-2
мега М 106 миллим 10-3
кило к 103 микро мк10-6
гектог 102 нано н 10-9
деци д 10-1 пико п10-12
g = 10 м/с2
G = 6,7 10-11 Нм2/кг2
R = 8,31 Дж/(мольК)
с = 3 108 м/с
k = 9.109 Нм2/Кл2
e = 1,6.10-19 Кл

Вариант 2
1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики: перемещение, парообразование, импульс, объем, расширение газа, невесомость. Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.
Название группы понятий Перечень понятий
1528445351790002. Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена зависимость его скорости от времени.
Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны.
Первые 10 с автомобиль движется равноускорено, а следующие 10 с стоит на месте.
Первые 10с. автомобиль движется с ускорением 0,5м/с2, а следующие 10с - с ускорением 1,5м/с2.
Максимальная скорость автомобиля за весь период наблюдения составляет 36 км/ч.
Через 30 с автомобиль остановился, а затем поехал в другую сторону.
Максимальный модуль ускорения автомобиля за весь период наблюдения равен 2 м/с2.
Ответ: _______
2347595313055003. Изобразите на данном рисунке силы, которые действуют на парашютиста, и направление его ускорения.
4719320285750004.Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова: уменьшается, увеличивается, не изменяется. Слова в ответе могут повторяться.
Груз изображенного на рисунке пружинного маятника совершает гармонические колебания между точками  1 и 3. По мере движения груза от точки 1 к точке 2 кинетическая энергия груза _________________, потенциальная энергия груза _______________. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то можно говорить о том, что полная механическая энергия груза ___________________.
Ответ: ________________________________________________________________
50088806350005. Четыре металлических бруска (А, B, C и D) положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент составляют 60 °С, 50 °С, 40 °С, 20 °С. Какой из брусков имеет температуру 50 °С?
Ответ:
6. Твердое вещество медленно нагревается в плавильной печи с постоянной мощностью. В таблице приведены результаты измерений температуры вещества с течением времени.
 Время, мин 0 10 20 30 40 50 60 70
Температура, °С230 240 250 660 660 660 665 675
 Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых измерений и укажите их номера.
    1)  температура плавления вещества в данных условиях равна 660 С    2)  через 40мин после начала измерений вещество находилось только в твёрдом состоянии
    3)  теплоёмкость вещества в жидком и твёрдом состоянии одинакова.
    4)  через 60мин после начала измерений вещество находилось только в твёрдом состоянии
    5)  процесс кристаллизации вещества занял более 35 минут
Ответ:__________
7. Одному из двух одинаковых металлических шариков сообщили заряд 5q, другому – заряд –3q. Затем шарики соединили проводником. Какими станут заряды шариков после соединения?
Ответ:
Заряд первого шарика:___________
Заряд второго шарика:____________.
8.В паспорте электрической мясорубки написано, что мощность ее двигателя составляет 1 кВт при напряжении в сети 220 В. Определите силу тока, протекающего по электрической цепи пылесоса при включении его в розетку.
Запишите формулы и сделайте расчёты.
Ответ: ___________________________________________________________________
9.На фотографии изображена электрическая цепь, состоящая из реостата, ключа, цифровых вольтметра, подключенного к батарее, и амперметра. Составьте принципиальную электрическую схему этой цепи. Используя законы постоянного тока, объясните, как изменится (увеличится или уменьшится) сила тока в цепи и напряжение на батарее при перемещении движка реостата в крайнее левое положение.
17037053175000
Ответ: ____________________________________________________________________
10. Чему равно напряжение на лампочке (см. рисунок), если погрешность прямого измерения напряжения составляет половину цены деления вольтметра? Запишите в ответ показания вольтметра с учётом погрешности измерений.
Ответ:__________
131889513335000
11.Вам необходимо исследовать, как зависит сила тока от сопротивления резистора. Имеется следующее оборудование:
амперметр электронный;
реостат;
блок питания:
ключ.
Опишите порядок проведения исследования.
В ответе:
Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.
Опишите порядок действий при проведении исследования.
Ответ: ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
12.Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПРИМЕРЫ
А) Брусок скользит по наклонной плоскости вниз из состояния покоя.
Б) Брусок скользит по наклонной плоскости вверх с начальной скоростью отличной от нуля.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Равноускоренное движение
Равнозамедленное движение
Движение по инерции
Равномерное движение
Ответ: ______________________________
Прочитайте текст и выполните задания 13 - 15
Экспериментальное открытие закона эквивалентности тепла и работы.
410019526479500В 1807 г. физик Ж. Гей-Люссак, изучавший свойства газов, поставил простой опыт. Давно было известно, что сжатый газ, расширяясь, охлаждается. Гей-Люссак заставил газ расширяться в пустоту —
в сосуд, воздух из которого был предварительно откачан. К его удивлению, никакого понижения температуры не произошло, температура газа не изменилась. Исследователь не мог объяснить результат: почему один и тот же газ, одинаково сжатый, расширяясь, охлаждается, если его выпускать прямо наружу в атмосферу, и не охлаждается, если его выпускать в пустой сосуд, где давление равно нулю?
Объяснить опыт удалось немецкому врачу Роберту Майеру. У Майера возникла мысль, что  работа и теплота могут превращаться одна в другую. Эта замечательная идея сразу дала возможность Майеру сделать ясным загадочный результат в опыте Гей-Люссака: если теплота и работа взаимно превращаются, то при расширении газа в пустоту, когда он не совершает никакой работы, так как нет никакой силы (давления), противодействующей увеличению его объема, газ и не должен охлаждаться. Если же при расширении газа ему приходится совершать работу против внешнего давления, его температура должна понижаться. Даром работу получить нельзя! Замечательный результат Майера был много раз подтвержден прямыми измерениями; особое значение имели опыты Джоуля, который измерял количество теплоты, необходимое для нагревания жидкости, вращающейся в ней мешалкой. Одновременно измерялись и работа, затраченная на вращение мешалки, и количество теплоты, полученное жидкостью. Как ни менялись условия опыта, брались разные жидкости, разные сосуды и мешалки, результат был один и тот же: всегда из одной и той же работы получалось одно и то же количество теплоты.
13. Благодаря чему увеличивается внутренняя энергия жидкости в опытах Джоуля?
Ответ: ________________________________________________________________________________
14. В процессе рабочего хода в двигателе внутреннего сгорания газы, образовавшиеся при сгорании топлива, расширяются. Как изменяется их температура?
Ответ: ____________________________________________________________________________
15. Почему в опыте Ж. Гей-Люссака газ, расширяющийся в пустой сосуд, не охлаждается?
Ответ: ____________________________________________________________________________