Разработка классного часа Песни, рождённые войной (1-2 курсы)


Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Исовский геологоразведочный техникум»















Методическая разработка
классного часа
« Песни, рожденные войной»



















Нижняя Тура



Оформление доски:


а) Тема классного часа - « Песни, рожденные войной».

б) Песни – листовки военных лет.
« Огонек»
« В землянке»
« Песенка о фонарике»
« В лесу прифронтовом»
« Случайный вальс»
« Песня защитников Москвы»
« Шумел сурово Брянский лес»
« Темная ночь»
« Священная война»
« Дороги»
« Враги сожгли родную хата»
« Вечер на рейде»

План проведения:
1) Вступительное слово классного руководителя.
2) Рассказ студентки об истории создания песни « Священная война».
3) Музыкальная композиция на фортепиано в исполнении студентки группы.
4) Рассказ студентки об истории создания песни « Землянка».
5) Рассказ студентки об истории создания песни « На Безымянной высоте».
6) Рассказ студентки об истории создания песни « Бухенвальдский набат».
7) Заключительное слово классного руководителя.





Сценарий классного часа

Классный руководитель: 9 мая – День Победы над гитлеровской Германией в Великой Отечественной войне – каждый год отмечает весь народ, передовые люди всего мира. Эта великая победа пришла благодаря массовому героизму наших воинов и всего народа. 58 лет миновало с того незабываемого дня, когда все человечество услыхало долгожданное слово: МИР.
( Просмотр отрывка видео записи военного парада в г. Москве, 2003 год)
Песни, сложенные в годы войны, песни, которые помогали бойцам и в бою, и в походе, живы и любимы до сегодняшнего дня. Они занимают особое место в музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжелых испытаний, разные по своей манере, они наполняли нашу жизнь, звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателем как памятники истории, овеянные романтикой героизма всего народа.
( Звучит фонограмма I куплета и припева песни « Священная война»)
Чтец 1: 24 июня 1941 года на страницах газет « Известия» и « Красная звезда» было опубликовано стихотворение поэта Василия Лебедева – Кумача. К вечеру того же дня композитор Александр Васильевич Александров написал музыку, а на следующее утро песню репетировал Краснознаменный Ансамбль песни и пляски Советской Армии, руководителем которого был сам автор песни – А.В.Александров( ныне этот ансамбль носит его имя).
26 июня ансамбль исполнил эту песню для бойцов, уезжающих на фронт. Очевидцы вспоминают, как Краснознаменный Ансамбль песни и пляски давал концерт в продымленном махоркой зале Белорусского вокзалаЗаунывно перекликались паровозные гудки. При первых звуках песни все присутствующие в зале поднялись с мест. Солдаты и офицеры в походном снаряжении сосредоточенно, в полной тишине слушали песню. Песня « Священная война» звучала как воинская присяга, как клятва отстоять свободу и независимость Родины, чего бы это ни стоило. По требованию уезжавших на фронт Краснознаменный Ансамбль исполнил песню « Священная война» пять раз подряд.
Советские воины пронесли эту песню от Москвы до берлинского рейхстага.
Песня « Священная война» полна огромной силы, в ней сосредоточена великая энергия и воля к победе советского народа. « Священная война» звучала и в глубоком тылу, где формировалось пополнение и ковалось боевое оружие, и на фронтах Отечественной войны, где она вливала энергию в наших верных защитников – воинов Советской Армии и призывала их к борьбе с врагом.
Песню « Священная война» по праву назвали музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.
Классный руководитель: Песни военных лет – это песни о героизме и мужестве, о солдатской службе, о верности, о коротких минутах радости, о веселой шутке, придававшей бойцам силу и бодрость. Создателями песен были сами фронтовики: и поэты и композиторы. Они поднимали настроение солдат, помогали легче переносить разлуку с близкими, вселяли веру в победу.
(Просмотр видео записи концерта военных песен в исполнении Л.Г.Гурченко)
Классный руководитель: Многообразен мир песен фронтового быта: « В землянке», « В лесу прифронтовом», « Темная ночь», незатухающий « Огонек» и множество других
( Звучат мелодии песен « Огонек», « Землянка» в исполнении студентки группы Полуниной Ольги на фортепиано)
