УРОК ПО ПОЗНАНИЮ МИРА ВО 2 «А» КЛАССЕ ИЗ СЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УЧИТЕЛЬ: ФАДЕЕВА А.Н. ВОЛГОДОНОВСКАЯ СШ


УРОК ПО ПОЗНАНИЮ МИРА ВО 2 «А» КЛАССЕ
ИЗ СЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ № 4
Дата «13» 03.2014
Тема урока: Как питаются животные.
Цели урока: умеют построить пищевую цепь и рассказать о связи животных организмов в пищевой цепи.
Планируемые результаты:
предметные: знать, как питаются животные, связь живых организмов в пищевой цепи;
личностные: бережно относиться к животному миру;
системно-деятельностные: уметь обобщать и делать выводы; работать в паре.
Тип урока: изучение нового материала.
Материальное обеспечение урока:
для учителя: демонстрационный материал «Пищевая цепь».
для учащихся: учебник, рабочая тетрадь.
Проблемный вопрос: Что случится, если волк и лиса не будут есть зайцев?
Ход урока
Организация начала урока. Психологический настрой.
Приём «Австралийский дождь»
Класс делится на 4 группы
1 – трёт ладошку о ладошку
2 – щёлкает пальцами
3 – ладонями по коленям
4 – хлопает в ладоши
Повторение пройденного.
– Разные животные питаются разной пищей. Животные, которым нужна растительная пища, называются…(растительноядные). Те животные, которые едят насекомых, называются…(насекомоядные). На более крупную добычу охотятся…(хищные) животные, или хищники. Есть, наконец, и всеядные животные. Стратегия «Четыре стены».
24942805016500-38102540
Проверка домашнего задания стратегия «Горячий стул»
center6490800
-71755906653000
Почему животных, которые живут рядом с человеком называют домашними?
Как называются животные, за которыми человек не ухаживает? (Дикие)
Чем питаются животные? (Травой, другими животными, травой и другими животными.)
Как называются животные, которые едят только растения? (Травоядные)
Как называются животные, которые едят других животных? (Хищники)
Почему в наших горах и степях не могут жить слон и белый медведь?
Изучение нового материала.
– А теперь заглянем с вами в лес. На первый взгляд он кажется пустым – одни только деревья. Он не сразу откроет перед нами свои секреты, но когда мы хорошенько присмотримся к нему, то поймем, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. (Звучит аудиозапись “Звуки леса”). Они щебечут, пересвистываются, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.
(Сюжетно-ролевая игра: дети изображают животных, о которых говорится в тексте).
– У гусеницы место на листке. Дело у нее одно – поедать листья. Ползет она по краешку листа и вгрызается в него острыми челюстями. Если прислушаться, даже хруст слышно. На земле тем же самым занимается мышка. Съела травинку, другую. Потом нашла колосок, попробовала, спелый ли, и потащила в норку про запас. А в стволе дерева, под корой, проедает – пропиливает свой ход личинка жука-короеда. Ее не интересуют листья и трава, она древесиной питается. Масса всяких мелких и крупных животных поедают траву, листья, кору дерева, а уж о семенах, орехах да ягодах и говорить нечего. И, кажется, если дать им волю – они весь лес съедят! Только не случиться этого, никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывают. Пробежала по ветке синичка, мимоходом гусеницу – цап! – и понесла в гнездо птенцов кормить. Скользнула в траве ласка, прыгнула в мышиную норку – и нет мышки. А на дереве дятел наклонил голову, прислушался, совсем как доктор, и стал долбить дырку. Вытащил личинку жука, а она большая, вкусная. Не зря старался. Но и за синицами, ласками, дятлами другие охотники следят, покрупнее. Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы, ласку ночью сова может подхватить. И получается, что все лесные жители друг от друга зависят. Соколам не прожить без синиц, синицам – без гусениц, а гусеницам – без листьев, всем вместе без леса. Вот ученые-экологи говорят, что лес – это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом совсем как звенья в цепочке. Ученые ее называют…(цепь питания). (На столах находятся конверты с цифрой 1, достать карточки и сложить общую цепь питания в лесу), (рисунок 1)

