Воспитательное пространство как средство разрешения противоречия между традиционными методами и формами гражданского воспитания и потребностями студенчества


Воспитательное пространство как средство разрешения противоречия между традиционными методами и формами гражданского воспитания и инновационными потребностями студенчества.
Кикина Инга Анатольевна
преподаватель специальных дисциплин
ГБОУ СПО ЛО «Беседский сельскохозяйственный техникум»

Исторический опыт показал, что поступательное развитие общества, экономическое развитие страны, профессиональная состоятельность выпускника не могут быть успешно осуществлены без воспитательного базиса, без учета духовного потенциала личности и общества. Общество пришло к осознанию давно всем известной истины: обучение, воспитание, развитие — это три неразрывных составляющих образовательного процесса.(15,2) Нельзя изолировать одно от другого. Обучение, воспитание, развитие должны быть органическим процессом формирования личности студента. Особую актуальность профессиональное воспитание приобретает в новых, изменившихся условиях жизни, когда состояние духовно-нравственной культуры молодежи угрожает национальной безопасности страны (9,5).
Гражданским обществом, правовым государством востребована новая личность, ориентированная на общечеловеческие, нравственные и духовные ценности, обладающая такими качествами как самостоятельность, сознательность, ответственность. Мотивация в профессиональном воспитании смещается в плоскость формирования выпускника как сознательного и активного гражданина страны, созидателя.
В сложившихся условиях перед профессиональным образованием выдвигаются новые требования, важность и острота которых очевидны.
Таким образом, видим, что логика и потребности настоящего времени позволяют по-новому рассматривать вопрос профессионального воспитания личности, представляя воспитание как динамичную, подвижную систему, сочетающую в себе традиции и новаторство. Объект воспитания становится центральной фигурой, рассматриваемый на уровне отдельного человека во всем богатстве и многообразии его личностных интересов, потребностей, устремлений. Педагогу отводится роль реализации педагогической поддержки, суть и этапы которой раскрыты Г. Б. Коретовым. Воспитатель устанавливает контакт, налаживает продуктивную коммуникацию, разбирается во внутреннем мире обучаемого, выявляет те потребности, интересы, которыми он уже обладает, на этой основе помогает понять самого себя, осознать и осмыслить свой потенциал, определить и вербализировать цель собственного развития (4,47).
Рассматривая воспитание как развитие направленности личности, а аспекты воспитания как ее развитие в системе отношений человека к окружающему миру и к самому себе - самоотношение, отношение личности к собственному «Я», философию «самости» - «Я - концепцию» (15,6), нужно отметить, что она была обозначена и ранее в работах Н. М. Таланчука. Организация воспитательной работы по системе Н. М. Таланчука в нашем техникуме является базой профессионального воспитания.
Собственный педагогический опыт, его анализ и осмысление, изучение научной, методической литературы позволяют утверждать, что формирование воспитательного пространства гражданского воспитания в ССУЗе помогает решить противоречие между традиционными методами и формами воспитания и инновационными потребностями студенчества. В педагогической науке воспитательное пространство рассматривают как организацию высокогуманной, личностно значимой атмосферы взаимоотношений субъектов воздействия, оптимизацию и широкую вариативность коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательной работы, обеспечение социально-психологической поддержки студентов. По мнению Л. М. Федоряк, к педагогически значимым элементам такого пространства относятся социальная среда воспитания, жизни и общения студентов в учебном заведении и за его стенами, это система проживания своей жизни каждым студентом в условиях воспитательного пространства, это система внутренних и внешних условий, способствующих развитию каждого студента на основе его адаптации к требованиям воспитательного процесса, индивидуализации и дифференциации форм и методов воспитательной работы с целью развития активности каждой личности, ее способности к самоуправлению, самореализации не только в учебной деятельности, но и в общении и окружающей действительности(18,173-174). Пространство пронизано различными видами образовательных средств и ими задается. Г. М. Максимовой рассматривается термин «медиа-воспитание», когда используются медиасредства, создающие пространство художественными ценностями и образами, пробуждающими творческие состояния и смысловые переживания в процессе воспитания (6). Как отмечает Н. Б. Кириллова, медиасреда, посредством массовых коммуникаций (печать, телевидение, радио, интернет и т.