Методическая разработка на тему: «Обучение сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ (часть С) на спаренных интегрированных уроках русского языка и литературы»

Отдел образования администрации
Подгоренского муниципального района Воронежской области


Рассмотрено Утверждаю
на заседании РМО Руководитель отдела образования
учителей русского языка и литературы _______________/Любченко А.Н./
Протокол № 1 от «26» августа 2014 г
_____________/Прядкина И.М./ Приказ №______от «26» августа 2014г
.

.








Методическая разработка на тему:

«Обучение сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ (часть С)
на спаренных интегрированных уроках
русского языка и литературы»














Автор:
Беднякова Инга Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
1КК МКОУ Сергеевской СОШ







2014 г.

Содержание


I. Пояснительная записка.4

II. Теоретическая и методическая части... 13

III. Материалы по апробации предлагаемой разработки..15

IV. Библиографический список ..17

V. Приложение..18






































I. Пояснительная записка

Введение
С изменением формы выпускного экзамена по русскому языку за курс средней школы, обучение сочинению-рассуждению имеет важное значение. Задача учителя научить выпускников ясно, грамотно излагать свои мысли, помочь им справиться с частью С на экзамене.
Актуальность работы: в настоящее время в базовой части учебного плана школьной программы всего лишь один час выделяется на предмет «Русский язык». Этого явно недостаточно, чтобы качественно подготовить обучающихся к экзамену. К тому же интерес к урокам, по которым не предусмотрена сдача обязательного экзамена, в том числе и к литературе, у учеников теряется. Как изменить ситуацию? Где найти часы на подготовку к экзамену? Как заставить учащихся читать программные художественные произведения? Как приобщить их к вдумчивому, аналитическому чтению?
Новизна работы: предлагается вариант работы, при котором в качестве исходных текстов для сочинения-рассуждения можно использовать фрагменты из художественных программных произведений, а классные и домашние сочинения на уроках литературы по прозаическим произведениям можно заменить сочинениями в формате ЕГЭ по русскому языку, используя подобные тексты. Такой подход дает большие преимущества:
1) во-первых, увеличивается количество часов для подготовки к ЕГЭ за счет уроков литературы;
2) во-вторых, детальный анализ определенных эпизодов художественных произведений позволит использовать их в качестве аргументов при написании экзаменационного сочинения;
3) в-третьих, повысится интерес у учащихся к чтению художественных произведений.
Целью методических рекомендаций является определение специфики проведения интегрированных уроков русского языка и литературы при подготовке выпускников средней школы к написанию части С ЕГЭ по русскому языку, а также оказание помощи учителям русского языка и литературы в данном вопросе.
Задачи работы:
1) определить методику проведения интегрированных уроков по русскому языку и литературе в целях эффективной подготовки к ЕГЭ по русскому языку (часть С);
2) рассмотреть варианты работы над сочинением с использованием отрывков из художественных программных произведений в качестве исходных текстов на интегрированных уроках по русскому языку и литературе в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (часть С);
3) показать возможность оценивания и самооценивания сочинения-рассуждения учащимися на уроке в соответствии с критериями К1-К12.


II. Теретическая и методическая части
Структура работы
Обучение работе над сочинением с использованием эпизодов из художественных произведений в качестве исходных текстов на интегрированных уроках русского языка и литературы.
При рассмотрении этапов работы над сочинением особое место уделяется пониманию исходного текста и извлечению из него информации. Учитывая жанровое своеобразие выпускной работы, предлагается единая композиционная схема, которая должна помочь учащимся написать сочинение по критериям. В качестве практического закрепления теоретической части предлагаются варианты работы над исходными текстами, взятыми из программных художественных произведений.
Методические рекомендации предназначены для учителей русского языка с целью подготовить учащихся более качественно и эффективно к ЕГЭ по русскому языку (части С).
Особенности работы над экзаменационным сочинением
Традиционно выпускники писали творческие работы на литературную тему разных типов: сочинение-анализ лирического произведения; сочинение-рецензию; сочинение, посвященное роли эпизода в литературном произведении и другие.
Сочинение в формате ЕГЭ (часть С) по русскому языку во многом отличается от традиционных вариантов. Существует алгоритм написания сочинения-рассуждения по данному тексту:
1. Формулирование проблемы исходного текста.
2. Комментирование данной проблемы с опорой на текст.
3. Определение позиции автора по указанной проблеме.
4. Представление своего мнения относительно данной проблемы с указанием согласия или несогласия с позицией автора.
5. Аргументация своего мнения (не менее двух аргументов из художественной или публицистической литературы, а также из жизни, личного опыта и т.д.).
6. Заключение-вывод по данной проблеме.
Для проведения интегрированных уроков по русскому языку и литературе навык написания сочинения-рассуждения у учащихся должен быть сформирован.
В данной работе будет описан процесс проведения интегрированного урока, где наглядно будет продемонстрирована методика работы с художественным текстом с целью поиска проблемы и написания по ней сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
В данной работе не считаю необходимым подробно останавливаться на особенностях сочинения-рассуждения, жанре и композиции, требованиях к сочинению. Эти вопросы хорошо освещены в методической литературе за последние 10 лет с начала проведения ЕГЭ по русскому языку.

