Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Правописание о-а в чередующихся корнях -лаг- -лож-(урок-детектив)

Урок русского языка по теме
"Буквы О – А в корне -лаг-, -лож-".

Урок: русский язык
Класс:5
Учитель: Балыбердина Н.Н
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Методы обучения: исследовательский, игровой.
Используемые технологии: здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная.
Формы работы, используемые на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная.
Материальное обеспечение (оборудование): ПК, учебник, лингвистическая сказка, радаточный материал.

Цели урока:
сформировать представление о правильном написании чередующихся гласных в корне -лаг-, -лож-;
развивать навыки морфемного разбора, рассуждения;
развивать мотивацию к познавательной деятельности учащихся.
Задачи урока:
Обучающие:
развить умение формулировать определение понятий;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
развитие критического мышления обучающихся;
развитие внимания обучающихся ;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.










Ход урока

Организационный момент. С
Слова учителя:
Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз.
Сегодня школа не простая
В ней детективов обучают
Развивать у всех должна
Наблюдательность она
Память, логику, внимание.
Чтобы выполнить задание

Итак, как вы уже поняли, урок у нас не простой. Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. Ребята, а кто такой детектив? Какими качествами он должен обладать?
( иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать.).
И если мы с вами детективы, наш кабинет будет называться « Детективное агентство».
Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Кто-то в двери стучится. Вы не знаете, кто это может быть? (сыщик, детектив, музыка из «Бременских музыкантов» или из «Шерлока Холмса»).
Здравствуйте, ребята! Мы сыщики- Шерлок Холмс и доктор Ватсон.Узнали нас?
Мы ищем особо опасных преступников, помогите нам. Вот его приметы. Будем вам очень благодарны.(уходят).
Ребята, мы как настоящие детективы, должны помочь жителям страны.
И срочно отправляемся в путь.
Как вы думаете, что мы должны с вами сделать на уроке?
1.Мы будем собирать информацию.
2.Делать выводы.
3.Принимать решения.
4.Искать пути решения проблемы

Итак ,мы с вами на месте преступления. Необходимо собрать улики. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики. Но чтобы не оставить своих отпечатков пальцев, которые впоследствии могут спутать с отпечатками преступника, давайте наденем перчатки.
(текст сказки)

За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- -лож-, того награжу по-царски”.

Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож-. Согласная Г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица – к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними.

С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж – то братец -лож-.
Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.

О чем сказка?
Как вы считаете, какова будет тема нашего расследования?
А для чего нам нужно изучать корни лаг-лож?
Пригодится ли нам это в жизни?


В сказке говорится об одной закономерности, благодаря которой различаются написания корней. Но есть и другая закономерность. Какая? (Формулируют закономерность: за корнем –лаг- всегда стоит суффикс -а-, после корня -лож– этого суффикса нет).

– Сформулируйте правило, основываясь на эту закономерность.

– Сравните его с текстом вашего учебника.
Первичная проверка понимания правила.

– Прочитайте правило. Правильно ли мы его сформулировали?

– Попробуйте повторить, не заглядывая в учебник. (Несколько учащихся повторяют правило).
Ребята, сможете ли вы привести примеры с изучаемым корнем без приставок?

Дело в том, что корень –лаг-, -лож- имеет важную особенность, слова с таким корнем употребляются только с приставками. Слова ложить нет в русском языке, это речевая ошибка, можно только положить.
Закрепление.
А теперь проведем следственный эксперимент.
Поиски коренных жителей
Вс перепутано в этой стране, нелегальные мигранты из других стран
заполонили улицы и пытаются спрятаться среди коренных жителей.
- Найдите коренных жителей страны Морфемика. (Слайд 8)
Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка,
ударение, гласный, и/ы после ц, суффикс, о/ после шипящих, звук, фонетика,
окончание, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный

2 ) Игра “Составь слово” (слайд №5)
 У слова предутреннийвозьмите приставку, у слова  поговоритьвозьмите приставку, у слова слагаемое – корень, у глагола решать – суффикс, а у глагола  собирала позаимствуйте окончание. Получилось слово(Предполагала)

3 ) Придумайте словосочетание и предложение с составленным словом. Запишите их.

(Учащиеся читают словосочетания и предложения.)
4.
Задание повышенного уровня сложности. (слайд №6)
Заменить одним словом с корнем -лаг- , -лож-.Объясните графически выбор гласной в корне.
1. Описать что-то, передать устно или письменно. (Изложить)
2. Надеяться на кого-то. (Полагаться)
3. Вид письменной работы. (Изложение)
4. Часть речи. (Прилагательное)
5. Прибавить одно к одному. (Сложить)
6. Математическое действие. (Сложение)

VI. Физкультминутка.
Потрудились отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.

Применение полученных знаний.

