Технологическая карта урока русского языка Содержательный анализ текста (подготовка к сочинению-рассуждению в форме и по материалам ЕГЭ) (10 класс)

Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 10
Тип урока: урок развития речи.
Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты
Тема урока: «Содержательный анализ текста С.Л. Львова»
Цели урока:
Образовательная:
подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на основе содержательного анализа текста (формулирование основной проблемы текста и комментария к ней; определение позиции автора; изложение собственного мнения по проблеме с привлечением нескольких (2) аргументов), повторение и обобщение теоретических знаний по созданию текста-рассуждения.
Развивающая:
развитие коммуникативной, лингвистической, языковой компетентности учащихся.
Воспитательная:
- воспитание у учащихся культуры речи, требовательности к своей речи;
- формирование у подрастающего поколения нравственных качеств;
- воспитание бережного отношения к слову и языку.
Задачи урока:
- обратить внимание на речевое оформление сочинения;
- отработать методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения.

Оборудование:
- исходный текст (ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М., 2015. – вариант 9);
- раздаточный материал - рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

Формируемые УУД
Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия
Этапы работы над сочинением-рассуждением, алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Ресурсы
Текст для организации работы по написанию сочинения; рабочий лист (черновик), художественная литература.

Организация пространства
Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.




Этапы урока, цель этапа, время


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся



УУД

Организационный.
Цель: проверка готовности обучающихся к уроку.
(1 минута)
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.


Готовятся к работе на уроке.


Мотивационный
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Мотивирующий приём: вступительное слово учителя
(2 мин.)
Обращается к обучающимся:

- Ребята, у Владимира Литвинова есть слова: «Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово». Согласны вы с этим высказыванием?
- Действительно, умение писать сочинение по предложенному тексту предполагает, прежде всего, умение вчитываться в текст, анализировать его стилевые и типологические особенности, видеть проблемы, поставленные автором. Нужно научиться комментировать проблему, видеть позицию автора, то есть основную мысль текста. 



Отвечают на вопросы
Личностные:
формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;
положительное отношение к школе и учебной деятельности

II. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения согласованных и несогласованных определений; сформулировать тему урока;
обозначить логическую необходимость изучения этой темы.
(2 мин.)

- Как бы вы определили тему нашего урока?
- Правильно, тема нашего урока «Содержательный анализ текста».
– Какова будет цель урока?
Помогает учащимся сформулировать цель урока.
– Таким образом, мы готовимся к главному экзамену – ЕГЭ. – Определите задачи, которые стоят перед нами.
Ставит учебные задачи, вопросы, моделирует ситуации, в ходе решения которых учащиеся приходят к осознанию «нехватки» определенных знаний и умений.

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.
Называют тему урока

Цель – произвести содержательный анализ текста.
Определяют задачи урока.
Задачи:
формулировать основную проблему текста и комментировать ее;
определять позицию автора и отражать ее в сочинении;
излагать собственное мнение по проблеме
с привлечением нескольких (2) аргументов.
Складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и содержанию материала, намеченного для усвоения.
Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.
Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида .
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение

2. Актуализация знаний.
Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».
(3 мин.)
- Ребята, прежде чем приступить к чтению и анализу текста, послушайте отрывок из стихотворения известного советского поэта и прозаика Вадима Сергеевича Шефнера «Слова». Подумайте, о чем оно.
СЛОВА
Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить


- О чем это стихотворение?
- Согласны ли вы с мнением автора?

- Слово обладает значительной силой, способной как помочь человеку, так и навредить. Необходимо лишь обращаться с ним обдуманно и рассудительно. Эта мысль находит отражение в пословицах и поговорках русского народа.
- Вспомните известные вам поговорки, пословицы, афоризмы о слове.
Запишите их в тетрадь.













- Итак, о чем, по вашему мнению, будет текст, с которым нам предстоит сегодня работать? 
Слушают, отвечают на вопросы учителя.


































