РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Обслуживание пассажиров в пути следования название профессионального модуля


Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональноеобразовательное учреждение Воронежской области«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
225361596520
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 Сопровождение грузов и спецвагонов
название профессионального модуля
для профессии СПО:
43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте
код название
Лиски 2015 г.
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Сопровождение грузов и спецвагонов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии
43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 727 от 02 августа 2013 года.


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А. К. Лысенко»
Разработчики:

Коровина Т.И., мастер производственного обучение
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Транспорт» протокол №1 от 27.08.2015
Председатель МК _______________/_______________/
Программа одобрена на заседании УМС
протокол №1 от 27.08.2015
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 5
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля 7
4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 12
5. Контроль и оценка результатов освоения профессио 14
нального модуля (вида профессиональной деятельности)
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 Сопровождение грузов и спецвагонов
название профессионального модуля
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее - программа) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии
43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте
кодназвание
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
1. Сопровождение грузов и спецвагонов.
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1. Принимать грузы и сдавать их заказчикам в установленном порядке.
ПК 2. Обеспечивать установленные условия перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования.
ПК 3. Обслуживать служебный вагон рефрижераторного поезда.
Программа профессионального модуля может быть использована в обучении на базе основного общего образования, среднего (полного) общего образования, и профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации работников в области сферы обслуживания на железнодорожном транспорте.
1.2 Место профессионального модуля в структуре основной профессиональной программы: профессиональный модуль « Сопровождение грузов и спецвагонов» входит в профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- приемки грузов и сдачи их заказчикам в установленном порядке;
- обеспечения установленных условий перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования;
- обслуживания служебного вагона рефрижераторного поезда;
уметь:
- принимать грузы и осуществлять их погрузку и размещение;
- обеспечивать сохранность грузов спецвагонов в пути следования поезда;
- осуществлять контроль технического состояния оборудования, автоматических средств охраны и сигнализации;
- обнаруживать неисправности спецвагона и принимать меры по их устранению;
- обеспечивать бригаду рефрижераторного поезда пищей, создавать условия для положенных им инструкцией периодов отдыха;
- обеспечивать безопасные условия эксплуатации спецвагона и сопровождения грузов;
знать:
- порядок сопровождения грузов, правила приемки, погрузки, размещения и условия обеспечения их сохранности;
- устройство спецвагона, расположение оборудования, автоматических средств охраны и сигнализации, электрооборудования;
- инструкцию по обслуживанию служебного вагона рефрижераторного поезда;
- технологию приготовления пищи и правила дежурства в период отдыха бригады;
- требования безопасности труда при эксплуатации спецвагона и сопровождении грузов;
- порядок контроля технического состояния вагона и порядок подачи заявок на устранение возникших неисправностей;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего – 221 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 27 часов.
учебная практика – 72 час.
производственная практика – 180 час.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности: обслуживание пассажиров в пути следования, обслуживание вагона и его оборудования в пути следования, сопровождение грузов и спецвагонов, выполнение работ кассира билетного, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 1 Принимать грузы и сдавать их заказчикам в установленном порядке.
ПК 2 Обеспечивать установленные условия перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования.
ПК 3 Обслуживать служебный вагон рефрижераторного поезда.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7 Проводить мероприятия по защите пассажиров и работников в чрезвычайных ситуациях и предупреждать их возникновение.
ОК 8 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
ПМ.03 Сопровождение грузов и спецвагонов
3.1. Тематический план профессионального модуля:
Коды профес-сиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегося,
часов Учебная,
часов Производстве-
нная,
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов 1 2 3 4 5 6 7 8
ОК 1-8
ПК 1 Раздел 1 Приемка грузов и их сдача заказчикам в установленном порядке. 23 16 12 7 0 0
ОК 1-8
ПК 2 Раздел 2 Обеспечение выполнения установленных условий перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования 38 23 19 15 0 0
ОК 1-8
ПК 3 Раздел 3 Обслуживание служебного вагона рефрижераторного поезда 14 9 8 5 0 0
Зачет 2 2 Итого 77 50 39 27 Учебная практика 72 72 Производственная практика 180 180
Всего по профессиональному модулю: 329
50 39 27 72 180
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
ПМ.03 Сопровождение грузов и спецвагонов
Наименование разделов
профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения*
1 2 3 4
ИТОГО ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ 77 Раздел 1
Приемка грузов и их сдача заказчикам в установленном порядке.