Понимание исходного текста
Первый этап работы над частью С по русскому языку – понимание исходного текста.
При понимании исходного текста публицистического стиля нужно научиться извлекать информацию, которая может содержать определенные факты или раскрывать позицию автора, систему его взглядов на определенные стороны жизни.
В текстах художественного стиля информация скрыта, завуалирована автором при помощи изобразительно-выразительных средств (художественной детали, оценочной лексики, тропов и др.). Без правильного «вычитывания» этих информаций нельзя понять содержание текста и написать сочинение.

Основная проблема исходного текста
Первый балл, который «зарабатывает» выпускник при написании сочинения, – определение основной проблемы исходного текста, на которой строится все сочинение. Самое трудное для выпускника – правильно ее определить.
Основные ошибки при выполнении этой работы: 1) вместо проблемы исходного текста определяют его тему; 2) рассуждают о ряде проблем, которые автор затрагивает в тексте; 3) не определяют проблему исходного текста.
Определим значение слова «проблема». «Проблема – 1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Постановка, решение проблемы. 2. перен. О чем-нибудь трудно разрешимом, осуществимом (разг.). Нет проблем!»
Именно «сложный вопрос» заставляет автора обратиться с наболевшим к читателю, чтобы тот помог его решить, высказал свое мнение по этому поводу. Как его определить? Вот один из советов:
« Основная проблема – Это та,
которая стала объектом раздумий автора;
над которой он в основном размышляет;
к которой он неоднократно возвращается;
по которой четко заявлена авторская позиция.»

Чтобы правильно найти основную проблему исходного текста, нужно после его внимательного прочтения и извлечения информации понять «боль» автора, то, что его тревожит.

Проблемы в текстах могут быть нравственные, экологические, социальные, психологические, философские, межнациональные, морально-этические. По степени актуальности: животрепещущие, насущные, острые, важные, неотложные, первоочередные, неразрешимые, наболевшие. При комментировании нужно ответить на вопросы: традиционна проблема или нова? Если традиционна, то какие точки зрения есть по этому поводу? Если нет, то в чем новизна вопроса? Как автору удалось привлечь внимание читателя к данной проблеме? Как характеризует автора выбор данной проблемы? «Проблема может заставить читателя
глубоко задуматься;
серьезно размышлять;
рассуждать вместе с автором;
серьезнее относиться к;
переосмыслить свое отношение к;
поделиться мыслями о;
оценить масштаб чего-либо;
открыто выразить свое отношение к и др.»
Работа с текстами-эпизодами из художественных произведений
Готовиться к сочинению в формате ЕГЭ нужно последовательно и систематично. Например, в 11 классе можно использовать на уроках русского языка в качестве исходных текстов отрывки из художественных программных произведений, а некоторые виды тематических контрольных сочинений на уроках литературы заменить сочинениями в формате ЕГЭ, используя подобные тексты. А можно проводить интегрированные спаренные уроки русского языка и литературы, на которых можно выполнить учебные задачи и по предмету «Литература» и предмету «Русский язык», а в итоге за два часа можно реально написать сочинение в формате ЕГЭ, а при желании и оставшемся времени можно провести оценивание или взаимооценивание сочинения по критериям К1-К12 .
Практическая польза при этом большая: во-первых, увеличивается количество часов для подготовки к ЕГЭ (известно, что 1-2 часа в неделю уроков русского языка для подготовки к экзамену недостаточно); во-вторых, не будет «списанных» сочинений из готовых вариантов по традиционным темам (в Интернете, как говорят ученики, можно найти сочинение на любую тему); в-третьих, детальный анализ отдельных текстов художественных произведений позволит использовать их в качестве аргументов при написании контрольного или экзаменационного вариантов; в-четвертых, повысится интерес у учащихся к более глубокому чтению художественных произведений.
Предлагаю варианты работы с текстами из художественных произведений. При выборе эпизода нужно помнить, чтобы в нем затрагивалась автором какая-либо общественно значимая проблема и звучала позиция автора.
III. Материалы апробации
Данные уроки были апробированы в 10 и 11 классах МКОУ Сергеевской СОШ при подготовке к Части С ЕГЭ по русскому языку.
Все учащиеся преодолели минимальный порог. Кроме того, средний балл оказался выше районных и областных: 67 (2013) и 76 (2014). Максимальные баллы – 92 и 95.
В сравнении с предыдущими годами, когда выпускники не преодолевали порог по русскому языку, данные результаты, благодаря апробации методической разработки по подготовке к сочинению-рассуждению, можно считать как высокие.