Работа в парах. Учащиеся вспоминают и обсуждают известные им пословицы и поговорки о слове.
На великое дело великое слово.
Слово вовремя и кстати сильнее письма и печати.
Слово пуще стрелы разит.
От слова спасение, от слова и погибель.
Мягкое слово кости ломит.
Не ножа бойся языка.
Живым словом победить.
Слово не нож, а до ножа доводит.
Слово серебро, молчание золото.
Доброе слово и кошке приятно.
Слово не воробей, вылетело не поймаешь.
Слово за слово и пошло поехало.
Не бросай слов на ветер.
Одним словом можно убить, другим воскресить.
Слово не стрела, а сердце насквозь разит.
Слово горы ворочает.
Меткое слово что пуля снайпера.


Учащиеся отвечают на вопрос.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида , понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению-
Коммуникативные:
формулирование собственного мнения


3.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом.
Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия.
(5 мин.)
- Автором текста является Сергей Львович Львов – прозаик, критик, публицист, автор статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы. Сегодня на уроке мы обратимся к отрывку из его статьи. Давайте познакомимся с текстом.

- О чем говорится в тексте? Определите его тему.
- Озаглавьте текст.



- Составим назывной план текста.

Организует работу в группах по составлению плана текста.

- Переделайте назывной план в вопросный. Это поможет вам представить смысловую веху исходного текста как вопрос, на который вы должны дать ответ.
Учащиеся читают, анализируют текст, отвечают на вопросы:
Информация о выполнении задания.
Назывной план текста:
1. Раны можно нанести словом.
2. Необдуманное обращение со словом.
3. «Осторожно - слово!»
4. Крик и брань не свидетельство силы.
5. Вежливость.
Вопросный план текста:
1. Как наносятся раны словом?
2. Как необдуманное обращение со словом может обидеть человека?
3. Как нужно обращаться со словом?
4. В чем заключается сила?
5. Что такое вежливость?

Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.

Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.
Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.


4. Формулирование проблемы и позиции автора текста.
Цель: обучение определению проблемы.
(3 мин.)
- Ещё раз обратитесь к вопросному плану и подумайте, какой из вопросов отражает проблему текста? Сформулируйте к ней авторскую позицию, при этом помня, какими речевыми клише можно оформить эту часть работы. (дифференцированная работа)



























- Ребята, выберите одну из сформулированных проблем текста, а также определите авторскую позицию по этой проблеме.
Информация о выполнении задания.
1, 2, 3 группы определяют проблему и позицию автора текста.
4 группа (слабые ученики соотносят авторские позиции текста и проблемы текста, предложенные им, с учетом того, что даны лишние формулировки, не подходящие ни к одной проблеме).
Проблема №1
Проблема бесчувственного отношения человека к окружающим. (Только ли ударом ножа можно нанести рану человеку?)
Позиция автора текста
Бесчувственный человек может нанести душевную рану, которую можно сравнить с ударом ножа.
Проблема №2
Проблема необдуманного обращения со словом. (Как наносятся раны словом?)
Позиция автора текста
Раны наносятся не только грубостью, но и необдуманным обращением со словом, глупостью и невежеством.
Проблема №3
Проблема истинной силы человека. (Что является свидетельством силы: крик и брань или спокойное достоинство?)
Позиция автора текста
Свидетельством истинной силы является не крик и брань, а спокойное достоинство.
Проблема №4
Проблема вежливости. (Что такое вежливость?)
Позиция автора текста
Вежливость – проявление внутренней силы и подлинного достоинства человека.




Учащиеся выбирают одну из исходных проблем текста и авторскую позицию. Записывают в тетрадь.

Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.
Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.
Коммуникативные: умение выражать мысли

5. Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы.
Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.
(4 мин.)
Организует работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте. Напоминает требования к комментированию проблемы текста: 2 примера-иллюстрации.
Обращает внимание на возможность текстуального комментирования (от текста к действительности - следование за автором, установление связи мысли автора с жизнью) и концептуального комментирования (от действительности к тексту – указание на актуальность проблемы)
- В какой части текста идет ответ на поставленный вопрос в проблеме?
- Раскройте её в 2-3 предложениях (главных), при этом заботьтесь о том, чтобы каждое представляло собой законченную, грамматически правильную конструкцию. (работа в парах)
- Используя полученные предложения, составьте комментарий к проблеме. При этом помните, какими речевыми клише можно воспользоваться. После выполнения этого вида работы обменяйтесь полученными комментариями к проблеме текста. Оцените своего товарища по 3х-балльному критерию.
Составляют план достижения цели, работают с текстом. Комментируют проблему текста.












