Технологическая карта по литературе на тему А.П.Чехов — знаменитый писатель XIX века. Рассказ Хамелеон


Париновой Анны Сергеевны,
Учителя русского языка и литературы
МКОУ Верхнехавской СОШ №1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
6 класс
Тема: А. П. Чехов – знаменитый писатель XIX века. Рассказ «Хамелеон».
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Используемая технология: продуктивного чтения.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Виды деятельности: поисковая, творческая, аналитическая.
Цели урока:
• продолжать формировать умение анализа эпического произведения;
• на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;
• учить видеть красоту, меткость чеховского слова;
• развивать критическое мышление;
• стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение.
Оборудование урока: презентация к уроку, аудиозапись рассказа, видеозапись фильма «Хамелеон», раздаточный материал на каждой парте.
Этап урока Содержание Деятельность педагога Деятельность детей
Организационный момент 1.Общая готовность детей к уроку
2. Концентрация внимания детей
3. Общий план действий 1. Проверка готовности
2. Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания детей
3. Общий план действий 1. Самоконтроль готовности
2. Реакция на учителя, внимание
3. Самоопределение:
-знаю, что буду делать
-понимаю, что хочу делать или нет,
- думаю, что могу сделать
Этап I Работа с текстом до чтения 1.Проверка домашнего задания
2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
3. Антиципация чтения
4. Появление целей урока 1. Фронтальная проверка
2. Точность подобранных заданий, их объем и характер, связь с темой нового урока. Способ постановки темы, проблемы урока.
3.Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности.
4. Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе. 1. Отвечают на вопросы по содержанию предыдущих тем данного раздела, выявляют общие закономерности в литературе XIX века.
2. Выявляют затруднение, вызванное отсутствием знаний об известном писателе XIX века.
3. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста (по названию) с опорой на читательский опыт; высказывают предположения о содержании рассказа.
4. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.
Этап II Работа с текстом во время чтения 1.Первичное чтение текста
2. Творческая работа
3. Анализ содержания в целом 1. Выбор вида первичного чтения: чтение вслух с остановками.
Организация медленного «вдумчивого» чтения, диалога с автором через текст, вычитывание подтекста.
Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности, соотнесение объема фактуальных и подтекстовых вопросов с художественными особенностями текста, возможностями учащихся.
Деление текста на смысловые части и постановка уточняющего вопроса к части.
Проведение необходимой словарной работы по ходу чтения и комментирования текста (беседа, работа в группах)
2. Выявление предположений о финале рассказа
3. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Постановка к тексту обобщающих вопросов. 1. Чтение вслух с остановками (прослушивание выразительного чтение учителя, мастера художественного слова, чтение по ролям обучающихся), ведение диалога с автором. Поиск ответов на вопросы к группе (1 – выскажите предположения о значении неизвестных слов; 2. выскажите предположения о выборе Чеховым фамилий; 3. Выскажите предположения о целесообразности использования Чеховым разговорных слов).2. Выполняют творческую работу в группах (придумайте продолжение рассказа, по возможности, создайте инсценировку этого эпизода).
3. Чтение финала рассказа, выявление совпадений предположений и авторского замысла. Умение отвечать развернуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Умение определять тему текста.
Этап III Работа с текстом после чтения 1.Концептуальная беседа по тексту
2.Знакомство с писателем
3. Работа с заглавием, иллюстрациями.
1. Постановка концептуального вопроса к тексту (проблемного).
Организация коллективной дискуссии (проблемной)
Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией.
2. Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Организация обсуждения смысла заглавия, выбор формы обсуждения. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
1. Участие в коллективной дискуссии, Выдвижение гипотез, формулирование аргументов. Умение корректировать, изменять свою точку зрения. Выделение основной идеи текста, его концептуального уровня (самостоятельное).
2. Умение дать характеристику личности писателя на основании прочитанного. Корректировка своих первоначальных представлений о писателе.
Работа с дополнительными источниками информации (аппарат учебника, учебная тетрадь, словарь).
3. Определение характера заглавия: что оно отражает, тему или идею.
Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника.
Подведение итогов урока Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности. Повторение выведенных законов, определения. Организация подведения итогов учащимися. Оценка и рефлексия общей и коллективной деятельности, перечисление своих действий, демонстрация главного итога.
Домашнее задание (по выбору) Творческое задание
Исследовательское задание Выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока:
предлагается создать иллюстрацию к предложенному произведению, инсценировку всего произведения.
Исследовать характерные для творчества Чехова приемы создания комичного.