Самостоятельная работа.

– Я буду читать слова, а вы записывать их, распределяя в две колонки. В левой колонке будут слова с корнем – лаг-, а в правой – с корнем – лож-.

Излагать содержание, полагаться на друзей, предлагать решение, прилагать усилия, простое предложение, положение дел, расположиться на отдых, возлагать надежды.

– Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

(Далее учащиеся читают слова, комментируя условие выбора орфограммы.)

Посмотрите, ребята , на столах у вас какие-то конверты. А у меня еще и письмо прилагается.
« Вы хорошие детективы, так и быть, если справитесь с последним заданием, то так и быть верну братьев на место.
Безграмотность.»
Ребята, необходимо провести экспертизу содержимого этого конверта.


Тест по теме «О и А в корне –лаг-лож –»
В каких словах напишете О:
Отлжить
Полжить
Излгать
Предлгать (1,2)
В каких словах напишете А:
1.Излжение
2.Предлжение
3.Прилгать
4.Прилгательное(3,4).
В каких словах напишете О:
1.Слжить
2)Слгать
3)Перелжить
4)Залжить(1,3,4)
В каких словах напишете А:(2,3).
1.Располжиться 2.Располгаться 3.Слгаемое 4.Слжение
В каком ряду во всех словах напишете А:(б)
Отлжить, полжить, располгаться, залжить
Прилгать, излгать, предлгать, прилгательное
Укажите номера предложений, содержащих слова, на месте пропусков в которых напишете О:
1.Лжился на поля туман.
2.Туристы располжились на ночлег.
3.Недалеко от школы располгался парк.
4.В предлжении была допущена ошибка.
(ответы на слайде. взаимопроверка).(1,2,4).


8. Рефлексия. Итог урока.
( Слайд № 8)
– Ребята, устно продолжите предложение: На уроке мне понравилось..

Учащиеся отвечают, каждый ответ анализируется. Можно узнать, почему понравилось (правило, задание и т.д.)

– Продолжите следующее предложение: Мне было трудно

Учащиеся отвечают, каждый ответ анализируется. Необходимо узнать, почему было трудно.

– Продолжите следующее предложение: На уроке я запомнил(а) правило
_ А теперь оцените, пожалуйста, мою работу на уроке. Если понравилось- похлопайте в ладоши, если нет- потопайте ногами.
(Слайд №9)



Предлагаю выполнить вам
·дома творческое задание разной степени сложности:
1) выбрать любой номер из параграфа и выполнить его в тетради;
2) составить улики по теме «Правописание гласных о-а в чередующиххся корнях лаг-лож»;
Тем, кто желает получить звание старшего следователя особых дел, нужно придумать стихотворение или загадки по изученной теме.


Ну вот братья и нашли свое место в стране Морфемики, дело закрыто и отправляется в архив. Но на память об этом деле я хочу предложить вам памятки.

На этом наше изучение орфограмм не заканчивается, а продолжается, но . на следующем уроке. Мне было приятно с вами работать, узнать,что вы дружные, послушные, умные, вежливые юные детективы, вам можно поручить особо опасные задания.
До новых встреч в необъятном океане Грамматики!

































Тест по теме «О и А в корне –лаг-лож –»
1.В каких словах напишете О:
1.Отлжить
2.Полжить
3.Излгать
2.В каких словах напишете А:
1.Излжение
2.Предлжение
3.Прилгать
4.Прилгательное
3.В каких словах напишете О:
1.Слжить
2)Слгать
3)Перелжить
4)Залжить
4.В каких словах напишете А:
1.Располжиться 2.Располгаться 3.Слгаемое 4.Слжение
5.В каком ряду во всех словах напишете А:(б)
Отлжить, полжить, располгаться, залжить
Прилгать, излгать, предлгать, прилгательное
5.Укажите номера предложений, содержащих слова, на месте пропусков в которых напишете О:
1.Лжился на поля туман.
2.Туристы располжились на ночлег.
3.Недалеко от школы располгался парк.
4.В предлжении была допущена ошибка.

























(Текст сказки)

За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- -лож-, того награжу по-царски”.

Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож-. Согласная Г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица – к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними.

С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж – то братец -лож-.
Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.

О чем сказка?
Как вы считаете, какова будет тема нашего расследования?
А для чего нам нужно изучать корни лаг-лож?
Пригодится ли нам это в жизни?





















