Урок русского языка по теме Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению «Легко ли быть молодым?»


Урок русского языка по теме "Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению «Легко ли быть молодым?»"
Тема: Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему “Легко ли быть молодым?”.
Цели:
На основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения-рассуждения, закрепить знания о типах и стилях речи.
Развивать умение анализировать предложенный текст, навыки коммуникативного общения, речь, мышление.
Содействовать воспитанию у учащихся активной жизненной позиции, дружбы, товарищества, дисциплинированности и самостоятельности.
Оборудование: плакаты с пословицами и крылатыми выражениями о молодости и молодежи (“Молодому все просто”, “Юность – время золотое: ест и пьет и спит в покое”, “Молодому ошибка – улыбка, старому – горькая слеза”; “Здравствуй, племя младое, незнакомое!”. А.С.Пушкин, “Молодым везде у нас дорога…” В.Лебедев-Кумач и др.)ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок с повторения знаний по теме “Типы и стили речи”. Работать будем в группах. В каждой из 4 групп, на которые вы поделены, есть ученик-консультант, который будет фиксировать результаты вашей деятельности в контрольных листах (См. приложение). Посмотрите, какая работа вам предстоит! (План урока на столах каждой группы).
1. Теоретический опрос.
2. Выполнение тестового задания.
3. Индивидуально-групповое задание.
4. Участие в дискуссии.
5. Самостоятельная творческая работа.
II. Проверка и закрепление изученного материала:
Ответьте на вопросы:
1. Какие стили речи вы знаете?
2. Что такое художественный стиль?
3. Каковы особенности научного стиля?
4. В какой сфере используется деловой стиль?
5. Что такое публицистический стиль и какова его структура?
6. Какие типы речи существуют?
7. Какие разновидности описания вы знаете?
8. Какие бывают виды рассуждения?
(Ответы на данные вопросы учащиеся дают консультантам в группах и фиксируют результаты в контрольных листах)
III. Объявление темы и цели урока.
Сегодня у нас урок, посвященный интересной теме. А какой, вы узнаете, послушав стихотворение Э.Асадова “Можно и нельзя”:
Когда ты прожил три весны всего,Мир ярок, словно птичье оперенье!Но чем ты больше ищешь с ним общенья,Тем меньше допускают до него.И в шустрых пять, и в бойких восемь летЖивешь, все те же тяготы неся:“Да” слышишь редко, чаще слышишь “Нет!”Запрет на это и на то запрет,Ну просто, в общем, ничего нельзя!Нельзя в футбол под окнами гонять,И в дом со свалки принести щенка,Нельзя сарай как крепость штурмоватьИ кинуть с крыши бомбу из песка.Ни засидеться с книгой допоздна,Ни эскимо наесться до отвала,Ни выпрыгнуть к ребятам из окна,Ни в чьих-то кур пальнуть из самопала.И думал я, лишаясь пистолетов,“Ну, ничего, вот вырасту большой….Что взрослым-то? Им взрослым, хорошо,Живи себе и – никаких запретов!Ребятам вечно пальцами грозя,Ворчат, ворчат… Ах, даже слушать тошно!А вот себе не говорят – нельзя,А вот себе-то все, что хочешь, можно!”.О, детство, детство – розовый восход,Где все вокруг бескомпромиссно просто!Когда б я знал про все запреты взрослым….Я б задержался в детстве хоть на год!Как выяснилось, взрослым тоже нетПокоя от инструкций и рецептов:Почти на все приятное запрет,На все, что скучно – никаких запретов!
(Стихотворение читают поочередно мальчик и девочка)
- Итак, как вы думаете, на какую тему у нас сегодня пойдет разговор? Да, о том, легко ли быть молодым.
- Как вы считаете, какого возраста людей можно называть “молодежью”?
- А легко ли быть молодым? Посмотрите на плакаты с пословицами и крылатыми выражениями о молодости и молодежи. Давайте проголосуем!
(На доске записываем результаты голосования на тему “Легко ли быть молодым?”)
IV. Знакомство с текстом для анализа:
- Давайте обратимся к содержанию текста, лежащего у вас на столах. Прочтите его и самостоятельно выполните тестовые задания к нему. Ответы дайте на проверку консультантам (они сверяют ответы с ключом, данным учителем).
Ю.Казаков1. Молодым быть очень плохо. 2. Жизнь проходит очень быстро, тебе уже семнадцать или восемнадцать лет, а ты еще ничего не сделал. 3. Неизвестно даже, есть ли у тебя какие-нибудь таланты. 4. А хочется большой, бурной жизни! 5. Хочется писать стихи, чтобы вся страна знала их наизусть. 6. Или сочинить героическую симфонию и выйти потом к оркестру – бледному, во фраке, с волосами, падающими на лоб… 7. Что мне делать? 8. Что сделать, чтобы жизнь не прошла даром, чтобы каждый день был днем борьбы и побед? 9. Я живу в тоске, меня мучит мысль, что я не герой, не открыватель. 10. Способен ли я на подвиг? 11. Не знаю. 12. Способен ли я на тяжелый труд, хватит ли у меня сил на свершение великих дел? 13. Хуже всего то, что никто не понимает моей муки. 14. Все смотрят на меня как на мальчишку, даже иной раз ворошат мне волосы, будто мне еще 10 лет.