23 МДК
Технология сопровождения грузов и спецвагонов
Тема 1.1
Прием, погрузка, размещение и сдача груза Содержание 4 1.Классификация грузов.Правила приемки груза. 2 2-3
2. Правила погрузки и размещения груза 1 2-3
3. Сдача груза в установленном порядке. 1 2-3
Практические занятия 12 1.Заполнение бланков удостоверений. 2 2.Изучение перечня грузов, требующих обязательного постоянного сопровождения. 2 3. Изучение перечня грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути. 2 4.Изучение пакета перевозочных документов на груз,приёмосдаточных актов и др.документов. 6 Самостоятельная работа 7 Доклад «Оформление документов на утрату, порчу, груза» 7 Раздел 2
Обеспечение выполнения установленных условий перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования
38 МДК
Технология сопровождения грузов и спецвагонов
Тема 1.1
Эксплуатация спецвагона и сопровождение грузов Содержание 4 1. Требования безопасности труда при эксплуатации спецвагона 2 2-3
2.Требования безопасности труда при сопровождении грузов 2 2-3
Практические занятия 19 1. Порядок сопровождения грузов и условия обеспечения их сохранности 6 2. Устройство спецвагона, расположение оборудования, автоматических средств охраны и сигнализации, электрооборудования 6 3. Порядок контроля технического состояния вагона и порядок подачи заявок на устранение возникших неисправностей 7 Самостоятельная работа 15 Доклад «Оформление претензий» 8 Доклад «Оформление исков» 7 Раздел 3
Обслуживание служебного вагона рефрижераторного поезда
16 МДК
Технология сопровождения грузов и спецвагонов
Тема 1.1
Обслуживание служебного вагона Содержание 3 1. Инструкция по обслуживанию служебного вагона рефрижераторного поезда 2 2-3
2. Порядок обслуживания служебного вагона рефрижераторного поезда 1 2-3
Практические занятия 6 1.Правила дежурства в период отдыха бригады 4 2.Технология приготовления пищи 2 Самостоятельная работа 5 Доклад «Ассортимент пищевых продуктов для приготовления пищи в пути следования и рецепты основных блюд» 5 Зачет 2 Итого 77 Наименование разделов профессионального модуля и тем Содержание практических работ Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Учебная практика
(производственное обучение) 72 Раздел 1
Приемка грузов и их сдача заказчикам в установленном порядке 42 Тема 1.1
Прием, погрузка, размещение и сдача груза Содержание Инструктаж по технике безопасности 1. Подвижной состав для перевозки грузов. 6 3
2. Классификация и характеристика грузов. 6 3
3. Подготовка груза к перевозке, правила приемки. 6 3
4. Погрузка и размещение грузов в вагоне. 6 3
5. Маркировка грузов. Запорно-пломбировочные устройства.
