Урок по русскому языку Повторим орфографию ( 6 класс)


КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: «ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ»
Цель:
закрепление знаний по изученным орфографическим темам;
развитие орфографических навыков, орфографической зоркости;
выявление пробелов в знаниях орфографических правил;
подготовка к проверочной работе;
развитие умения работать в сотрудничестве ( в паре, групповая форма);
закрепление навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование:
Карточки с заявкой на оценки «3», «4», «5».
Листы контроля (самоконтроля).
Карточки для этапа «Корректор».
Тексты для определения видов орфограмм.
Сигнальные карточки.
Таблица «Разделы лингвистики».
Рисунки длят шуточных пауз ( «лисички», фразеологизм «заметать следы», слон- «прислонился»).
Листы учета для жюри.
«Ключи» для проверки работ этапа «Корректор».
Нормы оценок.
План.
Вступительное слово учителя ( 3 мин). Игра «Я загадала слово…» для определения темы урока.
Терминологический диктант с последующей самопроверкой по таблице « Разделы лингвистики» ( 4 мин).
«Выбери меня, выбери меня…» ( теоретический блок) (15мин).
Карточки с заявкой на оценку с последующей самопроверкой ( 15 мин).
Лингвистические задачи ( 3 мин).
«Корректор».
Пауза- шутка. Орфографические задачи ( команды представляют друг другу).
Орфографическая дуэль ( словарный диктант с взаимопроверкой). Работа с сигнальными карточками.
Сочинение-миниатюра.
Подведение итогов. Оценки жюри. Вручение медалей «Юный лингвист».
Тип урока: повторительно-обобщающий.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Ребята, я загадала слово. Чем скорее вы определите, слово какой части речи я загадала, тем быстрее мы назовем тему сегодняшнего урока. Итак, я загадала слово..Верно, я загадала существительное «орфография». Прежде чем отправиться в путешествие по Морфологии, сделаем небольшую паузу и повторим изученные орфографические правила, посмотрим, как мы умеем применять их на практике, подготовимся к проверочной работе. Итак, повторим орфографию, ведь как говорил Б. Шоу: « Из пятидесяти способов сказать слово «да» и пятисот способов сказать слово «нет» … есть только один способ написать их». И этот способ диктует нам Орфография. Сегодняшнюю встречу проведем в форме соревнования наших постоянно действующих лингвистических экипажей «Всеведы», «Знайки», «Юные филологи», «Любознательные».
За ходом соревнования будут наблюдать наши гости- учителя нашей школы и члены жюри.
Соревнование состоит из нескольких этапов, на доске записаны их названия.
Терминологический диктант ( покажет знания разделов науки о языке). Изучая науку о языке, необходимо знать названия разделов.
Этап позволит проверить, какая из команд лучше знает орфографические правила, более подкован в теории.
Работа с карточками с заявкой на оценку поможет показать наше умение применять правила на практике.
Этап называется «Корректор». В чем суть работы, скажу позднее. Он состоит из 2 частей.
Словарный диктант.
И если позволит время, еще один этап. О нем позднее.
На столах у каждой команды:
а) нормы оценок;
б) карточки;
в) листы контроля для само-взаимопроверки;
г) листы учета оценок, которые заполняют ассистенты и сдают жюри.
Желаем всем экипажам не ударить в грязь лицом, не сесть в калошу. Я буду болеть за всех вас.
Итак, первый этап. Берем листочки, ставим цифру 1. Терминологический диктант ( изучая науку о языке, нельзя не знать названия разделов, по которым мы путешествуем в течение нескольких лет).
Наука о языке (лингвистика…)
Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
Раздел науки о языке, изучающий нормы произношения.
Раздел науки о языке, изучающий морфемы, способы образования слов.
Раздел науки о языке, изучающий правила правописания слов.
Самопроверка ( по таблице «Разделы лингвистики»). Оценки , жюри подводит итоги, мы начинаем второй этап, который назовем словами из песни «Выбери меня, выбери меня…». Каждой команде предстоит ответить на 3 вопроса, по очереди называют номер от 1 до 12. Ассистенты отмечают на листочке номера, чтобы вопрос не повторился. ( член жюри следит и отмечает в листе учета).
На сколько групп и какие делятся все приставки? (доехать, расписание, пришел, сделать)
В каких случаях сложные имена существительные пишутся через дефис?
В каких сложных прилагательных употребляется дефис?
Расскажите о правописании не с глаголами. Замкните круг, называя глаголы-исключения ( дети берутся за руки)
Когда не с существительными, прилагательными, наречием пишется раздельно?
