Рефлексивный отчет по всей серии последовательных уроков, демонстрирующий ход и методику внедрения изменений в практику преподавании обучения и управление ими



Рефлексивный отчет по всей серии последовательных уроков, демонстрирующий ход и методику внедрения изменений в практику преподавании обучения и управление ими
Прогресс невозможен без изменений,
а тот, кто не может изменить свою точку зрения,
не может изменить ничего.
Джордж Бернард Шоу.

Во все времена люди - «учение» воспринимали как источник блага и процветания. Слова казахского ученого Шохана Валиханова «Усвоение европейского общечеловеческого просвещения и энергичная борьба с препятствиями, мешающими достижению этой цели, должны составлять конечную цель для всякого народа, способного к развитию и культуре» остаются актуальными и в наше время. Нам необходимо перенимать опыты и достижения более успешных стран в образовательной среде.
От «Программы курсов повышения квалификации», я ожидала своего внутреннего и внешнего роста. В основу «Программы» заложена конструктивистская теория обучения, сторонники которого считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют не успешному их освоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися.
На первом этапе изучили материал о том, как происходит процесс обучения и что представляет собой качественное преподавание. Изучили новые подходы в обучении. Проанализировали свои убеждения, знания о методах и технологиях преподавания.
Для меня стало открытием модуль «обучение тому, как обучиться». На уроке я говорю о важности предмета истории, о значении приобретенных знаний, которые нужны и в дальнейшей жизни. Но я не объясняла, как это делать, не предлагала алгоритм действий, формы работ, как добывать собственные знания. Хотя был один пункт: читать и пересказать. Но исследователи доказали, что при чтении и лекции память усваивает только 10% информации. Нужно на уроке больше проводить практики, использовать иллюстрации и компьютерные технологи, вести обсуждения и основную часть времени предоставить ученику возможность работать самому.
Групповые формы работы я использовала в основном, чтобы научить детей работать в коллективе. Но идеи программы показали и другие возможности этой стратегии. Данную форму можно применить для взаимообучения, взаимооценивания, можно увидеть талантливых и одаренных детей, выявить лидера, способствует обучению критическому мышлению.
Важно учителю научиться создавать образовательную среду, где ученики будут самореализовываться, самовыражаться, вследствие чего, развивается самомотивация. Самомотивация важнее, чем внешняя мотивация, при которой импульсом является опасение учащегося быть наказанным или не пройти экзамен.
Я поняла, что в основном в моей практике преобладал монологический подход обучения, когда я рассказываю, демонстрирую свои знания, напоминаю, спрашиваю, указываю. Но на практике ученики теряли интерес, концентрацию внимания, не проявляли активности. Такой метод предполагает пассивную деятельность учащихся: они должны слушать, читать, выполнять. В какой – то мере дети осознают, что они должны слушаться учителя, но могли и не слушать, и не наблюдать. Данный метод формирует ученика, который умеет слушать и выполнять. Таких учеников мы в свою очередь считали успешными. В жизни у детей редко развита внутренняя мотивация, они в основном, мотивированы страхом. Если предмет преподает строгий учитель, с авторитарным режимом, считается нормой. Такого учителя боятся и почитают. Хотя исследователи доказали что, люди мотивированные страхом, постоянно испытывают внутренний стресс, вредят себе здоровью, не умеют принимать решения, постоянно бояться ошибиться. Но ведь люди имеют право на ошибку, тем более дети.
Для себя я выбрала равноправную стратегию установления отношений между учителем и учеником. Когда ученики не должны бояться учителя, предполагается возможность для свободного творчества, уверенны в своих решениях, устойчивы к внешнему давлению. Хотя здесь тоже есть опасность, как снижение дисциплины, не умение учеников отстаивать свои позиции. Но у меня оптимистический взгляд на преподавание. Так как оптимистический взгляд учителя является обязательной чертой лидерства учителя. Надеюсь на практике, я как центральная фигура в классе, сумею найти компромиссное решение.
На мой взгляд, урок должен быть интересным, где ученики делиться мыслями, говорят свою позицию, сомневаются, приводят пример из своей жизни. «Интерес – наиболее короткий путь к получению знаний»
Да, конечно в практике я использовала приемы критического мышления, диалогическое обучение, компьютерные технологии, но это выполнялось, на каком- то интуитивном порядке. А теперь все это делается на осознанном уровне.