д.) связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует нравственно-эстетические ценности, оказывает воздействие на социальное поведение людей (3). Преподаватели нашего техникума активно используют медиасредства в учебно-воспитательном процессе. Целесообразность использования медиасреды очевидна: мультимедийность (сочетание визуальной, текстовой и аудио информации); интерактивность (взаимодействие) компонентов среды; легкость и убедительность чувственного (образного) восприятия; интенсивность и доступность информации (учебной, методической, научной). Мы полностью согласны с Г. П. Максимовой, что воспитательная среда находится в тесном соотношении, взаимосвязи и взаимозависимости с информационной средой, социально-культурной, коммуникативной, субкультурной средой студенчества, с улицей. Хотя каждая среда имеет свое наполнение, они абсолютно дополняют друг друга и взаимодействуют (влияют одна на другую) (6). Когда мы говорим о воспитательной среде образовательного учреждения, мы предполагаем ее целенаправленную организацию и адекватное наполнение смыслами, представлениями, ценностными ориентациями. Добавим к этому, что вся атмосфера ССУЗа также должна воспитывать с ее действенным механизмом воспитания — культурой. Велика роль в этой среде преподавателя, его личный пример, его культура, манеры поведения, его компетенция (образовательная, воспитательная, исследовательская). Г. П. Максимова определяет воспитательную среду образовательного учреждения как культурную коммуникацию субъектов воспитания, указывает ее наполнение — гражданское, гуманитарное, этическое, эстетическое, моральное. (7,53-55) Нет сомнений, что воспитательная среда ССУЗа — это определенная педагогическая система, которая должна базироваться не на принципах доминирования или противостояния, а на принципах сотрудничества (6). Хочется добавить о необходимости особого внимания к учету специфики социальной среды региона, национальной, религиозной, ее половому и возрастному составу.
Воспитательное пространство в нашем техникуме наполнено разными средами и их элементами: медиасреда, среда ССУЗа (лаборатории, кабинеты, мастерские, библиотека, музеи, условия быта, оформление территории и помещений наглядными средствами и т.п.), образовательно-воспитательная среда (семья, школа, техникум, социум), включающая культурно-развивающие, спортивно-оздоровительные и другие общественные организации и культовые учреждения. Взаимодействие техникума с окружающей средой это сложная структура связей, сложность обусловлена многообразием отношений. Основным звеном в системе этих отношений мы считаем организационно-педагогический аспект. Для эффективного взаимодействия субъектов воспитательного пространства необходимо создавать социально-педагогические ассоциации, союзы, центры, объединения и т.п.
В нашем примере с учетом региональных особенностей и географических условий (сельская местность, расположение на границе района, отдаленность от районного центра) нами создана методическая комиссия, основными направлениями деятельности которой являются следующие: объединение воспитательного потенциала учебных заведений (школа, музыкальная школа, техникум), культурно-досугового центра, муниципального образования «Беседская волость», общественности по формированию гражданско-правовой культуры и патриотизма молодежи; координация их деятельности для обеспечения формирования гражданского самосознания, активной гражданской позиции, правовой культуры, чувства патриотизма; совершенствование духовно-нравственного образа жизни в семейно-бытовой сфере и в сфере свободного общения в социальной среде; повышение педагогической, духовно-нравственной, гражданско-правовой культуры в семье, различных группах населения; реализация воспитательных функций всех субъектов воспитательного пространства; повышение роли государства и общественного контроля за семейным воспитанием в сфере гражданского воспитания; обеспечение комплексности, непрерывности, преемственности гражданского воспитания; связь с государственными и общественными организациями на уровне муниципального образования «Волосовский муниципальный район» (сектор по культуре и молодежной политике, дом культуры «МКУК», ГДЦ «Родник», редакция газеты «Сельская новь», совет ветеранов, комитет образования, отдел министерства внутренних дел и т.