Информация о выполнении задания:

Как наносятся раны словом?
Комментарий к проблеме:
Автор не может мириться с тем, как легко и, порой, бездумно люди грубят окружающим, не подозревая, что при этом творится у человека в душе. Сергей Львов вспоминает историю одной женщины, которая, упав на улице, обратилась в ближайшую поликлинику за помощью и получила отказ. Автор подчеркивает невежество хирурга, потребовавшего «железным голосом» больную, истекающую кровью, покинуть кабинет. Женщину поразило отношение врача к сложившейся ситуации и то, как слова, сказанные спокойным тоном, смогли ранить её. Львов с большим огорчением отмечает тот факт, что к врачу обратился человек с просьбой залечить телесную рану, а тот нанёс ему рану душевную.
Раскрывая проблему необдуманного обращения со словом, автор рассказывает о маленькой девочке с больным сердцем, которой врач при всем классе заявил: «С таким сердцем жить нельзя!» Девочка искренне верила, что ей осталось недолго. С.Л. Львов полагает, что эту рану словом нанесли не злость и дерзость, а бескультурье и невежество.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение.

Физминутка

6.Аргументация проблемы.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа реализации.
(5 мин.)
Организует работу по нахождению аргументов.
Предупреждает о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым).
Обращает внимание на разделение аргументов в два абзаца.
- Какие литературные аргументы можно привести в защиту авторской позиции.



- Ребята, прочитайте составленные формулировки в раздаточном материале и выберите подходящие для вашего сочинения по проблеме текста и авторской позиции.
Называют и сопоставляют аргументы.
Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы, записывают их в качестве аргументов.




Информация о выполнении:
В.А. Солоухин «Слово о словах»
В. С. Шефнер «Слова»
М.Горький «На дне»
А.П. Чехов «Тоска»
Информация о выполнении:
1. Уникальной способностью находить нужные слова для поддержки окружающих обладает Лука, один из главных героев пьесы Максима Горького «На дне». Он терпеливо выслушивает жалобы смертельно больной женщины Анны, тем самым избавляя ее от волнений в последние часы и позволяя спокойно умереть. Такая поддержка была крайне необходима умирающей женщине, которая оказалась ненужной даже своему собственному мужу.
2. Герой рассказа А. П. Чехова «Тоска»» извозчик Иона не находит сочувствия в лице случайного пассажира, всем безразлично его горе. Безвременная кончина сына терзает только лишь душу отца, и никто не стремится понять его душевное состояние.
Познавательные: построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование.
Регулятивные: осуществление обработки и использования необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.
Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли,

8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над заключением.
Цель: усвоение учащимися определения тезиса.
(4 мин.)
Организует усвоение детьми нового способа действий, подводит итого анализа.
Акцентирует внимание на то, что заключение может быть в разных формах.

Работают в парах. Анализируют, сопоставляют обнаруженные аргументы.
Используют алгоритм написания.
Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.


9.Самостоятельная работа с образцами фрагментов работы, позволяющая выстроить логику сочинения.
Цель: самооценка результатов своей деятельности.
(5 мин.)
Организует деятельность по применению полученных знаний.
Оказывает помощь учащимся при написании работ.
Письменно оформляют проанализированное. Обмениваются написанным, корректируют и проверяют работы друг друга.
Регулятивные: контроль, коррекция, самоопределение, волевая регуляция в ситуации затруднения.

10. Включение в систему знаний и повторение. Контроль и коррекция ответов
Прослушивание частей сочинения учащихся.
Работа над сочинением.
Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.
(3 мин.)
Выявляет границы применения нового знания.
Корректирует и комментирует все выступления обучающихся.
Корректируют работы.
Коммуникативные:
умение быть готовым корректировать свою точку зрения

11. Рефлексия деятельности
Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
(2 мин.)
Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

Слово учителя.

