Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных о и а в корнях — лаг- — -лож-».


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Чернская средняя общеобразовательная школа №1»
Методическая разработка
урока русского языка в 5 классе
по теме «Правописание чередующихся гласных о и а в корнях - лаг- --- -лож-».
Авторы УМК: М. Т. Баранов,
Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.
Разработала: учитель русского
языка и литературы
МБОУ «Чернская СОШ №1» п.Чернь
Харламова Светлана Николаевна.
2013 год
Класс:5
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык.5 класс», Москва, «Просвещение»,2011г., автор: М.Т Баранов, Т.А. Ладыженская,
Л.А. Тростенцова.
Название раздела, темы:морфемика.
Тема урока: «Правописание чередующихся гласных о и а в корнях - лаг- --- -лож-»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
Образовательные:
сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,
научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;
закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;
тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя,
знать, в каких случаях происходит чередование гласных А - О в корнях лаг-(-лож-);
формировать умение применять на практике знания о корнях с чередованием;
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в парах.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый: научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при правописании корня -лаг-(-лож-);
-словесные,
-проблемный.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки,учебник, презентация.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний
Первичное закрепление.
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Литература:
1.Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 5 классе», М.:Просвещение, 2003.
2. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык
5- 9 классы», М.: Просвещение, 2007.
3. Богданова Г.А. «Опрос на уроках русского языка», М.:Просвещение, 1998.
4.Л.А.Введенская, М.Т.Баранов. «Русское слово». М.:Просвещение, 1999.
5.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. , Тростенцова Л.А. «Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений», М.: Просвещение,2010.
6.Рацибурская Л.В. Словарь уникальных морфем современного русского языка / Л.В. Рацибурская. М. : Флинта : Наука, 2009. – 160 с.
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство
Ресурсы сети Интернет:
Фестиваль педагогических идей «открытый урок»
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/bukvy-–-o-v-korne-lag-i-lozhРазработки уроков, презентации, конспекты занятий
http://www.uchportal.ru/load/209-1-0-25411№п/п Этапы работы Содержание этапа
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности .
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные :
умение слушать и понимать других.
Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Методы: словесные (беседа) Здравствуйте! Я рада вас видеть! Поздоровайтесь друг с другом и с гостями.
Прозвенел долгожданный звонок, Начинается урок.
Ребята, покажите своё настроение на начало урока. (Жёлтая – отличное, радостное, зелёная – я устал, красная – я злой).
(Ребята поднимают карточки.)
В конце урока посмотрим, как оно изменится.
Записываем в тетрадях число, классная работа.
2. Актуализация
Знаний.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Метапредметные: умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации;
Познавательные: строить высказывания в устной форме
Метод повторения,
фронтальный опрос.
Возьмите карточки на -з, -с .Давайте вспомним правило предыдущего урока.
Безболезненный, бесшумный, сбить, разжимать, распорядок, разгадать, вспорхнуть, искусать, бесконечный, безжалостный, распилить, вздыхать, вскрикнуть, бесцельный, рассмотреть.
Сформулируйте правило.
-Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?
-Что изучает морфемика?
-Какие морфемы знаете?
А что такое чередование? (замена одних звуков другими в одной и той же части слова).
Как, на ваш взгляд связаны чередование и правильное написание букв? (Зная, какие чередуются звуки, мы можем выбрать необходимую для написания букву).
При чередовании гласных в корне слов, можем ли мы проверить ударением написание той или иной гласной? (Нет.Необходимо знать условия выбора буквы для написания).
Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:
С.довник, ,прил.жить, изл.гать, в..зать,отв..рной, в.дяной,.
Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем,возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием ЛАГ-ЛОЖ).
Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют тему урока).
3. Постановка учебной задачи.
УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Методы: проблемного изложения. -Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ЛАГ-ЛОЖ? (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).
Предлагаю следующее задание выполнить в парах.
Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.
Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.
Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.
4. Усвоение новых знаний.
УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
Методы: словесные(диалог),
частично-поисковые, работа в парах. -Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ЛАГ-ЛОЖ? (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).
