Урок по литературному чтению для 4 класса А.П. ГАЙДАР ТИМУР И ЕГО КОМАНДА


Тема: А.П. ГАЙДАР «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»
Цели:
знакомство с творчеством А.П.Гайдара,
учить видеть отношение автора к героям произведения, к событиям, описанным в отрывке повести,
на примере героев воспитывать чувства сострадания и сопереживания к окружающим людям, чувство патриотизма,
совершенствование навыков осознанного и выразительного чтения,
формирование умения правильной читательской деятельности,
обогащение словарного запаса.
Тип урока: урок ознакомления с новым произведением с использованием презентации о биографии А. П. Гайдара.
Оборудование: портрет Гайдара, выставка его книг, карточка со словом «команда», учебник, презентация, мультимедийный проектор, слова на доске: «это просто обыкновенная биография в необыкновенное время».
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Сегодня мы продолжим путешествие по миру литературы, познакомимся с новым автором, его произведением, будем читать главы из этого произведения и рассуждать о прочитанном, будем учиться быть настоящими читателями.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.
- Прочитайте глазами стихотворение поэта Лунина.
Я однажды видел сам:
Як летел по небесам,
Ястреб плавал в океане,
Ягуар бежал от лани,
Ясень по полю ходил,
Язь в лесу грибы ловил…
Я не вру, поверьте мне,
Я видал это во сне.
- Скажите, что необычного встречается в этом стихотворении? (Ястреб не плавает в океане, Ягуар догоняет лани, Ясень не может ходить, Язь не может в лесу грибы ловить)
- Как вы думаете, где же поэт все это видел? (во сне)
- Давайте прочитаем это стихотворение хором тихо. Сделают это со мной ребята 1-го ряда.
- Со 2-м рядом мы прочитаем стихотворение громко.
- С 3-м рядом мы прочитаем его скороговоркой.
- Кто прочитает нам его серьезно?
- А теперь с радостной интонацией.
- Ну вот теперь наш речевой аппарат готов к работе.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
А теперь – внимание!
Проверяем домашнее задание.
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
( рассказ о жизни Гайдара).
- Прочитайте с доски высказывание Р. Фраермана: «Читать о Гайдаре не менее интересно, чем читать Гайдара».
- Дома вы должны были подготовить рассказ, о каком – либо событии из жизни Гайдара.
2. Выступления учащихся (коллективный рассказ учащихся о жизни А.П. Гайдара).
3. Обсуждение.
- Сам Гайдар говорил о себе, что у него «обыкновенная биография в необыкновенное время».
- А как вы думаете?
- Что особенно интересно было читать (слушать) о Гайдаре?
- Что из прослушанного вам кажется особенно важным для понимания книг писателя?
- Как вы открывали для себя Гайдара, с какими источниками работали, где брали материал для рассказа?
- Как его обрабатывали?
- Известно, что, когда Гайдар работал над книгой, он долго оттачивал каждую фразу, десятки раз повторял её вслух. А как работали вы?
- Готовили ли вы своё выступление?
- Произносили ли его вслух?
- Или ограничивались лишь поиском и отбором материала?
- Понятно ли было из рассказов ребят, кто как готовился?
- Кому, и какие рекомендации вы бы дали?
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ОБ А.ГАЙДАРЕ.
Гайдар! При этом звонком имени добрая улыбка озаряет лица многих людей. Пожилой человек вспомнит сказку про Горячий камень и расправит морщины: жизнь прожита не напрасно; юный вспомнит романтику тимуровских дел, малыш – веселые проказы славных мальчишек Чука и Гека.Родился Аркадий Петрович 9 января 1904 года в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в училище, когда началась война его отца, забрали в солдаты. Но Аркадий через месяц сбежал с дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули. Он был физически крепким и рослым парнем, и поэтому он смог обмануть комиссию и его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитами. В декабре 1924 Гайдар ушел из армии после ранения и контузии. И он начал писать.
Он много ездил по стране, встречался с разными людьми. Аркадий Петрович не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. «Родина его книг – разные города, деревни, даже поезда».