V. Тестовые задания.
А.27. Какая проблема не затронута в этом тексте?
1. Роль молодежи в обществе.
2. Желание молодежи совершить подвиг.
3. Молодежь никто не понимает.
4. Молодые хотят внимания и славы.
А.28. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1. Молодым быть очень плохо.
2. Молодежи хочется бурной жизни.
3. Молодым быть хорошо.
4. Молодых надо воспитывать.
А.29. Определите стиль и тип речи текста.
1. Научный, описание.
2. Публицистический, рассуждение.
3. Публицистический, повествование.
4. Художественный, повествование.
А.30. Укажите средства связи предложений № 9 и № 10.
1. Синоним.
2. Повтор.
3. Однокоренные слова.
4. Местоимение.
А.31. Какие средства выразительности не используются в тексте?
1. Сравнение.
2. Метафора.
3. Противопоставление.
4. Вставные конструкции.
VI. Устный опрос.
- Пока наши консультанты работают, прочтем еще раз текст и ответим на следующие вопросы:
- Сформулируйте тему текста. О каких проблемах молодежи пишет автор?
- Определите позицию автора.
- Согласны ли вы с его точкой зрения?
- А теперь дадим слово консультантам. Каковы результаты выполнения теста в группах?
VII. Индивидуально-групповая работа по анализу текста (учитель раздает задания для каждой группы и учащиеся коллективно или индивидуально исследуют содержание предложенного текста и находят ответы на поставленные вопросы).
IX. Анализ текста (cамостоятельная работа).
1. Организация работы в группах:
1 группа: Дайте характеристику использованного в тексте стиля и типа речи, укажите структуру речи, выделите основные микротемы (Микротемы: а) “Молодым быть плохо”; б) “Хочется большой, бурной жизни”; в) “Что мне делать?”; г) “Никто меня не понимает”);
2 группа: Определите способы и средства связи предложений в тексте, выделите лексические особенности (книжная и нейтральная лексика; архаизмы, славянизмы, неологизмы и т.п., контекстуальные синонимы и антонимы);
3 группа: Охарактеризуйте языковые средства выразительности и морфологические особенности текста;
4 группа: Дайте характеристику синтаксическому строю текста.
2. Физминутка (игра-считалка на внимание по ритмичную музыку).
3. Выступления групп с результатами самостоятельной работы.
4. Обобщающее слово учителя:
- Да, молодость – это время самоопределения. Об этом времени в жизни человека написано немало. Давайте послушаем материал, подобранный по этой теме вашей одноклассницей. (Выступление ученицы с индивидуальным сообщением. Звучат пословицы, крылатые выражения).- Какова, на ваш взгляд, позиция автора этого текста? Согласны ли вы с его точкой зрения? Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт. При ответе на данный вопрос воспользуйтесь клише, которые представлены на плакате: “Автор считает, что…”, “Цель автора – убедить читателя…”, “По мнению автора…”, “Автор текста прав в …, однако…”, “С автором текста трудно не согласиться…”, “С автором можно согласиться лишь частично…”.
X. Обсуждение проблемы: “Легко ли быть молодым?”.
1. - Я предлагаю вам подискутировать на эту тему. В самом ли деле молодым быть плохо, как считает герой текста? Давайте поспорим с ним! Пусть 1 и 2 группа будут защищать позицию “Молодым быть трудно”, а 3 и 4 группа – “Молодым быть легко”.
Необходимо за три минуты обсуждения в группе придумать как можно больше аргументов в пользу той или иной точки зрения.
2. Диспут (прения сторон).
3. - Ну что же, я думаю, идеи, возникшие у нас в ходе дискуссии, помогут вам написать сочинение на тему “Легко ли быть молодым?”. А сейчас послушайте интересные факты о выдающихся людях, получивших известность в ранней молодости. (Выступление с индивидуальным заданием. Например, Моцарт стал сочинять музыку в 5 лет и т.п.) 4. - Как вы думаете, что помогло этим людям добиться успеха в том юном возрасте?
XI. Итог урока, оценка деятельности учащихся. По результатам контрольных листов определяется группа, продуктивнее всех работавшая на уроке.
- Поменялась ли ваша точка зрения на вопрос, поставленный в начале урока? Как вы теперь считаете? Легко ли быть молодым? (Повторное голосование. На доске фиксируем результаты и делаем вывод)XII. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему “Легко ли быть молодым?” или “Каким я буду через 10 лет”.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольный лист группы № _____
№ п/п Ф.И.уч-ся Повторение Тестпо тексту Анализ текстав группе Участиев диспуте Количествобаллов Оценказа урок
               
               
               
               
               
               
Примечание: на каждом этапе консультант фиксирует количество верных ответов и активность учащегося на уроке, затем выставляет итоговую оценку.