Чтец 2: Самыми популярными на фронте были песни о любви. О том, что это было именно так, убедительнее других свидетельствует судьба « Землянки» Алексея Сурикова. За свою долгую литературную жизнь поэт написал немало песен и стихотворений, которые, как казалось ему самому, могли стать песнями. Но что из песен А.Суркова осталось в благодарной и признательной памяти на десятилетия, что и сейчас волнует душу слушателя и исполнителя? Пожалуй, только « Землянка». И секрет ее необыкновенного песенного успеха, может быть, как раз в том, что она не писалась для пения. Да и вообще не предназначалась для публикации. Это письмо, частное, личное, интимное письмо к любимой женщине. Сам поэт вспоминал об этом так: « оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать « домашних» строчек из письма жене. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью, после тяжелого боя, пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков». Как видим, это не просто письмо. Оно было написано сразу после того, как смерть была наверняка ближе, чем за четыре шага. Может быть, потому, что смерть отступила, поэт так благодарен жизни. За то, что она есть, за этот потрескивающий огонь в землянке, за смоляную слезу, за друзей, играющих на гармони и за самое светлое чувство, переполняющее сердце нежностью и грустью, тревогой и теплом. И он спешит сказать любимой « о своей негасимой любви», а тем поблагодарить ее и саму жизнь, саму судьбу.
Оказавшись в ситуации, в которой побывали сотни тысяч солдат чуть ли не ежедневно, Сурков сказал то, что хотел бы сказать и тот, и другой, и третий. А потому « Землянку» сразу признали фронтовики. Еще до того, как была написана известная теперь всем музыка композитором Константином Листовым, солдаты сами начали подбирать мелодию к полюбившимся словам. Текст « Землянки» переписывался в записные книжки. А вскоре солдаты стали посылать домой стихотворные письма, в которых легко узнавались интонация, отдельные слова, а иногда и целые строфы « Землянки». А затем эти песни, сочиненные солдатами на мотив « Землянки», начали петь. В годы войны фольклористы записали множество таких песен. Часто менялись географические координаты пишущего письмо:
Про тебя мне шептали кусты
В белорусских полях под Имгой
Но в остальном письма фронтовиков очень напоминали текст стихотворения Алексея Суркова.
Чтец 3: Не остались равнодушными к стихотворным посланиям из землянок и окопов и те, для кого они сочинялись – жены и невесты воинов. В послевоенных фольклорных сборниках опубликованы сотни ответов на « Землянку». В этих ответах, которые женщины отправляли на фронт, слова поддержки, нежной любви, стремления ободрить любимого, укрепить его силы:
Слышу голос тоскующий твой,
Слышу песню двухрядки твоей.
Не грусти, мой желанный, родной,
Что – нибудь поиграй веселей.
И вновь вспоминается вечный поэтический образ Ярославны, которая готова была стать горькой кукушкой и лететь через долгие версты к своему любимому мужу, чтобы отереть кровь с его ран. Много веков спустя неизвестная русская женщина тоже хотела бы превратиться в птицу, пролететь любые расстояния, чтобы оказаться рядом с любимым:
Ветер, вьюга, снега и метель,
Ночь морозная смотрит в окно.
Я б хотела к тебе прилететь,
Не видала тебя я давно.
Интересно, что ответы на « Землянку», хотя они писались в самых разных уголках страны, женщинами разного возраста, объединяла довольно устойчивая система изобразительно – выразительных средств. Постоянными здесь становятся темная ночь( именно ночью пишется письмо), зима, метель, вьюга, разрисованное морозами оконное стекло. Часто в таких письмах женщина, объединяя воспоминания и мечту, пытается мысленно представить образ своего любимого, обстановку, которая его окружает:
Вижу, как ты, усталый, сидишь
Над раскрытою картой своей,
И огонь все в печурке горит,
Но холодная ночь все темней.
Настроение одиночества, грусти, вынужденной разлуки создается нагнетанием « холодных» образов:
И метель наметает сугроб,
Потонула землянка в снегу.
Но заканчиваются такие письма – песни обычно убежденностью в том, что любовь поможет преодолеть, победить и зимнюю стужу, и разлуку, победить врага, приблизить Победу:
Не грусти, не печалься, родной,
Пусть огонь не погаснет в груди-
Я в холодной землянке с тобой,
И победа нас ждет впереди.


