выступление на методической конференции имени А.С. Макаренко по теме: «Патриотическое воспитание в образовательной организации: достижения, проблемы, перспективы»


«Патриотическое воспитание через поисковую и исследовательскую работу» Филипповой Л.В., учителя истории, географии МБОУ «Нижне – Талицкая ООШ»
Проблемами сегодняшнего дня являются: отсутствие патриотических чувств;
снижение жизненного уровня, которое привело к расслоению общества;
подверженность влиянию западных культурных ценностей;
обострение национального вопроса, утрата толерантности, перерастание патриотизма в национализм; незнание своих корней; разрушение семейных и коллективных традиций в молодёжной среде; недостаточно адекватное понимание роли и места России, своего региона, родного города в историческом и культурном развитии общества и государства, своей роли в обеспечении защиты Отечества.
Поэтому встала необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Целью патриотического воспитания является формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
Основными направлениями деятельности в школе стали: формирование духовно-нравственных качеств личности школьника; воспитание общечеловеческих, национально-культурных ценностей, воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны; усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Эффективными формами работы стали поисковая и исследовательская работа, разработка и реализация социально-значимых проектов; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; проведение социальных акций “Твори добро”, “Ветеран живёт рядом”, “Обелиск”, проведение внеклассных мероприятий на патриотическую тему, классные часы.
Целью поисковой и исследовательской работы является сохранение традиций, исторической памяти, а также у учащихся формируется активная жизненная позиция, способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины, чувство патриотизма, верности Родине и готовность служить Отечеству, духовность, нравственность, личная и общественная ответственность.
Опыт представлен через работу краеведческо – туристического кружка «Шаг за горизонт» и программу развития классного коллектива «Семейный родник».
Как классный руководитель я использую в своей работе создание семейных проектов: «Традиции моей семьи», «Моя фамилия», «Участники войны в моей семье», «Труженники тыла», «Дети войны». Дети составляют герб своей семьи сочиняют гимны. Все это заставляет учащихся обращаться за помощью к родителям, бабушкам, дедушкам, что ведет к продолжению работы во внеурочное время. Учащиеся моего класса являются участниками кружка «Шаг за горизонт», на занятиях которого они занимаются исследовательской и поисковой деятельностью.
При сборе информации для исследовательских работ учащиеся встречаются с разными людьми, учатся брать интервью, слушать, записывать, выделять главное. В связи с 70 – летием победы и 50 – летним юбилеем школы, учащимися была проведена поисковая работа. Дети проживают с участниками интервью их воспоминания, узнают о событиях, с которыми связаны их воспоминания. Все это воспитывает у учащихся уважительное отношение к ветеранам, труженикам тыла, детям войны, выпускникам школы. Учащиеся собирают материал для школьного архива, узнают о страницах военной и школьной истории.
Собирая материал о своих родственниках, фамилиях, составляя, генеалогическое древо обучающиеся узнают о своих корнях, чем сохраняют историческую память.
Работая с архивными документами, дети учатся работать с информацией, отбирать главное, узнавать неизвестное, что мотивирует их на дальнейшие исследования, вызывает интерес к теме.
Кроме письменных источников учащимся приходится работать с памятниками истории и культуры. Часто дети приводят в порядок памятники, памятные доски, что воспитывает в них уважение к истории, бережное отношение к зданиям, обелискам, могилам.
Все это и есть патриотическое воспитание, которое формирует духовно – нравственные ценности школьника, что является одной из основных составляющих новых образовательных стандартов. Все это развивает у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, гордость за свою страну, историю, предков, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, качества личности гражданина - патриота России.