Конспект урока по ФГОС по технологии Ручные швы. Вышивка Мережка (5 класс)


Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.
Технологическая карта урока.
Данные об учителе: Алексеева Ольга Александровна учитель технологии МОУ СШ № 6 г. Волжск Республика Марий Эл
Предмет: технология Класс: 5 Учебник (УМК): под ред. Сасовой И.А.«Технология»
Тема урока: Ручные швы Вышивка «Мережка». Тип урока: урок изучения нового материала
Применяемые образовательные технологии: Технология проблемного обучения, критического мышления, технология совместной деятельности
Оборудование: компьютер, проектор, образцы ручных стежков, образцы вышивок
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
• предметные УУД:
-имеют понятие «ручные стежки», создание изделия с применением ручных стежков;
-умеют выполнять базовый стежок «шов вперед игла»;
• познавательные УУД:
-умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные Понимания понятия:
«шов вперед иголку»
«петельный стежок»
«крестообразный стежок»
«косой стежок»
Технология выполнения ручных стежков.
Влияние ручных швов на декоративную отделку изделий. 1 уровень —узнавание
Регулятивные Планирование собственной деятельности. 1 уровень —выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Познавательные Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. 2 уровень —совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала. 1 уровень —выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Личностные Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре. 2 уровень —самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Наглядные материалы Этапы урока время этапа Задачи этапа Методы приемы и формы обучения Действие учителя Действие ученика Универсальные учебные действия
I. Организационный момент (2мин)
Орг. момент Организовать
самоопределение детей к деятельности на уроке Фронтальная Посещаемость. Готовность к уроку Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные:
способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
II. Введение в тему
Презентация Актуализация знаний
Систематизировать имеющиеся у учащихся знания. Беседа.
Фронтальная Ребята обратите внимание на экран. Что вы видите?
В какой технике они исполнены?
Какие ассоциации возникают у вас при слове вышивка?
Вышивка – составить синквейн Вышитые изделия в разной технике ручной, машинной вышивки. Личностные:
осознание своих возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе.
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание
Презентация учащихся старших классов об истории вышивки Мотивация (встреча с проблемой)
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме Беседа. Фронтальная Какие ключевые слова мы получили. Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.
Что еще мы можем сегодня на уроке узнать о вышивке?
И так темой нашего урока: «Ручные швы Вышивка» но прежде чем приступить к работе, давайте поближе познакомимся с самой вышивкой с ее историей.
Техника исполнения ручных стежков
Какие бывают вышивки. История вышивки. Регулятивные:
Определять цель учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя, искать средства ее осуществления.
Познавательные:
Анализировать и обобщать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения.
Коммуникативные Работать индивидуально и в группе: находить общее решение;
Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Презентация Поисково-исследовательский этап
Организовать осмысленное восприятие новой информации Рассказ. Фронтальная Какие виды вышивки вы знаете?
Для чего служит вышивка?
Скажите все ли вышивки одинаковые (регионы, области)
Девочки, есть ли в вашем доме изделия с вышивкой? Дают определение:
Счетные свободные роспись гладь мережка контурные набор тамбурный крест стебельчатый козлик петельный
. Регулятивные УУД:
планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.
Коммуникативные УУД владение речью, умение выражать мнение.
Презентация учащихся «Марийская вышивка" Викторина
1.Какой вид вышивки традиционно применялся в марийском костюме?
а) «набор»;
б) «ришелье»;
в) «гладь».
2. Основные (ведущие цвета) цвета марийской вышивки?
а) черный, красный;
   б) красный, белый;  
  в) синий, розовый
3. Традиционная марийская вышивка выполнялась        
а) по нанесенному на ткань рисунку;    б) по счету нитей;в) по выполненному эскизу.
 4 . Считалось, что вышивка края одежды марийского костюма:а) отражает уровень жизни человека, его сословную принадлежность;б) охраняет от несчастий;в) оберегала от проникновения злых духов     
5. Прямая горизонтальная линия в марийской вышивке обозначала:
а) символ земли;
б) символ воды;
в) символ дождя .
6. Самые древние вышивки 4-5 века найдены на территории:
а) Древнего Китая
б) Ирана
в) Византии
Отвечают на вопросы викторины в технике «пила» (учащиеся в группах отвечают на два вопроса, затем меняются участниками)
Познавательные УУД:
извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;
структурировать знания;
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные УУД:
давать определения новым понятиям темы;
называние швов, видов швов
Презентация Физкультминутка Движения глазами – повторять по слайду презентации
Презентация Поисково-исследовательский этап
Организовать осмысленное восприятие новой информации Рассказ.
Фронтальная Рассмотреть сквозную строчку на рисунке (через рисунок они понимают что им необходимо узнать технологию выполнения ручных стежков )
Результаты исследования записывают в таблицу.
Предлагаю сформулировать алгоритм выполнения ручных стежков «Мережка» Таблица последовательности выполнения работы (заполняют) Познавательные УУД:
извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;
структурировать знания;
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные УУД:
давать определения новым понятиям темы;
называние швов,
Презентация Практический этап Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний Практическая работа. Индивидуально, фронтальная Предполагаю выполнить задание: Восстановить схему выполнения «шов вперед игла»
1)Инструменты и приспособления для вышивки,
правила т/б
2)Правильная посадка и постановка рук
Предлагаю выполнить задание на кусочке ткани:
1. Перед изготовлением мережки из ткани выдёргивают нити в определённом количестве, необходимом по узору.
2.Закрепляем нить у левого или правого нижнего края
3.Иголку заводим на изнанку, отсчитываем 8 ниток и выводим на лицевую сторону
4. Затем второй раз обводим эти же нити рабочей ниткой и вкалываем иголку в край ткани, захватывая не более 2-3 нитей от края кисточки
Личностные:
осознание своих возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе.
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание
Презентация Рефлексивно-оценочный этап Осмысление процесса и результата деятельности Беседа.
В парах, фронтальная Предлагает оценить работу в паре (сосед).
Предлагает оценить факт достижения цели урока 1. Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.
2. Оценивают степень достижения цели,
Познавательные УУД выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать
Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.