Как готовиться к сочинению-рассуждению по русскому языку в формате ЕГЭ


Основные этапы подготовки сочинения.
1 этап.
Первый этап работы по подготовке сочинения предполагает содержательно-языковой анализ исходного текста с целью определения его проблематики и позиции автора.
Вопросы Справочный материал
О чем этот текст?
Какой вопрос ставит автор в начале текста? Помогает ли этот вопрос понять тему текста? Какой стиль использует автор текста?
Влияет ли выбор стиля на характер выражения позиции автора? а) стиль художественный, позиция автора должна быть выражена в подтексте;
б) стиль публицистический, позиция автора должна быть выражена открыто
Какие мысли выражаются во 2-3 (?)абзацах? С помощью каких языковых средств автор подчеркивает важность материала? ( см.№24) Какие выводы делает автор в последнем (?) абзаце?
Как он формулирует эти выводы?
Являются ли данные выводы выражением авторской позиции, по основным вопросам, рассматриваемым в тексте?
Можно ли сказать, что позиция автора выражена прямо?
Поднимаются в данном тексте?
К какому типу проблем они относятся?
Какова основная проблема текста? Какова позиция автора по основной проблеме? Но чаще всего проблематика предложенного для сочинения текста является скрытой. В подобных случаях проблему(ы) текста можно определить через позицию автора.
……Алгоритм выявления проблемы (проблем) ………………публицистического текста. …………(в таких текстах позиция автора выражена прямо)
Определите основную мысль текста (позицию автора) (основная мысль автора может содержаться в одном или нескольких предложений текста).
Запишите эту мысль в виде законченного предложения.
Определите, на какой вопрос отвечает это предложение?
Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста (или запишите суть этого вопроса в виде утвердительного предложения, используя слово проблема)
……Алгоритм выявления проблемы (проблем) ………………публицистического текста. …………(в таких текстах позиция автора выражена прямо)
1.Проанализируйтевесь образный строй и сюжет текста. Обратите внимание на поступки, поведение, отношения героев, их слова и особенности речи.
2. Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в них.
3. Проанализируйте лексику, называющую соответствующие человеческие качества, а также оценочную лексику в тексте и определите, каким показан тот или иной человек, как его характеризует автор. На чьей стороне симпатии автора?
4. Подумайте, что хотел сказать автор. Какова его основная мысль (позиция, основной вывод)?
5. Сформулируйте позицию автора в виде законченного предложения (или нескольких предложений).
6. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение (эти предложения)?
7. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста ( или запишите суть этого вопроса в виде утвердительного предложения, используя слово проблема). Помните , что таких вопросов, как и проблем, может быть несколько!!
Формулировка проблемы – это краткое и точное изложение сути сложного или спорного вопроса, поднимаемого в тексте.
Способ формулировки проблемы ( вопросительное или повествовательное предложение) определяется самим экзаменуемым. Формулировка проблематики в форме вопросов дает больше возможностей в тех случаях, когда сформулировать проблему в форме определения ( проблема чего? проблема какая?) достаточно трудно или такая формулировка является слишком громоздкой или стилистически неудачной.
При формулировании проблемы исходного текста возможно использование следующих типовых конструкций:
- В тексте поднимается проблема…
- В тексте автор поднимает( формулирует, решает) (сложную, серьезную, злободневную, неразрешимую, острую…) проблему…
- Автор предложенного текста размышляет над проблемой…
- Текст …. Заставил меня задуматься над сложной проблемой…
- (Имя и фамилия автора в им. падеже) предлагает своим читателям задуматься над сложной проблемой…
- Как (зачем, почему) …? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
- Что такое…. И какую роль это понятие играет в жизни человека и
общества? Над этой проблемой размышляет автор.
2 этап. Подготовка комментария к выбранной проблеме.
Комментарий к проблеме – это разъяснительные или пояснительные замечания, рассуждения, показывающие, в чем состоит данная проблема, между какими явлениями наблюдаются противоречия или конфликт, в чем они заключаются и как выражаются. Такой комментарий обязательно предполагает характеристику значимости и актуальности данной проблемы, а также выражение собственного отношения к проблеме.
Комментарий проблемы обязательно должен быть связан с предложенным текстом. Вместе с тем не следует давать простой пересказ текста или его части, а также цитировать большой фрагмент. Необходимо своими словами ( или небольшими цитатами) пояснить суть проблемы, написать, о чем говорит автор и над чем задумывается. Различают два типа комментария: текстуальный и концептуальный.
Текстуальный комментарий Концептуальный комментарий
Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста и следование за автором в раскрытии проблемы.
В текстуальном комментарии пишущий идет от текста к действительности, связывает мысли автора со своими знаниями о жизни.
При подготовке текстуального комментария можно опираться на следующую систему вопросов Концептуальный комментарий предполагает интерпретацию самой проблемы, обоснование ее актуальности, изложение разных мнений по данному вопросу и т.п. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту.