- Истинное свое призвание А.П.Гайдар нашел в детской литературе.
Показ презентации.
РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ.
ВЫСТАВКА КНИГ А. ГАЙДАРА.
- Следует отметить, что в каждой книге присутствует личное наблюдение, личное переживание, личный опыт автора. Среди написанных А.П.Гайдаром произведений особое место занимает повесть «Тимур и его команда». Она сразу же вызвала необычный интерес у юного читателя и по сегодняшний день является одним из самых любимых произведений детей.
- В чем же секрет такой популярности? Мы попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.
- Что обозначает слово «команда»? (Ответы детей.)
(Чтение статьи из толкового словаря.)
КОМАНДА ЭТО:
Краткий устный приказ установленной формы. Раздалась команда: «Огонь!»
Начальствование над какой-нибудь воинской частью. Отряд под командой лейтенанта.
Отряд воинское подразделение. Пожарная команда. Саперная команда.
Личный состав, экипаж судна. Команда корабля.
Спортивный коллектив. Футбольная команда.
Группа связанных чем-нибудь людей, чье-нибудь окружение. Дворовая команда ребят.
- А в жизни где вы встречались с этим словом?
- Какое значение может принимать это слово в данном произведении?

БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ.
- Как помогает подготовиться к чтению повести Гайдара рассказ Р. Фраермана? - Что значит слово «команда»? Видели ли мы пример команды в истории, рассказанной Р. Фраерманом?
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, ПРОЧИТАВШИХ КНИГУ ЦЕЛИКОМ.
«Почему я советую прочитать эту книгу А. Гайдара?»
РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ.

ЧТЕНИЕ 1 –ОЙ ЧАСТИ УЧИТЕЛЕМ.
Сейчас страницы повести откроются
И будем мы с героями знакомиться.
- Почему Коля Колокольчиков стоял с унылым выражением лица? (Он ничего не делал целый час, лишь держал отвертку; его нетерпеливо дожидался Сима Симаков.) - Какое настроение у Коли?
- Как автор показывает это в тексте?
- Подберите слова-синонимы к слову унылый.
- О чём думает и переживает Коля Колокольчиков, стоя рядом с дедом?
- Какую воспитательную беседу ведёт дед с внуком?
- По какому поводу?
- Что хотел автор донести до нас с вами словами дедушки?
- Что такое душевное благородство?
- А почему же дедушка считает, что его не хватает Коле?
- Что такое клевета!
- Как рисуется характер Колиной сестры Татьяны?
- Почему у Коли захватило дух?
- А что значит « захватило дух»?
- С какой целью могли сидеть двое на трубе дома молочницы? - Догадались ли вы, кто они?
- С кем сравнивается Коля?
- Что заставило Колю покинуть «пост» возле деда?
- С кем из членов команды мы знакомимся в этой части текста? - Какие сигналы узнавали мальчишки? Почему ребята были взволнованы?
- Что означали разносившиеся звуки и почему многие ребята неслись к какой-то цели? Можем мы дать ответ на эти вопросы? (Пока не можем.)
ЧТЕНИЕ 2-ОЙ ЧАСТИ УЧАЩИМИСЯ ПО ЗАКОНЧЕННЫМ ЧАСТЯМ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ.
До слов «…обиженная Женя ушла в сад».
- Кто такие Ольга и Женя? Кто из них старше? Докажете, что Ольга старше. (Ответы детей.)
- Какой мы увидели Ольгу? (Серьезная, заботливая.)
- Какой характер у Жени? ( Она добрая, но беспечная.)
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ.
- Прочитайте по ролям разговор сестёр.
До слов «…Очень странно».
- Кого вам напоминает Женя в этой ситуации? (Она ведет себя как мальчик, т. к. у нее в руках рогатка.)
- Какая черта характера Жени раскрывается в этом отрывке? (Женя – озорная девочка.)
До слов «…Она сняла трубку».
- На какой необычный чердак попала Женя? (Чердак был обитаем.)