Классный руководитель: В своих воспоминаниях – мемуарах Маршал Советского Союза И.Х.Баграмян отмечал6 « У народа слабого духом не могли родиться такие песни: песни – призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира и всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей».
( Просмотр видео записей песен « Соловьи», «Смуглянка», « Журавли»)
Чтец 4: Давно кончилась война, но еще долго в сознании людей будет жить память о ней. Композиторы и поэты нередко обращаются к теме Великой Отечественной войны и на этой основе создают не только песни, но и произведения крупных форм – оперы, кантаты, оратории, симфонии.
Среди песен, созданных после второй мировой войны, немало так называемых песен – воспоминаний. « На безымянной высоте» композитора Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского – одна из таких песен.
( Просмотр видео записи I куплета и припева песни « На безымянной высоте»)
Это песня о подвиге восемнадцати солдат – сибиряков. Они были коммунистами и в тяжелое для Родины время добровольцами ушли на фронт. До последней капли крови бились они с фашистами за Безымянную высоту возле поселка Рубеженка Калужской области в сентябре 1943 года.
В песне рассказано о героических буднях войны, о беззаветной преданности Родине, отваге, высоком чувстве долга советских людей.
Как же были созданы текст и музыка песни? Шел 1963 год. Готовился к выходу на экран фильм « Тишина». Поэту Михаилу Матусовскому и композитору Вениамину Баснеру предложили написать песню для фильма.
Матусовский вспомнил об одном бое, описанном в свое время военным корреспондентом Николаем Чайка. Бой вели 18 воинов – сибиряков за небольшую высоту. Высота, занятая немцами, стала препятствием для продвижения наших войск. Взять высоту прямым наступлением было невозможно – подходы к ней были неприступными. Восемнадцать отважных воинов – коммунистов, возглавляемых младшим лейтенантом Евгением Порошиным, разработали смелый план: ночью, под прикрытием огневого налета, выйти в тыл врага и занять высоту. План был приведен в исполнение. Но фашисты обнаружили советских воинов. Им пришлось принять бой. Две роты врага атаковали наших героев.
Силы были неравные, и фашисты продолжали удерживать позиции.
Утром Безымянной высотою у села Рубеженка овладели советские войска.
Оставшийся в живых Лапин рассказывает, что из восемнадцати наших воинов уцелели семь человек, полумертвых от ран; фашисты, озверевшие от того, что горсточка советских храбрецов уничтожила целую их роту, безжалостно добивали наших солдат. Лапин был оглушен взрывной волной и отброшен в кусты. Здесь он без сознания пролежал до прихода советских войск. Его долго лечили в госпитале. Оставшегося в живых, тяжело раненного солдата Власова взяли в плен. В вагоне поезда Власов разобрал пол, выбросился на рельсы и, проблуждав несколько дней в лесу, нашел наших партизан. Он воевал в их отряде до подхода советских войск. Потом он ушел с войсками на передовую.
Да, на Безымянной высоте, у незнакомого поселка в живых остались только двое из восемнадцати ребят. Теперь, спустя двадцать лет, поэт писал об их героическом подвиге.
Прозвучав в кинофильме « Тишина», песня « На безымянной высоте» прочно вошла в жизнь советского народа.
А потом случилось так, что уже песня нашла своих героев. После долгих поисков удалось уточнить, что Лапин, бывший шахтер, вышел на пенсию, а Власов работал на Новосибирском металлургическом заводе имени Кузьмина. Установлены были и фамилии 16 героев, погибших на Безымянной высоте.
Через три года после создания песни у Безымянной высоты был открыт памятник восемнадцати героям. На открытие приехали оставшиеся в живых: бойцы Лапин и Власов, офицер Владислав Плотников, воевавший в 139-й дивизии, бойцы которой совершили героический подвиг. ( Плотников вел поиск и вложил немало энергии, выясняя детали и обстоятельства этого бессмертного подвига.) Здесь же присутствовал и поэт Матусовский. Собрались калужские коммунисты, комсомольцы, окрестные жители, пионеры, гости.