IV. Список литературы
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3(С): учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен»,2009, с.87-88
Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник,1999, с.604.

V. Приложения
Фрагменты интегрированных уроков русского языка и литературы по обучению работе над сочинением по русскому языку в формате ЕГЭ
Фрагмент №1
«Анализ центрального эпизода «Сон Понтия Пилата» в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
1)И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. 2)Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. 3)Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. 4)Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. 5)Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. 6)Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. 7)И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. 8)Казни не было! 9)Не было! 10)Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.
11)Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. 12)Так говорил Иешуа Га-Ноцри. 13)Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.
14)Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. 15)Но, помилуйте меня, философ! 16)Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
– 17)Да, да, – стонал и всхлипывал во сне Пилат.
18)Разумеется, погубит. 19)Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. 20)Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!
– 21)Мы теперь будем всегда вместе, – говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем. – 22)Раз один – то, значит, тут же и другой! 23)Помянут меня, – сейчас же помянут и тебя! 24)Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя – сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.
– 25)Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат. 26)И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.
Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения. Фронтальная работа. 1) Как вы считаете, о чем текст? Какова его тема?
О сне прокуратора, в котором он разговаривает с казненным философом.
2) Назовите основные проблемы, поднятые в тексте.
Проблемы:
- трусости;
- конфликта власти и человека;
- несвободы правителей в принятии решения;
- нравственного выбора;
- тяжести вины от содеянного;
- совести;
- раскаяния;
- истинности мыслей и поведения человека в его сне;
- добра и зла;
- прощения;
- что делает равными социально-неравных людей;
- в чем сила добра;
- изменение одного человека под влиянием другого;
- спасения души;
- духовного прозрения;
- миссии христианской веры
3) Сформулируйте главную проблему

Главная проблема – проблема трусости.

4) Что думает автор по поводу основной проблемы? Эта позиция скрытая или открытая?