- Что Жене показалось странным на чердаке?
Прочитайте описание чердака.
- Что представила себе Женя?

- Как ведет себя Женя на чердаке? (Она представила себя на военном корабле, на котором ведет сражение с воображаемым противником.)
- Какую роль в игре выбрала себе Женя? (Роль капитана.)
- Какие черты характера девочки раскрываются в этом эпизоде? (Она веселая, фантазерка, лидер.)
- Докажите, что Женя фантазерка. (Ответы детей.)
- Отчего Жене «стало не по себе»? (Ответы детей.)
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.
Прочитайте выразительно эту сцену.
Чтение до конца части.
- Кто предупреждает Женю об опасности? (Ответы детей.)
- Что же рассердило ребят из команды Тимура, ведь Женя забралась на чердак в своем саду? (Ответы детей.)
- Как А.Гайдар выделяет Тимура из команды? (Тимур был в синей безрукавке, на груди которой была вышита красная звезда.)
- Как могло получиться, что Тимур знает Женю, а Женя только слышала о нем?
- Мы не сможем ответить на этот вопрос, т.к. нам для этого надо прочитать повесть полностью.
- Каким мы увидели Тимура? (Он смелый, добрый.)
- Какие слова подтверждают, что Тимур смелый, добрый? (Дети читают.)
- Попробуем и мы вместе с Женей разобраться, что же это за «команда», что объединяет всех этих ребят.
ЧТЕНИЕ 3-ЕЙ ЧАСТИ ПО ЗАКОНЧЕННЫМ ЧАСТЯМ.
До слов «…Все расселись по местам».
- В этом отрывке автор показывает читателям, что герои произведения живут в тревожной атмосфере предвоенного времени, где-то уже идет война, и дети становятся невольными участниками этого неспокойного времени.
До конца 3-ей части.
- Какие «дела» решались на совещании штаба? (В саду дома №34 обтрясли яблоню, в доме №54 коза пропала, в доме №22 девчонка плачет.)
- Кому помогают ребята? (Семьям тех, кто находиться в Красной Армии.)
- Какое дело самое трудное? (Успокоить четырехлетнюю девочку.)
- Почему Тимур берет это дело на себя? (Он понял, почему плачет девочка.)
- А вы смогли бы понять девочку? Какой человек может понять боль другого человека? (Тот, кто сам терял близких или добрый, чувствительный человек.)РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ.
ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА.
- Женя поняла, чем занимаются ребята? (Ответы детей.)
- Женя стала участницей этой удивительной игры.
- Ребята играют или выполняют какие-то очень важные дела? (Ответы детей.)
- Что же важного в их делах? (Ребята готовы прийти на помощь тем, кто попал в беду.)
- Это очень важно для самих ребят. Именно в детстве закладываются крупицы добра, правильного отношения к людям, к Родине.
- Почему именно Тимур стал командиром? (Ответы детей.)
- Какие качества в нем ценят ребята? (Тимур мужественный, добродушный, отзывчивый, сильный, честный.)
- Многие мальчишки и девчонки полюбили Тимура, хотели быть похожими на него, подобно героям книги создавали «тимуровские команды», помогали больным, старикам, одиноким людям, людям, попавшим в беду. «Тимуровское» движение в нашей стране сохранялось многие-многие годы.
- А в наше время нужны «тимуровцы»? (Ответы детей.)
ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
- Почему повесть «Тимур и его команда» до сих пор остается самой популярной? (Ответы детей.)
- Продолжите предложения:
«На сегодняшнем уроке, я узнал, …»;«Сегодня мне удалось…»;
«Я хотел бы ещё узнать …»;
« Мне было интересно…».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
ПРОЧИТАТЬ 4 и 5 ЧАСТИ.
- Ответить на вопросы:
- Какие добрые дела совершали «тимуровцы»?
- Как к этому относились взрослые?
ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ.
Тему выбирают учащиеся, рассказы от 1-го лица:
Коля Колокольчиков «Фу, пронесло!»,
Женя «Я – капитан» и др.