При подготовке концептуального комментария можно опираться на следующую систему вопросов
О чем говорит автор в тексте? О чем он рассуждает?
На каком конкретном материале (на каких примерах) автор раскрывает проблему? Какими фактами ее иллюстрирует? На чем автор заостряет внимание?
На чьи мнения, высказывания, мысли ссылается автор? Почему?
Какие эмоции он выражает и к каким выводам приходит? К какому типу принадлежит проблема, поднимаемая в тексте? (социальная, нравственная и т.д.)
Актуальна ли эта проблема в наше время? Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
Почему эта проблема привлекла внимание автора?
- Какой аспект проблемы он рассматривает?
При написании комментария возможно использование следующих типовых конструкций:
Текстуальный комментарий (публицистический текст)
Проблема ... раскрывается автором на примере ...
В качестве примера автор рассматривает ...
Автор заставляет читателя задуматься над ...
Автор текста обращает внимание на ...
В размышлениях автора звучит мысль о том, что ...
Автор разделяет мнение (кого) ...
Автор искренне восхищен, огорчен (чем) ...
Автор доказывает, что ...
Автор убежден в том, что ...
Текстуальный комментарий (художественный текст)
Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни ... (взаимоотношений кого с кем) ...
Не случайно писатель изображает (кого, что) ...
Поступок героя свидетельствует о том, что ...
Слова (мысли) героя показывают, что ...
Автор осуждает / одобряет поступок (поступки) героя (героев)
Автор сочувствует своему герою (своим героям) ...
Симпатии автора на стороне (кого) ...
Концептуальный комментарий (публицистический текст)
Проблема ... относится к числу вечных (актуальных в наши дни, общих, сложных) ...
Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по- настоящему волнуют современного человека. К таким проблемам относится вопрос...
Проблема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как ...
Актуальность темы и проблематики текста не вызывает сомнения, так как ...
Проблема ... - одна из актуальных проблем нашего времени.
Данная социальная (нравственная и т.д.) проблема имеет многовековую историю ...
Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда) ...
Как и большинство из нас, автор считает, что ...
Вопреки мнению большинства автор считает, что ...
Автор полемизирует (с кем) ...
Автор подробно рассматривает ...
Автор обращает внимание на ...
III этап. Третий этап подготовки сочинения предполагает четкое формулирование позиции автора по характеризуемой проблеме.
Авторская позиция - это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
Если проблема текста - это некоторый вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы.
Проблема и позиция автора теснейшим образом связаны. Они должны соотноситься как вопросно-ответное единство.
Как уже отмечалось, в публицистическом тексте позиция автора заявлена открыто и во многих случаях выражена в заключительной части текста.
В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражена прямо. Она может проявляться в подборе фактов, в соотношении персонажей, в отношении автора к изображаемым явлениям, героям и их поступкам, может раскрываться через портрет, пейзаж, интерьер, диалог героев, развитие сюжета (кульминация, развязка, финал и др.).
Помните:
В художественном тексте важно различать понятия «автор» и «рассказчик» (герой-рассказчик, повествователь) (Первое лицо, от которого написано художественное произведение, — это «я» рассказчика, но не автора).!!! Позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать.
Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:
Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую) ...По мнению автора, ....
Автор считает, что ...
Автор убеждает нас в том, что ...
Публицист убежден в том, что ...
Автор подводит читателя к выводу о том,что...
Автор заставляет задуматься о ...
Писатель оригинально решает поставленную проблему,
так как ...
Автор призывает нас ...
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что ...
Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что ...
Весь образный строй текста свидетельствует о том, что, по мнению автора, ...
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу: ...
Автор всерьез обеспокоен ...
Авторскую позицию нельзя считать отстраненной ...
Авторскую позицию нельзя не увидеть в ...
Позиция автора может быть сформулирована следующим образом: ...
В диалоге (пейзаже ...) раскрывается замысел автора: ...
Реплики героев позволяют понять мысль автора ...
IV этап. Принципиально важным этапом работы над сочинением является определение собственной позиции по проблематике текста (или по одной из проблем, поставленных автором) и ее аргументации. Следует четко сформулировать свое отношение к прокомментированной проблеме и обосновать его.
Внимание: Важно помнить: можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства, опираясь, в первую очередь, на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Аргумент - это довод, доказательство какого-либо положения или утверждения. Аргументы могут быть сжатыми и развернутыми. Развернутые аргументы включают в себя не только довод (доказательное суждение), но и примеры, иллюстрации, подтверждающие данный довод.
В сочинении могут быть использованы разные типы аргументов:
1.Аргументы, основанные на читательском опыте (предполагают использование сведений, почерпнутых из художественной, публицистической или научной литературы).
2.Аргументы, основанные на знания (предполагают обращение к историческим фактам, законам развития природы и общества, фактов истории науки, биографических сведений, официальных документов и т.д. В качестве аргументов могут использоваться ссылки на мнения авторитетных людей, в том числе цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки).3.Аргументы, основанные на жизненном опыте (предполагают обращение автора сочинения к конкретным примерам из жизни (в том числе его собственной)).
