Технологическая карта Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-лож-

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание чередующихся гласных в корне –лаг- (-лож-)» 5 класс
Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: формирование представления о способе выбора написания А - О в корне -ЛАГ-,-ЛОЖ-
Задачи урока: определить способы выбора написания А – О в корне -ЛАГ-,-ЛОЖ-, научить умению распозновать слова с чередующимися гласными в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ- и комментировать условия написания
Планируемые результаты:
1 Предметные: видеть орфограмму и объяснять её написание; отличать корни с чередующейся гласной от омонимичных корней; знать признаки изученных орфограмм, уметь выделять корень, объяснять выбор гласной в корне слова, применять изученное орфографическое правило в практике письма
2 Метапредметные:
- познавательные: анализировать и классифицировать языковой материал, строить логическую цепочку рассуждений
- коммуникативные: строить устный монологический ответ; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, быть готовым слушать собеседника и вести диалог, уметь работать индивидуально и в паре
- регулятивные: определять цели предстоящей учебной деятельности; выполнять действия по намеченному плану и по алгоритму, уметь самостоятельно контролировать своё время
3 Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся


Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная


Осуществляемые
действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности

1 этап Постановка цели и задачи урока (7 мин)


Ставит перед учащимися задачу: прочитать слова, разделить на группы, вставить пропущенные буквы. Задаёт вопросы, подводит учеников к формулированию темы и цели урока.
Выр..щенный, предл..жить, изл..гать, р..стение, р..сточек
Читают слова и выдвигают предположения о том, как можно сгруппировать слова. С помощью наводящих вопросов учителя (Всё ли понятно? С какими словами возникли затруднения? Почему?) формулируют тему и цель урока
Анализировать и классифи-
цировать языковой материал
Взаимодействуют с учителем и одноклассниками
Строить монологическое высказывание в устной форме
Контролируют правильность выполнения задания
Осуществлять контроль и взаимоконтроль

2 этап Наблюдение над языковым материалом (7 мин)


Организует наблюдение над только что сгруппированными словами. Подводит учеников к формулированию закономерности: когда в корнях пишется О, а когда А.
Просит сформулировать правило, основываясь на эту закономерность
Просит сравнить сформулированное правило с правилом в учебнике
Организует работу по составлению алгоритма действий при работе с правилом
Формулируют закономерность: написание буквы в корне зависит от следующей согласной
Формулируют закономерность: за корнем –ЛАГ всегда стоит суффикс –а-, после корня –ЛОЖ этого суффикса нет
Сравнивают сформулированное правило с правилом в учебнике
Составляют алгоритм по теме, записывают его в тетрадь:
1 Выделить корень
2 Найти признак, определяющий выбор орфограммы
3 Выбрать орфограмму о или а
Находить в учебнике необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных действий
Взаимодействуют с учителем и одноклассниками
Строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировано доказывать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга
Осуществляют контроль, вносят коррективы в действие после его выполнения, выполняют действия по намеченному плану
Осуществлять контроль и взаимоконтрольВыполнять действие по алгоритму

3 этап Применение новых знаний на новом языковом материале (25 мин)


1 Организует совместную работу по выполнению задания 1
Просит учащихся оценить ответы вызванного к доске ученика








2 Раздаёт каждому ученику листы с текстом, организует работу по выполнению задания
Осуществляет проверку выполнения задания 2 (фронтально)













3 Организует работу в парах
Выдаёт на каждую парту листы с заданием
Наблюдает за работой класса
Организует активное слушание во время проверки выполненного упражнения









Выполняют задание 1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму: Предл..жить помощь, сложное пол..жение, правописание прил..гательных, распол..житься у костра, прил..гать усилия, отл..жить празднование
Оценивают ответы одноклассника
Читают текст: Караул! У меня незавидное пол..жение. Сегодня пишем изл..жение. Текст надо изл..гать подробно. Все части распол..жить в соответствии с планом. Пол..гаясь на свои знания, я старательно всё изл..гаю. Грамотно изл..женный текст – залог успеха.
Выполняют задание: выпишите слова с пропусками, обозначьте орфограммы
Отвечают на вопросы по тексту
В парах выполняют задание: Заменить одним словом с корнем – лаг-, -лож 1Часть речи (прилагательное)
2 Математическое действие (сложение)
3 Вид письменной работы (изложение)
4 Надеяться на кого-то (полагаться)
Записывают и объясняют выбор гласной в корне слова

Анализировать языковой материал













Воспринимать прочитанный текст, выделять существенную информацию, анализировать языковой материал, строить логическую цепочку рассуждений












Анализировать языковой материал, строить логическую цепочку рассуждений
Слушают друг друга, взаимодействуют с учителем












Взаимодействуют с учителем, слушают друг друга





















Взаимодействуют друг с другом, с учителем
Слушать и слышать друг друга













Строить высказывание в устной форме, аргументировано доказывать свою точку зрения

















Строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировано доказывать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, обеспечивать бесконфликтную работу в парах
Контролируют правильность выполнения задания












Планируют свои действия для учебной задачи, контролируют правильность выполнения задачи


















Планируют свои действия, осуществляют контроль


















Умение оценивать правильность выполнения задания











Планировать, контролировать и оценивать действия




















Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия

4 этап Рефлексия учебной деятельности и домашнее задание (5 мин)

1 Просит закончить предложения:
- Урок помог мне
- Для меня было сложным
- Мне понравилось

2 Объясняет домашнее задание: выполнить задание из учебника или составить карточку на изученное правило (10 слов с пропущенными буквами)
Заканчивают предложения, высказывают свои впечатления от урока





Записывают домашнее задание, задают вопросы на понимание

Взаимодействуют друг с другом, с учителем







Взаимодействуют с учителем
Строить монологическое высказывание, умение слушать и слышать друг друга




Умение слушать и слышать друг друга
Оценивают результат своей деятельности







Принимают цель, содержание и способы выполнения задания
Оценивать и осмысливать свою деятельность на уроке





Принимать цель, содержание и способы выполнения задания










15