Концепция преподавания химии в МБОУ «Школа №53» г.Рязани


Концепция преподавания химии в МБОУ «Школа №53» г.Рязани
1. Значение химического образования
Значение непрерывного химического образования на сегодня по-прежнему велико. Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания, предметом которой являются химические элементы, образованные ими простые и сложные вещества, превращение веществ друг в друга и законы химических превращений. Обитая в непрерывно и все быстрее изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует с множеством материалов и веществ природного и антропогенного происхождения. Результаты деятельности людей во многом определяются тем специфическим компонентом культуры, который формирует химические знания, отражающие сложный комплекс отношений «человек - вещество», «вещество - материал - практическая деятельность», в значительной мере определяющие рациональные поведенческие навыки, возможности осознанного выбора молодыми людьми образа жизни и сферы деятельности. Химическое образование естественным образом занимает особое место в формирующейся системе непрерывного образования.
В результате изучения предмета «Химия» обучающиеся получают представление о веществах их свойствах и превращениях, учатся: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии; описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; классифицировать изученные объекты и явления;делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; овладевают умениями оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
2. Цели химического образования
Основными целями химического образования являются:
1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого   химические знания;
3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.3. Общие принципы
Обучение химии в гимназии опирается на ряд принципов:
принцип научности, т.е. ориентация учащихся на приобретение фундаментальных знаний и умений;
принцип субъективности, т.е. в качестве главного объекта учебно-воспитательного процесса рассматривается учащийся с его индивидуальными особенностями;
принцип креативности, т.е. развитие творческих способностей учащихся, неординарного взгляда на привычные вещи, поиска необычных решений и т.д.;
принцип системности, т.е. содержание и структура предмета на протяжении всего времени обучения должны представлять собой законченную систему химических знаний.
Содержание и структура предмета рассматривается как особая дидактическая конструкция, создаваемая с учетом возрастных особенностей учащихся. В процессе преподавания обеспечивается единство содержательной и процессуальной сторон обучения, которое подразумевает обучение учащихся способам учебной деятельности по самостоятельному добыванию знаний и умений с применением новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса.
4. Содержание химического образования
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования изучение химии как предметной области «Естественно-научные предметы»  должно обеспечить:
формирование целостной научной картины мира;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
овладение  научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,  проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Предметные результаты изучения должны отражать:
Химия:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных  методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем,  в том числе  в предотвращении  техногенных и  экологических катастроф.
5. Структура химического образования
Структура гимназического химического образования соответствует структуре школы, основным ее ступеням. Она состоит из двух звеньев – пропедевтического и общего (базового). Пропедевтическая подготовка учащихся осуществляется в 5 классе на уроках природоведения и в 6 классе на спец курсе «химия вокруг нас». На второй и третьей ступени обучения химии представлена систематическими курсами, при этом научно-методическая логика построения предмета следующая: сведения о строении атомов химических элементов, структуре Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, химической связи, химических реакциях, электролитической диссоциации и основных классах неорганических веществ. Изучаются окислительно-восстановительные реакции, периодический закон, газовые законы, основы неорганической химии (химии элементов и их соединений); формируются представления об органических веществах, что придает курсу логическую завершенность.
Для учащихся, желающих углубить свои знания по химии предоставляется такая возможность за счет внеурочной деятельности, написание учебно-исследовательских работ, учебных проектов.
В 10-11 классах для учащихся, преподается спецкурс «Решение задач повышенной сложности».
Заключение
В основе концепции лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской  и проектной деятельности.
Образовательные программы, ориентированы на достижение личностных, предметных и метапредметных   результатов