п.). Учитывая, что образовательная программа — совокупность учебно-методической документации, методических материалов по созданию воспитательного пространства и самого процесса воспитания, гражданского воспитания отсутствует, остается надежда на образовательную деятельность педагога (преподавателя, воспитателя), уместно добавить педагога-новатора, осознающего, что обучающийся — субъект и соучастник образовательного процесса (обучения, воспитания, развития). Каждый преподаватель может внести свой вклад в решение трудной задачи создания благоприятной атмосферы воспитательного пространства гражданского воспитания. Не секрет, что как любая исследовательская деятельность технология создания воспитательного пространства гражданского воспитания потребует больших затрат времени, на этом пути достаточно «подводных камней». Поэтому необходима психологическая готовность преподавателя ССУЗа к самовоспитанию, получению новых знаний, восприятию информации «новыми глазами», повышению профессионального мастерства, принятию активной жизненной позиции. Добавим к этому, что результативность воспитательной деятельности преподавателя возрастает при сохранении активности и возможности широкого привлечения к решению задач по созданию воспитательного пространства гражданского воспитания не только преподавателей ССУЗов, обучающихся, но и ветеранов, специалистов производства, государственных служащих, опытных практиков, научных работников, всех кто имеет необходимую подготовку и опыт обсуждения получаемых результатов в средствах массовой информации, интернете, на съездах, конференциях, семинарах, совещаниях и т.п. Это позволяет интегрировать педагогическую среду в общее социо-культурное пространство на всех этапах деятельности человека-гражданина.
Бесспорно, принимаем утверждение, что создание воспитательного пространства гражданского воспитания очень сложная задача, но задача решаемая. Знаем, что ожидаемый обществом результат выпускник - активный гражданин, патриот своей страны, высоконравственная личность, а это превосходит все педагогические затраты деятельности преподавателя, заслуживает уважения и признания профессии педагога.
Список литературы:
1.Беликова Т. П. Управление воспитательным процессом среднего специального учебного заведения. :дис., кандидат социол.наук. -Белгород: БГУ, 1999.
2. Гражданское образование; содержание и активные методы обучения / под ред. Н. Воскресенской, С.Шехтера. -М.: Межрегиональная ассоциация за гражданское образование, 2005.-с. 85
3. Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. Учебное пособие. -М.: Академический проект, 2008.-с.496
4. Коретов Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса.//Педагогика 1999 №3.- с.47
5. Макаев В. В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы. //Педагогика 1999,№4.- с.6-9
6. Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде: дис., доктор пед.наук. -Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ»,2007
7. Медведев П. С. Становление качества жизни студентов в воспитательном пространстве вуза.//Среднее профессиональное образование 2011 № 4.- с.53-55
8. Мудрик А. В., Бодаев А. А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. Под ред. А. В. Мудрик. -М. 1999.- с.368
9. Мухаметзянов Г.В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике.//Среднее профессиональное образование 2010 №10, с.2-7
10. Мухаметзянов Г.В. Основные тенденции развития профессионального образования. //Специалист. 2009 №11.- с.2-9
11. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. -М.: Синтег,2007.-с.668
12. Новиков А. М.Обучение опыта личности.//Специалист. 2010 №8.-с.2-6
13. Новиков А. М. Развитие обучающегося, что же у него развивается?//Специалист 2010 № 9.- с. 2-7
14. Новиков А. М. Об образовательной деятельности обучающегося.//Специалист. 2010 №11.- с.2-5, №12.- с.2-7
15. Новиков А.М. Воспитание: что воспитывается в обучающемся?//Специалист. 2010. №7.-с.2-7
16. Педагогика профессионального образования:Учебное пособие для студентов высш. пед.учеб. заведений под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2006.-с.368
17. Пятый съезд Союза директоров ССУЗов России. Приоритеты развития НПО и СПО в повышении качества кадров для современной экономики. // Специалист 2009 №7.- с.2-8
18. Федоряк Л. М. Качество жизни и познавательная деятельность: монография. СПб, 2004.-с. 173-176