Здесь открытая авторская позиция, она очень четко сформулирована по основной проблеме:
Трусость - это самый страшный порок.
5) Какова позиция автора по другим вопросам?
По остальным проблемам авторская позиция скрытая. 4. Давайте вспомним алгоритм выполнения части С:
Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем текста (основную или частную).
Определить и сформулировать позицию автора.
Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.
Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух).
Написать вывод.
5. Опираясь на свой читательский и жизненный опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы вы можете привести?
6. Работа над сочинением в группах.
Выберите проблему и напишите сочинение-рассуждение.
Проблемы в группах не должны повторяться.
Дополнительное задание:
1 группа сформулирует проблему в виде повествовательного предложения.
2 группа – в виде вопросительного.
3 группа – использует для вступления фигуру - именительный темы.
4 группа – в виде ряда вопросительных предложений.
7. Публичное выступление учащихся от рабочих групп с представлением готового сочинения.
8. Оценивание сочинения:
- учитель проверяет сочинение красной пастой и выставляет на экран с помощью видеокамеры и мультимедийного проектора;
- учащиеся из других групп выставляют баллы в специальные листы в соответствии с критериями К1-К12.
Фрагмент II.
И вот как-то вечером вернулись мы в барак с работы. Целый день дождь шел, лохмотья на нас хоть выжми; все мы на холодном ветру продрогли как собаки. А обсушиться негде, согреться - тоже, и к тому же голодные не то что до смерти, а даже еще хуже.
Снял я с себя мокрое рванье, кинул на нары и говорю: "Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит". Только и сказал, но ведь нашелся же из своих какой-то подлец, донес коменданту лагеря про эти мои горькие слова.
Так вот этот самый комендант на другой день вызывает меня.
Попрощался я с товарищами, все они знали, что на смерть иду, вздохнул и пошел. Иду по лагерному двору, на звезды поглядываю, прощаюсь и с ними, думаю: "Вот и отмучился ты, Андрей Соколов и стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно...
В комендантской за столом - все лагерное начальство. Пять человек сидят, шнапс глушат и салом закусывают. На столе у них початая здоровенная бутыль со шнапсом, хлеб, сало, моченые яблоки, открытые банки с разными консервами. Мигом оглядел я всю эту жратву, и - не поверишь - так меня замутило, что за малым не вырвало. Я же голодный, как волк, отвык от человеческой пищи, а тут столько добра перед тобою... Кое-как задавил тошноту, но глаза оторвал от стола через великую силу.
Прямо передо мною сидит полупьяный Мюллер, пистолетом играется, перекидывает его из руки в руку. "Так что же, русс Иван, четыре кубометра выработки - это много?" - "Так точно, - говорю, - герр комендант, много". - "А одного тебе на могилу хватит?" - "Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется".
Он встал и говорит: "Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. "Воля ваша", - говорю ему. Он постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: "Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия".
Я было из его рук и стакан взял, и закуску, но как только услыхал эти слова, - меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: "Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?»
Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: "Благодарствую за угощение, но я непьющий". Он улыбается: "Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель". А что мне было терять? "За свою погибель и избавление от мук я выпью", - говорю ему. С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью и говорю: "Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдемте, распишете меня".
Но он смотрит внимательно так и говорит: "Ты хоть закуси перед смертью". Я ему на это отвечаю: "Я после первого стакана не закусываю". Наливает он второй, подает мне. Выпил я и второй и опять же закуску не трогаю, на отвагу бью, думаю: "Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться". Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает: "Что же не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!" А я ему свое: "Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать".
Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться фашистской подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.
После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: "Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок, а это тебе за смелость", - и подает мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.
Прижал я хлеб к себе изо всей силы, сало в левой руке держу, иду к выходу, а сам думаю: "Засветит он мне сейчас промеж лопаток, и не донесу ребятам этих харчей". Нет, обошлось. И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло... Вышел я из комендантской на твердых ногах, а во дворе меня развезло. Ввалился в барак и упал на цементированный пол. "Как будем харчи делить?" - спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. "Всем поровну", - говорю ему.
Проблемы:
- фашизма
- насилия человека над человеком, принуждения его к рабскому положению
- подлости и предательства
- чести и достоинства русского солдата
- проблема патриотизма.
- гордость и достоинство русского характера.
- уважения достойных противников.
- поведения человека перед лицом смерти.
- товарищества.
Утверждающие тезисы:
1. Человек всегда должен оставаться человеком.
2. Человека можно убить, но у него нельзя отнять честь.
3. Нужно верить в себя и оставаться самим собой.
4. Характер раба определяет социальная среда, а сильная личность сама влияет на окружающий мир.
ПI. Цитаты
1. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (английский писатель).
2. Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек (Х. Р. Хименес, испанский писатель).
3. Нет судьбы, которую бы не превозмогло презрение (А. Камю, французский писатель и философ).
4. Идти вперед и никогда не умирать (У. Теннисон, английский поэт).
5. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (д. Оруэлл, английский писатель).
6. Человека создает его сопротивление среде (М. Горький, русский писатель).
Аргументы из жизни:
1. Во время второй мировой войны немцы подговорили одного уголовника за большое денежное вознаграждение сыграть роль известного героя сопротивления. Его посадили в камеру к арестованным подпольщикам, чтобы он узнал у них все не обходимые сведения. Но уголовник, ощутив заботу незнакомых людей, их уважение и любовь, внезапно отказался от жалкой роли доносчика, не стал выдавать услышанные от подпольщиков сведения и был расстрелян.
2. Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ребенком, а сам тщательно побрился и с достоинством принял смерть.
3. Во время Крымской войны некий командир бригады (минимум - полковник, максимум - генерал) обещал дать в приданое за своей дочерью половину того, что он «экономит» из сумм, отпускаемых на его бригаду. Стяжательство, воровство, предательство в армии привели к тому, что, несмотря на героизм солдат, страна потерпела позорное поражение.
4. Один из узников сталинских лагерей в своих мемуарах рассказал такой случай. Конвойные, желая развлечься, заставили заключенных делать
приседания. Запуганные побоями и голодом, люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который, несмотря на угрозы, отказался подчиняться. И этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять.
5. Историки сообщают о том, что после отречения царя Николая II от престола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончили жизнь самоубийством, поскольку считали бесчестным служить кому-то другому.





 Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник,1999, с.604

 Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2010, с.6


 Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3(С): учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен»,2009, с.87-88










13PAGE 15


13PAGE 14915




15