После первого этапа научилась:
Конструировать урок правильно, внедряя семь модулей Программы.
Обдумывать свою практику.
Ориентировать процесс обучения на ученика.
Для меня было важно умело использовать знания, приобретенные на первом этапе «лицом к лицу».
Проведенные уроки я начинала с небольших тренингов, которые создавали благоприятную обстановку в классе. Дети улыбались, относились друг другу дружелюбно, настраивались на учебный процесс. Когда разделила класс на группы, я наблюдала следующие моменты:
Дети радовались, что работают подобным образом
У них есть потребность разговаривать друг с другом
Как сильные ученики подталкивали слабых учеников к работе
Вовлечены в работу все участники группы
Взаимообучение, взаимодействие, сотрудничество
Обучение критическому мышлению
В группах я слышала в основном кумулятивную беседу. Так как каждый принимал и соглашался с тем, что говорят другие, идеи не всегда оценивались.
Также я для себя взяла, что важно научить детей думать вместе. Научить их беседовать, задавать друг другу вопросы, размышлять вслух, рассуждать идею, выдвигать гипотезы. При этом учителя должны помочь понять ценность совместной работы. Именно при диалогической беседе учителя и ученики вносят существенный вклад в процесс обучения. Здесь я проследила, что стратегия взимодействия более эффективна, чем воздействие.
В будущем, в своей профессиональной деятельности я планирую поставить перед собой маленькие смарт- цели: научить детей работать в шуме, регулировать громкость своего голоса, чтобы одноклассник хорошо слышал, а другим голос его не мешал. Научиться сидеть удобно, свободнее.
Именно в социуме формируется и развивается критическое мышление. Дети в командах слушали друг друга, говорили свое мнение, обсуждали, принимали решения. Навыки критического мышления могут быть описаны как наблюдение, анализ, вывод, интерпретация. Для постановки правильных и результативных вопросов я использовала «таксономию Блума», потому что эта технология помогает формировать мышление от низкого порядка к высокому.
Также в серии последовательных уроков я наблюдала за двумя учениками в различных учебных ситуациях. По критериям данные в ресурсах я проанализировала действия этих учеников. Пришла к выводу, что данные ученики друг от друга сильно не отличаются. Оба могут работать, высказывать собственное мнение, вступают в разговор самостоятельно, могут говорить о поведении других, знают о собственных возможностях. Отличие в том, что один это делает быстрее, увереннее, другой медленнее. Диалогическое обучение, приемы критического мышления, групповые формы работы помогли мне увидеть детей с разных ракурсов. Например, я считала одного ученика индивидуалистом, который не любит замечания в свой адрес, и думала, что именно с ним возникнут проблемы в группе. Но он показал себя хорошим организатором, лидером, готовым работать в любой команде. Следующая ученица удивила тем, что могла излагать выступления лаконично, доступно, кратко указать главную мысль текста. Одна средняя ученица удивила меня своим кругозором мышления, ее ассоциации, кардинально отличались от других. По ее ассоциациям я узнала, что даже просмотренный фильм она анализирует, выявляет положительных и отрицательных героев, обдумывает смысл киноленты. Многие дети способные, у каждого есть своя изюминка. Вот эти изюминки мы должны открывать, дать возможность развиваться, и научить их использовать вне класса.
«Оценка деятельности и поведения ребёнка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребёнка». Именно эти слова педагога-гуманиста Ш.А.Амонашвили и можно считать ключевыми в стратегии позитивного оценивания.
Наше традиционное оценивание вешает на учеников ярлыки «троечника», «хорошиста», «отличника». «Троечник» - ассоциируется как «плохой», а «отличник» позиционирует себя как хороший ученик. При этом не замечаем личных качеств ребенка.
Я на экспериментальных уроках применяла формативное оценивание как «три хлопка», «смайлики», «сигнальные карты», также готовые бланки с указанием критериев. Многие слабые, неуверенные дети радовались тому, что их заметили по определенным категориям. Дети могут применять приемы оценивания, взаимооценивать друг друга, оценить самих себя. Но в будущем планирую формативное оценивание проводить системно, также для успешного мониторинга качества знании, необходимо разработать критериальное оценивание.
