Контрольные диктанты по русскому языку в 5-11 классах за 1 полугодие

Рассмотрено на ШМО Согласовано
Протокол № от завуч школы

Тексты контрольных работ по русскому языку за 1 семестр
Диктанты
5 класс
О Михаиле Пришвине
Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.
Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.
С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.
А вы, ребята, читали его книги?

6 класс
Летят снежные пушинки
Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю снежные пушинки. Одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с пятью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, белые цветы и звезды превращаются в снежную пыль.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и образуют хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, каждый слой рыхлый, потому что между снежинками много воздуха. Снег хрустит под ногами оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.
Идет зима, растут сугробы, снежный покров становится плотным.

7 класс
Ещё с вечера мы собирались на лыжную прогулку, поэтому встали с рассветом. В морозные дни солнце восходит багровое. Неторопливо приблизились к знакомой по летним путешествиям рощице и не узнали её. Справа стояли белые заиндевевшие деревья. Слева невысокий кустарник, укутанный пушистыми снежными шубами и шапками, напоминал лесных зверей. Один куст был похож на спящего медведя. Второй напоминал лисицу, взявшую след. А вот чуть поодаль притих зайчонок.
По лыжне, проложенной вчера, мы обогнули рощу и спустились к реке. Около воды было тихо. У берега уже намёрзла тонкая кромка льда. Вдруг порывистый ветер поднял колючую позёмку. Нашу лыжню стало заметать. Пока мы поднимались на косогор, всё небо затянуло низкими серыми тучами. Пошёл снег. Каждая снежинка, упавшая на одежду, была особенной. Вот звезда, вот цветок А вот эти две слепились лучами, как будто подружки взялись за руки. Зима творит чудеса!

8 класс
В зимнюю стужу
Зимой не услышишь птичьего пения. Перелётные птицы давно уже на юге. Зимующие попрятались от лютого холода. Вдруг целая стайка прошумела над лесом, весело перекликаясь. Это клесты – природные северяне, им не страшны морозы.
Птички облепили вершины елей, ухватившись за шишки цепкими коготками. Клесты вытаскивали из-под чешуек вкусные семена. Я стоял на полянке и наблюдал за обедом в воздушной столовой.
Вдруг один клёст, подлетев к старой ели, скрылся в заснеженных ветках. Крадучись, я подобрался к ней и полез вверх по стволу. Вдруг перед собой увидел небольшое гнездо, там сидела зеленоватая птичка. Испуганная птица вспорхнула. Я наклонился и замер от изумления: в гнезде копошились птенцы. В лесу от мороза трещали деревья, а тут, между сучьев старой ели, заботливая мать выводила птенцов. Я поскорее слез с дерева, чтобы не тревожить эту удивительную семью.
9 класс
Терраса дома была засыпана снегом, и я постоял, дыша холодком зимы. Почти в ту же минуту на перила слетел воробей, и я узнал хроменького воробья, который пробуждал во мне жалость и которого мне всегда хотелось чем-нибудь подкормить. В кармане у меня было печенье, и я раскрошил одно, радуясь, что могу доставить воробью хоть несколько приятных минут, и надеясь, что смогу завоевать его расположение. Все-таки в каждом живом существе, если оно чувствует заботу о нем, возникает то, что на человеческом языке называется признательностью.
Воробей, однако, не стал клевать, посмотрел издали на печенье, снялся и улетел, словно обиделся на что-то. Я хотел уже вернуться в дом, как вдруг откуда-то налетели воробьи, и я понял, что эту роту или даже батальон привел хроменький, сообщив, что есть чем подкрепиться. Воробьи шумно, нисколько не боясь меня, стали склевывать крошки, а хроменькому почти ничего не досталось. Он подал пример нам, людям, лишний раз напомнив, что даже драчливые воробьи, которые только и ищут повода, чтобы поссориться, сильны своим содружеством.