«Следственный эксперимент»

1)Вставьте пропущенные буквы, подчеркните “лишнее” слово ( слайд № 4)
Предл..гать, предл..жить, пол..жение, разл..жил; Сл..гаемое, прил..гательное, выл..жить, разл..гается.



2)Найдите коренных жителей страны Морфемика. (Слайд 8)
Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка,
ударение, гласный, и/ы после ц, суффикс, о/ после шипящих, звук, фонетика,
окончание, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный

3) Игра “Составь слово” (слайд №5)
 У слова предутренний возьмите приставку, у слова  поговоритьвозьмите приставку, у слова слагаемое – корень, у глагола решать – суффикс, а у глагола  собирала позаимствуйте окончание. Получилось слово

3 ) Придумайте словосочетание и предложение с составленным словом. Запишите их.


4. Задание повышенного уровня сложности.
Заменить одним словом с корнем -лаг- , -лож-.Объясните графически выбор гласной в корне.
1. Описать что-то, передать устно или письменно.
2. Надеяться на кого-то.
3. Вид письменной работы.
4. Часть речи.
5. Прибавить одно к одному.
6. Математическое действие.















Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гилевская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Уткина Ильи Никифоровича»


Лучшему следственному отделу за качественное и
оперативное выполнение следственных
мероприятий
в стране «Морфемика»





Учитель русского языка
и литературы:
Балыбердина Н.Н




с. Гилево,

19.02.2016 г. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гилевская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Уткина Ильи Никифоровича»
626077 Тюменская область, Ярковский район, с.Гилево, ул.Центральная, 33 Тел. 83453137145

Самоанализ урока русского языка в 5 классе
по теме »Правописание гласных букв о-а
в чередующихся корнях -лаг- - -лож-»
Урок: русский язык
Класс:5
Учитель: Балыбердина Н.Н
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Форма: урок- детектив.
Методы обучения: исследовательский, игровой.
Используемые технологии: здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная.
Формы работы, используемые на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная.
Материальное обеспечение (оборудование):
ПК, учебник, раздаточный материал: линвистическая сказка, перчатки, «улики», тестирование, сыщики- Шерлок Холмс и доктор Ватсон, музыкальный материал.
Цели урока:
сформировать представление о правильном написании чередующихся гласных в корне -лаг-, -лож-;
развивать навыки морфемного разбора, рассуждения;
развивать мотивацию к познавательной деятельности учащихся.
Задачи урока:
Обучающие:
развить умение формулировать определение понятий;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
развитие критического мышления обучающихся;
развитие внимания обучающихся ;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Урок является 3 по счету в большом разделе «Морфемика», с него начинается изучение и повторение чередующихся корней, которые нельзя проверить ударением или подбором однокоренных слов.
Важно на этапе актуализации знаний дать детям понятие и разграничение между однокоренными словами и формами слова. Еще нужно заострить внимание на исторических процессах, происходящих в словах: чередование, беглость гласных, сращение и т. д.
Первый этап урока предполагал выработку на значимо- личностном уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. На этом этапе осуществлялась подготовка к определению темы и цели урока.
Далее через следственный эксперимент и тестовую работу мною проверялось умение применять знания на практике, а также находить корни лаг-лож в словах и выделять графически орфограмму. Все это было оформлено через игровую ситуацию с сыщиками.
Немаловажную роль на любом этапе урока имеет использование динамической паузы, или физзарядки. Она помогает психологически снять стресс, отвлечься от посторонних мыслей, расслабить мышцы тела.
Использование разнообразных средств обучения ( материалов учебника, методических пособий, иллюстрации) позволило создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы умственной деятельности (эмоциональную, мыслительную- реакция на художественную форму, осмысление содержания).
Для активизации мыслительного процесса на уроке использовала коллективную, групповую и самостоятельную формы работы. Она способствовала развитию толерантности, коммуникативных умений обучающихся, ситуации успеха, развивала положительную мотивацию к учебной деятельности.
В соответствии с ФГОС особое внимание уделяется метапредметным связям. В уроке пролеживаются элементы литературы, психологии, умения анализировать происходящие события и давать им характеристику, развивает внимание, память, логику, сообразительность, умение работы с текстом и отдельными его частями ( выход на ЕГЭ) .
Подведение итогов (рефлексия учебной деятельности) проводится с помощью приема критического мышления «Незаконченное предложение». В ходе совместного анализа дети рассматривают свою работу на уроке, а учитель дает обоснованную оценку их результатов .
Я считаю, что урок достиг цели, и его можно дополнить разными видами деятельности и применить по теме повторения морфемики как науки о русском языке в конце изучения целого раздела.


Учитель русского языка и литературы:
Балыбердина Н.Н



Заголовок 315