Предлагаю следующее задание выполнить в парах.
Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.
Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.
Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.
-Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче запомнить правило.
( Дети проговаривают шаги алгоритма).
(выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»).
- Что же нужно делать, чтобы правильно писать корни –лаг- -лож- . Давайте попробуем с вами составить алгоритм в тетради:
Выделить корень.
Определить значение корня.
Найти признак, определяющий выбор орфограммы.
Выбрать орфограмму: А или О.
А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом (дети высказываются).
В этом правиле есть исключение.
Искл. ПОЛОГ.
Учитель: Дома вы должны были найти в словаре лексическое значение данного слова.
Ответ. Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать.
3949065185420
Учитель: Составьте с этим словом предложение.
Ученики проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку.
5. Первичное закрепление.
УУД: коммуникативные: осваивать культуры общения, слушать товарища, строить монологическое высказывание
УУД: познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
УУД: логические: анализ объектов с целью выделения признаков.
УУД: регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном).
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.
Методы: частично-поисковый, наглядный, работа в парах.
Теперь поработаем в парах.
Запишите глаголы и подберите к ним однокоренные существительные так, чтобы в корне получилось чередование гласных о-а.
Обозначьте изученную орфограмму.
Проверим результаты парной работы.
Предлагать
предполагать
слагать
прилагать
излагать
Ребята называют подобранные слова, проговаривая условия выбора орфограммы
(Предложение, предположение, сложение, приложение, изложение)
(Сличают с экраном)
Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).
6. Физкультминутка.
Цель: профилактика нарушения зрения, повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроках; обеспечить кратковременный активный отдых для учеников в течение урока. Написать открытыми глазами число, месяц, год рождения, или, зажмурив левый глаз, правым писать чётные числа от 1 до 10, зажмурив правый глаз, левым писать нечётные числа от 1 до 10.
7. Закрепление изученного материала.
УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).
УУД: познавательные (опирается на уже известное);
коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
Методы: частично-поисковый, работа в парах. Положить или класть?
Прочтите предложения и вместо точек поставьте глагол класть или положу.
Поработайте в парах.
1.Закончив уроки, я собираю книги, тетради и …….их в портфель.
2.Я прочитаю книгу и ……. её на место.
3.Для сохранения здоровья не …….. в еду много соли.
Вывод: Нет глаголов без приставок с корнем лаг-лож, поэтому нельзя сказать ложу, ложит. А слово класть нельзя употреблять с приставкой. Правильно говорить: кладу и положу.
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
УУД: познавательные: поиск и выделение важной информации, пошаговое выполнение задачи.
УУД: регулятивные: оценка результатов работы,умение обосновать свою точку зрения, грамотно формулировать ответ.
Методы: самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль, наглядные.
Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».
Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а). Тот ученик, который правильно написал буквы в продиктованных словах и соединил букву «О», тот поучит какую-то букву… («О») Значит, вы усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.
1.изложить, положить, изложение
2.выложить, излагать, заложить
3.приложить, прилагательное, наложить.
8. Рефлексия
УУД: личностные:формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении
УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: обобщить, сделать выводы, самооценка
Методы: словесные Друзья мои, я очень рада,
Что состоялся наш урок.
Ну а сейчас приходит время
Уроку подвести итог.
Какую орфограмму сегодня изучили?
Как нужно действовать, чтобы выйти из затруднения при выборе гласной в этих корнях?
Интересно ли было?
Покажите при помощи карточек ваше настроение . (Карточки)
Урока время истекло.
Я вам, ребята, благодарна.
С корнями справились легко
И поработали ударно.
9. Домашнее задание по выбору
УУД: личностные:
самостоятельно выбрать тему домашней работы.
УУД: регулятивные:
выполнить все требования к домашней работе
УУД: коммуникативные:
обсудить возникающие затруднения по домашней работе 1. Выполнить упражнение из учебника 2. Составить карточку для соседа на изученноеправило. (10 слов с пропущенными буквами в корнях) 3. Написать небольшой рассказ «В походе», употребляя слова и словосочетания с корнями ЛАГ-ЛОЖ.
Выставление оценок