- Каждый день мы произносим более 5000 слов. Для многих они ничего не значат. А ведь слово – главнейший инструмент человека, которым можно ранить, а можно и ободрить. Можно сказать тысячу пустых слов, а можно одно правдивое, которое разбивает всю лживость и злость. Но есть и плохие слова, которые человек применяет во вред себе и окружающим. В наше время люди стали использовать слова с целью унижения человеческих достоинств. Слово – это действительно великое оружие.
- Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению? Чем?
- Как вы оцените свою подготовку к написанию сочинения-рассуждения по тексту Львова? По любому другому тексту? (по 5-балльной шкале)
(сигнальные карточки)
- Составьте синквейн по нашему сегодняшнему уроку.


Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.
Отвечают на вопросы.





















- Работают с сигнальными карточками. Аргументируют.



Синквейн.
В первой строчке тема называется одним словом (существительным)
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия (тремя глаголами)
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (афоризм)
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы (слово – резюме)
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

VIII. Домашнее задание (по выбору учащегося)
(1 мин)

Предлагает:
- написать чистовой вариант сочинения-рассуждения по тексту В.С. Львова, но на другую проблему, не рассмотренную в классе, или
- написать сочинение по другому тексту самостоятельно в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экзаменационной работе.
Ученики выбирают домашнее задание, записывают
Коммуникативные создание сочинения-рассуждения по данному тексту



Карточка-информатор №1: Структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту
Структурный компонент текста
Речевые клише

Проблема
Возможен риторический вопрос В центре внимания автора проблема В тексте автор размышляет над проблемой

Комментарий
Не случайно писатель изображает Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни Автор заставляет читателя задуматься Автор обращает внимание на то, что
Автор рассуждает о том, как важно
Автор приводит примеры
Автор убедительно рассказывает (о чём?)...
Писатель верно подметил, как...

Позиция автора
Позиция автора такова Автор подводит читателя к выводу о том, что Автор осуждает/одобряет поступки героев (Прямо это выражено или в иносказательной форме? В скрытой ироничной форме или же открыто высказывает своё отношение к происходящему?)

Моя позиция – тезис
Формальное согласие/несогласие с мнением автора + собственное утверждение: Я полностью согласен с мнением (позицией) автора, и считаю, что каждый человек должен пересмотреть своё потребительское отношение к природе (или: поступки героев – яркий показатель их нравственных качеств)

Аргумент 1 (н-р, жизненный опыт)
Действительно Подумайте сами Примеров подобного отношения людей к множество.

Иллюстрация к аргументу 1
Например, В качестве примера расскажу Приведу следующий пример Правоту автора подтверждает

Аргумент 2 (н-р, читательский опыт)
Мою позицию (мнение) подтверждает и опыт художественной литературы. Обсуждаемая проблема настолько важна в жизни человека, что многие писатели поднимали её в своих произведениях

Иллюстрация к аргументу 2
Например, Вспомним произведение Именно об этом писал

Вывод-заключение
Таким образом, только от нас самих зависит В заключение ещё раз хочется воскликнуть (спросить, напомнить): Возможна пословица или поговорка.


Важно помнить, что при написании сочинения-рассуждения нужно соблюдать:
последовательность изложения мыслей;
смысловую цельность и связность;
абзацное членение текста;
связки (логические мостики-переходы) между абзацами;
использование слов-заменителей, чтобы избежать повторов и скудности речи;
соответствие видовременных глагольных форм.

Во избежание фактических ошибок
не забудьте прочитать информацию об авторе, которая обычно следует за текстом, чтобы использовать её в сочинении, не допустив тавтологии;
при обозначении жанра произведения (если неизвестно наверняка) использовать выражения «данный отрывок» или «предложенный текст».







Аргументация

1. Уникальной способностью находить нужные слова для поддержки окружающих обладает Лука, один из главных героев пьесы Максима Горького «На дне». Он терпеливо выслушивает жалобы смертельно больной женщины Анны, тем самым избавляя ее от волнений в последние часы и позволяя спокойно умереть. Такая поддержка была крайне необходима умирающей женщине, которая оказалась ненужной даже своему собственному мужу.

2. Герой рассказа А. П. Чехова «Тоска»» извозчик Иона не находит сочувствия в лице случайного пассажира, всем безразлично его горе. Безвременная кончина сына терзает только лишь душу отца, и никто не стремится понять его душевное состояние.



Lђ Заголовок 1 Заголовок 215