10 класс
Диктант
Сколько крепостей в Крыму и на побережье, и в глубине полуострова! Крепость в Феодосии, бывшей Кафе; крепость в Судаке, генуэзцы называли свой город Сугдеей, а русские – Сурожем. Остатки крепостей а Алуште, в Балаклаве, целые города-крепости: Чуфут-Кале, Мангуп-Кале
И в редкой крепости вам не покажут башню, именуемую Девичьей. С неё (по легендам) в бурное море или на камни бросалась княжеская дочь. Бывают легенды и о том, как княжеская дочь защищала крепость, бросая осколки скал на врагов.
Но так или иначе, существуют по всей земле Девичьи башни. Потому что от века живёт на земле любовь, от века подступают враги к крепостным стенам, желая отобрать то, что им не принадлежит.
Легенду нельзя придумать. Её можно пересказать по-новому, услышать и записать. Конечно, можно и придумать. Но тогда она будет ненастоящей и проживёт недолго.
Легенды слагает народ. Нам знакомы легенды Греции, Рима, Херсона, берегов Тавриды
Долгое время читателю не были известны легенды татар, легенды, связанные с религиозными сюжетами. Их вы найдёте в книге ,,Легенды Крыма”.

10 класс
Изложение
Книги
Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.
-- Ты читал ,,Тома Сойера”?
-- Нет.
-- А ,,Вия”?
-- Нет.
-- Счастливый, -- вздохнул с завистью старший.
И, правда, можно было позавидовать. Мальчишке только ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только ещё будет глазами , расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских ,,Вечеров на хуторе близ Диканьки”. Всё это впереди. Важнолишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.
По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счёт времени ведётся иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Вот почему и страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:
-- ,,Войну и мир” читал?
-- Смотрел в кино.
-- А ,,Белые ночи”?
-- Тоже. Не понравилось. ,,Дама с собачкой” лучше.
Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника. Мы бы, скорей всего, ужаснулись: ,,Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошёл мимо них?! ” Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.
Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полёте на Луну, о событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из ,,Деда Мазая” ни одного четверостишия. Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы ещё и стихи – много стихов- Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотёсанной.

11 класс
Диктант
Сосна-великанша, будто отдаваясь сладкой своей гибели, ещё не шевельнулась ни единой иглой. Она возвышалась над остальными, как и прежде, хотя была уже почти перерублена. Лишь какая-то десятая часть её ствола соединяла её с несчетными, широко и глубоко ушедшими в землю корнями.
Сосна стояла в небе, подпертая с двух сторон, когда несколько последних ударов обронили безбрежную тишину. Казалось, что ничего и нигде не случилось; всё так же ослепительно сверкали снега и горело в синеве косматое солнце. Вдруг от какого-то далёкого сигнала, может, от чьей-то холодной мысли повеяло в кроне неуловимо-щемящей тревогой. Может быть, одна из миллиона иголок чуть шевельнулась и дала движение другой, от этого потерял равновесие какой-то крохотный прутик, он шевельнул ветку, и знобящая дрожь пошла, нарастая неудержимо, по всему необъятному дереву. Сосна ещё замерла на миг и вдруг с пронзительным скрипом начала поворачиваться вокруг своей оси. Её повело в сторону, она сначала медленно, но потом молниеносно, наращивая движение, начала падать и вдруг тяжко и страшно обрушилась. Треск и стремительно выросший шум запоздалой волной прокатились по лесу, над поляной вздыбилось и тихо опало облако снега.
Теперь она лежала среди снежных холстов, большая, мёртвая. Люди остановились и не двигались с места, они глядели на лесное погибшее чудо. На поляне стало темней и тесней, а в небе образовалась зияющая пустота.

11 класс
Изложение
Искусство
Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии на освещённом мощными огнями теплоходе. И в этом туманном мире возникли усталые созвездия
Я вышел из рубки на крыло мостика. Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. Я поднял к глазам бинокль. В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы – распушённые ветром мокрые комочки. Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. Это не опишешь. Это возвращает в детство. И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.
И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.
И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства – будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
Пускай наших пейзажистов не знает заграница. Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?








15