Почему о правописании не с глаголами говорим отдельно, а о существительных, прилагательных, наречиях вместе?
В каких суффиксах прилагательных –н-?
В каких случаях в прилагательных –нн-?
Расскажите о правописании буквы и-ы после приставок.
Значения приставки при-?
Значения приставки пре-?В каком случае пр.бывать пришется с «е». почему слово пр.бывать можно написать с буквой е и и ?
Слово жюри о первом и втором этапе. ( на доске названия команд и баллы)
А сейчас третий этап. Мы повторили теорию, настало время проявить умение применять теоретические знания на практике.
Карточки с заявкой на оценки «3», «4», «5».
Затем по листу контроля проверяем себя, ставим оценку и говорим ассистентам. Кто быстрее справится, работает с перфокартами. Пока жюри подводит итоги третьего этапа, мы решим несколько лингвистических задач ( на доске).
Ученик 6 класса рассуждает.
(Древне) русский пишу через дефис, т. к. образовано из двух слов древний и русский. Верно или нет?
Ветреный пишу с –нн-, т. к. –енн-?
Заг.раться пишу с а, т.к. есть суффикс а.
(Полу)остров через дефис, т.к. второе слово начинается с гласной.
Слово жюри: итоги третьего этапа и решения лингвистических задач.
Кому не приходится порой доверять бумаге свои мысли, чувства, расчеты, наблюдения. Иногда неосторожное движение руки, случайная описка или ошибка из-за незнания правила приводит к искажению смысла. Нужно постоянно упражняться, знать правила, уметь их применять, иметь устойчивое внимание, твердые навыки, обладать орфографической зоркостью, чтобы подчинить своей воле слова. Всеми этими качествами обладает корректор.
- Кто может назвать лексическое значение этого слова? Давайте познакомимся с ним.
Корректор- работник типографии, редакции, исправляющий ошибки в текстах.
Корректура.
Корректорский (отдел).
- Слово какой части речи?
- Доказать!
Сейчас мы с вами превращаемся в корректорский отдел, где работают корректировщики, корректоры.
Перед вами словарный диктант одного из учеников нашего класса ( Пети Ошибкина). Выбрав диктант №1 и № 2, каждому нужно выписать номера слов, написанных с ошибками ( индивидуальная работа).
Затем в данных текстах, пользуясь списком изученных орфограмм в справочниках, записать номера видов орфограмм, встречающихся в тексте.
Дописать 2-3 предложения к тексту (каждый). По окончании выполнения каждого задания сдаем жюри, а сами работаем с перфокартой, карточкой, ждем окончания работы других команд.
Устная работа с сигнальными карточками (е-и).
Престиж ( фр. «обаяние», имеющий влияние, уважение).
Привилегии (льготы).
Президент.
Премьера (1-е представление).
Примитивный (простейший).
Приватизация (передача государственного имущества в личное владение лицу или группе лиц).
Слово жюри. Итоги этапа «Корректор».
Учитель:
Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль ( «поединок») безграмотный писака. Он сказал Прусту:
-Представляю Вам право выбора оружия.
- Превосходно,- ответил Марсель Пруст,- предпочитаю орфографию. Вы убиты!
Сейчас мы проведем орфографическую дуэль между экипажами, после которой, надеюсь, все останемся живы. Итак, к барьеру, как говорили дуэлянты. Словарный диктант с последующей (само-) взаимопроверкой по листу контроля оцениваем зеленым стержнем .
Аморальный поступок, антигуманное поведение, приветливый ребенок, соблюдать приличие, презирать предательство, проявить уважение к друзьям, верный принципам, преодолеть препятствие и т. д.
Ассистенты сдают результаты диктанта жюри.
Жюри подводит итоги сегодняшнего дня.
Класс работает в это время с сигнальными карточками.
Н-нн.
Куриный суп.
Стеклянная посуда.
Ветреный день.
Революционный марш.
Туманное утро.
Итоги словарного диктанта.
Учитель :- Как-то компания литераторов, в числе которых был знаменитый русский писатель Александр Иванович Куприн зашла в ресторан. Когда Александр Иванович прочитал меню, официант, учтиво склонившись, спросил:
-Чего изволите-с?
-Шесть порций орфографических ошибок!- воскликнул писатель.
Уши и щеки официанта покраснели от стыда за того, кто составлял меню.
Предлагаю вам составить меню. Сочинение-миниатюра из 5-6 предложений с использованием различных видов орфограмм, и написать так, чтобы не оказаться в положении этого официанта.
Итоги этапа.