На протяжении всех уроков использовали Интернет ресурсы и презентации.
На этапах рефлексии, я использовала методику «шесть шляп», «сундучок», «свободный микрофон». Здесь я проследила обратную связь с учащимися. Наблюдала, как учащиеся восприняли новую информацию, как ученики, полученные знания, интерпретировали через свое понимание.
Сомневалась, смогут ли говорить свое мнение, дать объективную оценку. На первом уроке, когда использовала прием «сундучок», ученики эмоционально говорили свое отношение к уроку, к одноклассникам, сумели оценить возможности своих одноклассников, работавших в одной команде.
Методика «шесть шляп» показала детям, что определенную информацию, можно рассмотреть с разных ракурсов, выработать разную точку зрения и выбрать себе подходящую роль, призвание. Рефлексия «шесть шляп» ребятам очень понравилась, они осознали важность каждого аспекта. «Сундучок» тоже восприняли как новшество, каждый хотел высказаться, поделиться мнением.
В группе, когда мы анализировали наши задания. Я пришла к выводу, что во время «практики в школе» я научилась:
Интегрировать семь модулей в практику преподавания в классе;
Организовать последовательность этапов работы;
Создавать образовательную среду;
Реагировать на неправильные ответы учеников;
Оценивать степень понимания;
Оценивать критическое мышление:
Проводить парные и групповые беседы.
Если в традиционных уроках ученики работают индивидуально, прячут свои записи друг от друга, которые предназначены только для чтения учителя, то новые подходы предполагают открытости, взаимодействия. Разработку вместе с учениками критериев оценки, задачи уроков. Интересоваться мнением учеников, при планировании уроков.
То есть для детей открылась возможность: общаться друг с другом, рассуждать, договариваться, решать проблемы, принимать решения. Изменилась форма учебной работы, где, на мой взгляд, комфортно и ученику и учителю. Возросло стремление к успеху. Повысилась инициативность учеников, даже слабые ученики, предлагали идеи. Значительно повысилась активность учащихся на уроке, потому что появилась конкуренция между командами, и каждый старался внести свой вклад в успешный результат. Повышается познавательный интерес к преподаваемому предмету. Наблюдала только положительные эмоции. Таким образом, развивается самостоятельность и уверенность учащихся. Когда во время урока подходила к командам, хотела убедиться, в правильности их действии, то каждая группа, говорила, что они справятся сами, что не надо им помогать. Я лишний раз убедилась, что детям нужно доверять, дать возможность работать самостоятельно. И что им важно, как мы реагируем на их ответы. Поэтому я старалась каждому уделить внимание, каждому находить особые слова, касающегося только его.
После проведения серии последовательных уроков учащиеся научились: работать в команде, принимать мнение других, а, некоторые меняли свое мнение относительно других; конкурировать; работать с учебником, выделять главное в тексте, находить нужную информацию; анализировать, систематизировать, применять; оценивать деятельность других. Также мобильно составлять кластеры, защищать постеры, выступать перед аудиторией и подготовить текст за короткий объем времени. Интерпретировать текстовый материал в схемы, учить друг друга.
На втором этапе «лицом к лицу» мы с коллегами анализировали свои уроки, задания, которые провели на практике, обсуждали: чему мы научились, какие повстречались трудностями трудности. Работая с коллегами в команде, мы нашли ответы на наши вопросы, перенимали опыт друг друга. Очень важными оказались рекомендации и комментарии коллег.
Для себя выяснила, что учителя могут, использовать свои нравственные убеждения для воздействия на окружающих и инициировать изменения. Ведь события в «потоке истории» меняются быстро, меняется мышление подрастающего поколения. «Самые несчастные люди больше всего боятся перемен» сказал Миньон Маклафлин. На мой взгляд, не надо бояться перемен ни в образовании, ни в другой сфере. Эти изменения диктует время.
В конечном итоге, именно через обучение, воспитаем гуманных людей, с высокими нравственными ценностями, которые будут различать что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Использованная литература:
«Руководство для учителя» - АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
Загашев И,О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление.-СПб: Альянс-Дельта,2003.











Кошкылбаева Айдана Асылбековна Портфолио учителя Отчет С
Группа №8 3-го уровня
Город Актобе
12.11.2014.