Помните: Структура аргументации включает следующие компоненты
ТЕЗИС ------
Довод 1 -----
Иллюстрация 1-----
Довод 2------
Иллюстрация 2------
ВЫВОД
При изложении собственной точки зрения и ее аргументации можно использовать следующие фразы:
- Я согласен с автором текста
-Я полностью разделяю тоску зрения автора…, но не могу согласиться с тем, что..- Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться.
- Не во всем можно согласиться с автором текста…
-Я согласен с автором в том, что…
- Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,…
- В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства…
- Доказательством этой мысли может служить тот факт…
- Правота (справедливость, истинность, правильность) этой мысли утверждается во многих произведениях русской художественной литературы.
- Правильность этого утверждения подтверждает и жизнь, и художественная литература.
- Почему такая точка зрения (утверждение) кажется мне верной? Во-первых, мне самому не раз приходилось….. Во-вторых, в этом (в чем?), нас убеждают произведения русской классической литературы.
- Гениальный русский ученый (или??) ????? говорил, что….
- Современной наукой доказано, что…
ВНИМАНИЕ!
Логически работу над созданием текста сочинения следует строить в соответствии с критериями, по которым ее будут проверять.
Вступление
Формулировка проблемы (можно объединять со вступлением)
Комментарий к проблеме
Позиция автора по проблеме
Собственное мнение по проблеме и его аргументация
Аргумент 1 (довод и иллюстрация)
Аргумент 2 (довод и иллюстрация)
Вывод (можно объединить с заключением)
Заключение.
Начало сочинения
Важно помнить, что основная цель вступительной части сочинения – подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать разными способами.
Вступление может представлять собой: а) определение темы текста и ее характеристику; б) указание на проблематику текста и ее развернутое представление; в) лирическое размышление, связанное с темой или проблемой текста; г) краткую справку об авторе, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя ил публициста.В зависимости от замысла начало сочинения может оформляться по-разному. При этом может использоваться:
- Именительный – представления (именительный темы)
(Талант… Как часто люди употребляют это слово, не задумываясь о его истинном смысле! Иногда используют для поощрения приятелей за самые простые действия, часто – в ироническом значении. Пора вернуть слову его истинный смысл. Но как это сделать? Что же такое талант? Над этими вопросами размышляет автор текста….
Книга…. Может ли человечество обойтись безнее в век техники и компьютеризации? Способны ли другие средства информации заменить живой диалог с писателем, возникающий во время чтения? Ответы на эти вопросы мы найдем в статье….)- Проблемный вопрос
( Что такое честь и достоинство? Связаны ли эти понятия друг с другом? Важны ли эти понятия для современного человека? На эти вопросы пытается ответить автор текста.
Нужна ли человечеству война? В чем ее смысл? Что она несет людям? Все эти вопросы поднимаются в тексте и представляют собой грани одной проблемы – проблемы нравственной оценки войны?)- ссылка на авторитетное мнение по вопросу, связанному с обсуждаемой проблемой.
( Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этой проблемой задумался В.Солоухин…)- обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.
( Вся жизнь В.Распутина связана с Сибирью. Он и сейчас живет в небольшом поселке недалеко от знаменитого озера Байкал. Не случайно одна из важнейших проблем, к которой часто обращается писатель – проблема сохранения для потомков Байкала, сбережения его красоты, природных богатств России.
Д.С.Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих произведениях и публикациях всегда заявлял, что духовная и материальная культура – это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д.С.Лихачевым, - проблема экологии и культуры.)- цитата из исходного текста или другого источника, связанная с рассматриваемой проблемой
( «Можно ли представить современный мир, лишенный печатного знака?» - пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества. «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца», - писал К.Г.Паустовский. Именно эта мысль, на мой взгляд, составляет идейный смысл текста, в котором поднимается проблема духовной связи человека с родной землей) Завершение сочинения
Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов: в этой части может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам; может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление от прочитанного.
- концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог сочинения) ( Итак, автор показал нам, что желание спасти боевого товарища, вера в победу помогают людям совершить невозможное, преодолеть самого себя ради блага других – это и есть подвиг!)
- концовка – ответ ( энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения) ( Так зачем же тогда заниматься альпинизмом? Хотя этот вид спорта и не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов, но именно он позволяет выявить истинную сущность человека. Альпинизм закаляет не только физически, но и духовно, так как «ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее.)- концовка-призыв (обращение к читателю)
-концовка-афоризм ( краткое и выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинение некую смысловую точку)
- концовка-цитата (яркое изречение, высказывание какого-либо выдающегося человека, соответствующее основной идее сочинения и подтверждающее справедливость мнения автора)
- концовка-рассуждение о чувствах, мыслях и впечатлениях, которые возникли при чтении текста ( Текст … заставил меня задуматься над проблемой … и переоценить некоторые свои поступки. Я благодарен за это автору.)