Лапин и Власов с волнением осматривали места, где шел бой. Осыпавшиеся и заросшие окопы, пулеметные гнезда, стреляные гильзы, осколки снарядов – все вызывало в памяти картину той страшной ночи
После торжественного открытия памятника Лапин и Власов первыми стали в почетный караул.
На памятнике высечены слова песни:
Мы не забудем, не забудем
Атаки яростные те
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
Активно участвовали в собирании сведений о героях Безымянной высоты и красные следопыты.
Песня начинается с отдаленного фанфарного звучания, как бы донося до слушателя голос боевого призыва. Сдержанно и задушевно вступает простая и трогательная мелодия. Строгие аккорды сопровождения ритмически отчеканивают маршевый характер песни. Песня звучит сердечно и проникновенно.
Песня « На Безымянной высоте» - память о великом подвиге советских воинов, защищавших Родину от фашистских захватчиков в суровые годы Великой Отечественной войны.
( Звучит фонограмма I куплета и припева песни « Бухенвальдский набат»)
Чтец 5: Эта песня огромной эмоциональной силы. Она была написана композитором Вано Мурадели под впечатлением от посещения концентрационного лагеря Освенцим, где фашисты умертвили четыре миллиона человек. То, что увидел композитор в бывшем фашистском лагере смерти, так его потрясло, что он не мог не обратиться ко всему человечеству с призывом: « Этого забывать нельзя! Нельзя допустить, чтобы подобные зверства повторились!»
Участник Великой Отечественной войны Александр Соболев написал стихотворение « Бухенвальдский набат». Правда, Бухенвальдский лагерь смерти помещался не в Польше, как Освенцим, а в Германии, но назначение всех подобных лагерей было одинаково – уничтожение людей.
Бухенвальд – в переводе с немецкого – « буковый лес». В этом буковом лесу на окраине Веймара – города великих немецких поэтов Гете и Шиллера – помещался лагерь смерти Бухенвальд. Оттуда шел черный дым, стелившийся над черепичными крышами домов. В печах Бухенвальда были сожжены тысячи жертв.
Теперь в Бухенвальде установлен памятник, представляющий собой башню с колоколом. Авторы памятника полагали, что глухой колокольный звон должен постоянно напоминать людям о тех муках и страданиях, которые перенесли узники страшного лагеря.
Ежегодно в память о тех, кто здесь страдал и погиб, слышится гул набата, звучит клятва восставших узников: « Наш лозунг – полное искоренение нацизма! Наша цель – построение нового мира, в котором царит мир и свобода. Это наш долг перед нашими убитыми товарищами и их близкими. В знак нашей готовности к этой борьбе подымите для клятвы руки и повторите за мной « Клянемся!».
Здесь, в Бухенвальде, погиб пламенный немецкий патриот, вождь немецких коммунистов Эрнст Тельман.
« Бухенвальдский набат» - это песня – предостережение, песня тревоги. Мужественные, суровые интонации песни не могут никого оставить равнодушным. Музыка и слова звучат в ней как единое целое. Суровый, сдержанный маршевый ритм; полная тревоги и драматизма призывного характера мелодия пронизана грозно звучащими аккордами, изображающими мерное звучание колокола.
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон.
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон
Эта песня будет долго звучать как призыв, чтобы люди во всем мире не допустили новой войны.
( Просмотр видео записей: « Объявление о капитуляции германских войск»,
песни « День Победы»)
Классный руководитель: Минули годы и десятилетияНо и сейчас и ветераны, и молодежь с глубоким волнением обращаются к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим пафос и величие огненных лет Великой Отечественной войны. Ветеранов Великой Отечественной войны с каждым годом становится меньше. Проявляйте к ним внимание и заботу в общественном транспорте, на улице.


























Используемая литература:

С.А.Карцева « Музыкальная фонетика в школе»
М.: « Просвещение», 1976 г.
« Песни военных лет»( Комплект листовок – песен).
М.: « Плакат», 1985 г.










13PAGE 15


13PAGE 14415