Ключи к тренировочной работе по обществознанию в формате ОГЭ (2 варианта)


Ключи
Задания части 1 (1-25) оцениваются 1 баллом.
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
За полное и правильное выполнение заданий 26–28, 30 и 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл.
За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.
Отметка попятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общий балл
0-14
15-24
25-33
34-39
Вариант 1
Ответ Задание
3 1
1 2
4 3
3 4
1 5
2 6
1 7
3 8
1 9
1 10
1 11
4 12
3 13
2 14
4 15
3 16
1 17
3 18
1 19
1 20
1423 21
2122 22
112 23
24|42 24
12 25
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые
фрагменты:
1) сущность социального контроля;
2) несколько «кругов» контроля;
3) социальный контроль в профессиональной сфере;
4) социальный контроль в ближайшем окружении человека.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
26
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос: различные средства, которые любое общество применяет для оценки и исправления поведения своих членов;
2) два круга:
— политико-юридическая система;
— мораль, обычаи и нравы.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
27
В правильном ответе должны быть указаны цели и субъекты контроля двух видов:
1) Официальный (формальный) контроль осуществляют лицензирующие организации, профессиональные объединения, непосредственное начальство в целях проверки соблюдения официально установленных норм и требований;
2) Неформальный контроль осуществляют коллеги и сотрудники в целях проверки соблюдения принятого в профессиональной среде «специального кодекса поведения».
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
28
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) особенность: лишён формальных средств принуждения;
2) авторское обоснование: здесь индивид имеет наиболее важные социальные связи; (Особенность и авторское обоснование могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках)
3) примеры:
– родители проверяют, как сын-школьник выполнил домашнее задание по физике;
– родители узнают, как их ребёнок проводит время в течение дня, с кем он дружит, кто родители его друзей.
Могут быть приведены другие примеры.
29
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) нормы: моральные (нравственные);
2) пояснение, например: порядочность – категория морали; речь идёт о неформальной оценке поведения человека с позиций добра и зла.
Может быть дано другое пояснение.
30
Могут быть приведены следующие аргументы:
1) в обществе существуют принятые нормы, и их выполнение необходимо контролировать;
2) контроль делает поведение людей в обществе предсказуемым.
Могут быть приведены другие аргументы.
31
Вариант 2
№ задания Ответ
1 1
2 2
3 3
4 2
5 2
6 3
7 4
8 2
9 1
10 3
11 2
12 2
13 1
14 1
15 2
16 3
17 4
18 1
19 4
20 3
21 1324
22 1221
23 112
24 345
25 125
26 В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:
1) понятие социального статуса;
 
2) наличие у человека различных социальных статусов;
3) статусный набор;
4) главный статус.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента
27 В правильном ответе должны быть указаны:
1. «Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.»Могут быть приведены следующие примеры:
1) учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год;
2) ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Он имеет право на качественное получение знаний.
Могут быть приведены и иные примеры.
28 В правильном ответе должны быть указаны:
1. «Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором.»Можно выделить следующие типы статусы:
1) связанные с основным местом работы;
2) связанные с местом жительства.
Возможны и иные типы статусов.
29 В правильном ответе должно быть указано:
1. Да. У Сергея есть социальный статус, даже несколько. У Сергея есть определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Он мужчина, сын, ребенок.
Возможны и иные формулировки ответа, не противоречащие вышесказанному.
30 В правильном ответе должен быть указан пример автора: «Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов».
Могут быть приведены свои примеры:
1) врач и пациент;
2) директор завода и рабочий этого завода;
3) студент и преподаватель одного вуза.
Могут быть приведены и иные примеры.
31 В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы в защиту данной точки зрения:
1. Главный статус определяет поведение людей.
2. Оценка окружающими производится относительно главного статуса человека (пример: президент РФ, все остальные статусы будут вторичны).
Аргументы в опровержение:
1. Очень сложно определить главный статус человека, так как трудно установить, что важнее профессиональный статус или семейный к примеру).2. Выделение главного статуса относительно. субъективно и кратковременно. Для ушедшего в отставку императора Диоклетиана, важнее была капуста, выращенная его собственными руками, чем забота о государственном устройстве Рима.
Могут быть приведены и иные аргументы.