Оформление перевозочных документов 6 3
6. Погрузка и транспортировка грузов, требующих особых условий
перевозки. 6 3
7. Сдача груза установленном порядке6 3
Раздел 2
Обеспечение выполнения установленных условий перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования 24 Тема 2.1
Устройство спецвагона Содержание 6 Инструктаж по технике безопасности 6 3
1. Устройство спецвагона, расположение оборудования, автоматических средств охраны и сигнализации, электрооборудования 3
Тема 2.2
Обеспечение сохранности грузов при сопровождении и контроль технического состояния вагона Содержание 6 1.Порядок сопровождения грузов и условия обеспечения их сохранности 6 3
2. Требования безопасности труда при эксплуатации спецвагона и сопровождении грузов 6 3
3. Порядок контроля технического состояния вагона и порядок подачи заявок на устранение возникших неисправностей 6 3
Раздел 3
Обслуживание служебного вагона рефрижераторного поезда 6 Тема 3.1
Обслуживание служебного вагона рефрижераторного поезда Содержание 6 Инструктаж по технике безопасности 6 3
1. Инструкция по обслуживанию служебного вагона рефрижераторного поезда. Технология приготовления пищи и правила дежурства в период отдыха бригады 3
Производственная практика
ПМ.03 Сопровождение грузов и спецвагонов
180 РАЗДЕЛ1.ПРИЁМКА ГРУЗОВ И ИХ СДАЧА ЗАКАЗЧИКАМ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ 24 Тема 1.1
Прием, погрузка, размещение и сдача груза Правила приёма груза к перевозке 6 Погрузка и размещение в вагоне. 12 Сдача заказчикам в установленном порядке .6 Раздел2.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УСТАНОВЛЕННЫХ УСЛОВИИ ПЕРЕВОЗКИ И СОХРАННОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ДРУГОГО ИМУЩЕСТВА СПЕЦВАГОНА В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ 36 Тема 2.1
Устройство спецвагона Устройство спецвагона, расположение оборудования, автоматических средств охраны и сигнализации, электрооборудования 6 Тема 2.2
Обеспечение сохранности грузов при сопровождении и контроль технического состояния вагона Требования безопасности, соблюдение условий перевозки грузов в пути.
Порядок сопровождения грузов .6 Обеспечение сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона. 6 Осуществление контроля технического состояния оборудования. 6 Автоматические средства охраны и сигнализации. 6 Обнаружение неисправностей спецвагона и принятие мер к их устранению. 6 РАЗДЕЛ3. ОБСЛУЖИВАНИЕ СЛУЖЕБНОГО ВАГОНА РЕФРИЖЕРАТОРНОГО ПОЕЗДА. 12 Тема 3.1
Обслуживание служебного вагона рефрижераторного поезда Требования безопасности и порядок обслуживания служебного вагона рефрижераторного поезда. 12 Экзамен квалификационный Всего по профессиональному модулю 329 4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета:
«Устройства и оборудования пассажирских вагонов и спецвагонов»
Основное оборудование:
Компьютер с источником бесперебойного питания, мультимедиа проектор с экраном, компьютерные программы по предмету «Устройство пассажирского вагона», стеллажи для узлов, деталей макетов, ученическая доска, макет автосцепного оборудования, макеты колесных пар, макет тележки типа 18-100, макет рессорного комплекта, образец роликового буксового узла грузового вагона с разрезом корпуса буксы, образец роликового буксового узла пассажирского вагона с разрезом корпуса буксы, комплект деталей роликового буксового узла
Плакаты:
Первая реанимационная и первая медицинская помощь, 35 плакатов по грузовым и пассажирским перевозкам, схема системы отопления пассажирского вагона открытого типа, привод подвагонного генератора типа ТРКП, текстропно-редукторно-карданный привод (ТРКП), внутреннее оборудование пассажирского вагона открытого типа, бескулисный регулятор тормозной рычажной передачи усл№536, надбуксовое рессорное подвешивание, центральное рессорное подвешивание, гидравлический гаситель колебаний, тормозная рычажная передача, электропневматический тормоз пассажирского поезда с локомотивной тягой, водогрейный котёл комбинированный, схема отопления вагона 47Д, схема соединения нагревательных элементов котла отопления, комплект чертежей выпускных квалификационных работ.
Стенды:
Схема системы отопления вагона типа 61-425, схема системы отопления вагона типа 47Д, схема системы водоснабжения вагона типа 61-425, схема системы водоснабжения вагона типа 47Д, комбинированный отопительный котёл, комбинированный кипятильник, роликовый буксовый узел колёсной пары пассажирского вагона, тележка грузового вагона модели 18-100, панель управления вагона типа 61-425, панель управления вагона типа 47Д, тележка ТВЗ-ЦНИИ-М, схема системы вентиляции, центральное рессорное подвешивание тележки типа КВЗ-ЦНИИ-Тип1.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны, МПС, 2003
2.В.П.Перепон. Организация перевозок грузов. Электронная версия учебника. УМЦ ЖДТ, 2005
3.Н.Е.Береновский и др. Грузы опасные. Классификация, знаки опасности. УМЦ ЖДТ, 2003
4.Сборник правил перевозок грузов на ж.д. транспорте. Книга 1.Москва, 2001
5.Сборник основных федеральных законов о железнодорожном транспорте, Москва,2003
6.Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, Транспорт,1996
7.Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, Москва, 1997
8.Технические условия погрузки и крепления грузов, Транспорт, 1997
9. Мамона В.Я. Меры пожарной безопасности в вагонах ПП (КПСД- RОМ), 2003
10.Инструкция по перевозке Негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах Государств – участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики: Москва, 2001
Дополнительные источники:
1.Оказание первой доврачебной помощи: МКОП по охране труда (СД №13), 2006.
2.Конструкция пассажирских вагонов(Учебно- иллюстрированное пособие)- Москва: УМК МПС России,2002
3.Конструкция тележек грузовых и пассажирских вагонов (Иллюстративно-учебное пособие)- Москва: Маршрут,2004
4.Электрические аппараты и цепи пассажирских вагонов (Учебно-иллюстрированное пособие)-Москва: Маршрут,2003
5. Нефелов Т.П. Электротехника(постоянный ток) (КПСД- RОМ),2003
6.Клачкова Е.А. Охрана труда на ж-д транспорте (Электронный учебник СД), 2004.
7.Блохина Е.В. Кондиционирование воздуха в пассажирских вагонах типа 47КК( КПСД- RОМ),2003
8.Кошкалда Р.О. и др. Внутреннее оборудование пассажирского вагона (КПСД- RОМ),2003
9.Организация пассажирских перевозок и правила обслуживания пассажиров (КПСД- RОМ),2007
10.Осипов С.А. Сигнализация(КПСД- ОМ)
11.Барановский Н.Д. Движение поездов при телефонных средствах связи (КПСД- RОМ),2003
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к учебной практике (производственное обучение) и производственной практике является освоение профессионального модуля «Сопровождение грузов и спецвагонов» для получения первичных профессиональных навыков.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины «Сопровождение грузов и спецвагонов».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты по профилю специальности.
Мастера производственного обучения: должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Принимать грузы и сдавать их заказчикам в установленном порядке. 1. Правильность приема груза и осуществления погрузки и размещения Тесты,практические заня-тия,самостоятельные рабо-ты,контрольные работы, зачёты
2. Правильность сдачи груза заказчикам Обеспечивать установленные условия перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования. 1. Правильность обеспечения сохранности грузов спецвагонов в пути следования поезда Практические занятия
Зачет
2. Правильность осуществления контроля технического состояния оборудования, автоматических средств охраны и сигнализации 3. Правильность обнаружения неисправности спецвагона и принятие мер по их устранению 4. Правильность обеспечения безопасных условий эксплуатации спецвагона и сопровождения грузов Обслуживать служебный вагон рефрижераторного поезда. 1. Правильность обслуживания служебного вагона рефрижераторного поезда Практические занятия
Зачет
2. Правильность обеспечения бригады рефрижераторного поезда пищей, создания условия для положенных им инструкцией периодов отдыха Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес 1. Демонстрация интереса к будущей профессии Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. 1. Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области обслуживания пассажиров в пути следования, обслуживания вагона и его оборудование в пути следования, сопровождения грузов и спецвагонов, выполнения работ кассира билетного;
2. Оценка эффективности и качества выполнения; Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. 1.Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области обслуживания пассажиров в пути следования, обслуживания вагона и его оборудование в пути следования, сопровождения грузов и спецвагонов, выполнения работ кассира билетного Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. 1. Эффективный поиск необходимой информации;
2. Использование различных источников, включая электронныеИспользовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. 1. Работа с компьютером, видеотерминалом и другими счетно-суммирующими машинами Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. 1. Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения Проводить мероприятия по защите пассажиров и работников в чрезвычайных ситуациях и предупреждать их возникновение. 1. Принятие правильного решения в нестандартной ситуации
2. Проявление бдительности
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 1. Развитая физическая подготовка
2. Быстрая реакция в принятии решений
3. Четкое выполнение поставленной задачи Разработчики:
ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» мастер п/о Т.И. Коровина
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)