35713795516200429871540500
– Что дает жизнь всем живым организмам на Земле?.. (Солнце). Кто первыми получают энергию от него?.. (Растения). Основание пищевых цепочек, их первое звено – это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками. Второе звено – все те, кто питается растениями. Это гусеницы и мыши, зайцы и белки, и такие большие звери как олени и кабаны. Третье звено – охотники, самые разные. Жабы с лягушками тоже здесь – они не дают спуску слизнякам и лягушкам. Тут и множество мелких птиц – они ловят мелких насекомых и их личинок. Здесь и ласки, и куницы, и лиса сверху вниз на мышей да зайцев поглядывает. И все эти животные поедают тех, кто кормится растениями. А еще звено – четвертое, это те хищные птицы и звери, которые охотятся и на охотников: ястребы, совы, волки, рыси. Множество таких цепочек в лесу, ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить.
– Теперь пришло время запомнить очень важный закон: в природе ни животные, ни растения не могут жить сами по себе. Они живут в сообществе с другими животными и растениями.
– Какое звено в лесных пищевых цепочках главное?.. (Растения). От них зависит жизнь всех лесных обитателей.(На столах картинки с изображением животных и растений. Самостоятельно составить цепи питания. Обсуждение).
IV. Физминутка.
V. Объяснение нового материала.
– Послушайте историю о комарах и крысах: На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров, много неприятностей они им доставляли. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли. Через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта “напасть”. А вы как думаете?.. (Ответы детей).Оказалось, что ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они не в домах, а в природе). Тараканы не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Этих тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Ну и раздолье наступило тогда для крыс! Крысы принесли людям огромные убытки. Всего этого, наверное, могло бы и не случиться, если бы жители острова, прежде чем применять ядохимикаты, посоветовались с учеными – экологами. Как вы думаете, удалось ли жителям острова справиться с крысиной “напастью”? Кто им помог? (Ответы детей).Вскоре на остров пришлось завозить кошек. Их доставляли на самолетах из других мест.Простых отношений, таких как пищевая цепь, в Природе практически не существует. И в этом нам поможет разобраться следующая игра. Пищевая цепь: трава – мышка – лиса (действующие лица – дети). Они являются звеньями одной пищевой цепи. Но не только мыши питаются травой. Кто еще? Не только лиса питается мышами. Кто еще? Не только мышами питается лиса. Кем еще? (Дети кладут руки на плечи тому, кого называют). Что получилось?И вот что интересно: в природе разные цепи питания как бы переплелись между собой. Образуется сеть питания, или пищевая сеть.Скажите, пожалуйста, сколько должно быть травы, мышей, лисиц, чтобы никто не умер с голоду? Сколько кого должно быть в природе поможет нам выяснить следующее задание.
Каждый на листочке бумаги пишет название любого животного или растения нашей местности (собрать листочки).
– Откуда Земля получает энергию? Кто первым использует эту энергию? Сейчас мы с вами построим пирамиду. Растения будут располагаться внизу, потому что все животные, так или иначе, используют их для своего питания. Все растения должны присесть на корточки и выстроиться в линию. Все должны стоять близко друг к другу. За ними встанут дети, написавшие травоядных животных, на скамеечку – хищных животных. Теперь я прочитаю названия растений и животных, которых вы написали. Сравнить получившуюся пирамиду с изображением.
left7810500
Чтобы она была устойчива, основания должно быть широким. Чем выше пирамида, тем меньше там должно быть представителей. Предложить детям самим перестроить свою пирамиду. Вопрос: сколько кого должно быть в природе?
На столе конверты с цифрой 3 (рисунок 2). Самостоятельно сложить пирамиду. По желанию у доски два человека. Объяснить.

3063240762000left762000
– Сова, конечно, крупнее и тяжелее мыши, а мышь – крупнее и тяжелее колоска. Но если бы у нас были волшебные весы и мы взвесили бы всех сов в лесу, всех мышей и все колоски, оказалось бы, что колоски намного тяжелее мышей, а мыши тяжелее сов. Почему? Да потому, что колосков очень-очень много, мышей просто много, а сов мало. Случайно ли это? Нет. Ведь одной сове, чтобы прокормиться, нужно множество мышей. Одной мышке – множество зерна. Вот и получилась экологическая пирамида.Подобные невидимые пирамиды есть повсюду в природе. Хищников всегда меньше (и по числу, и по общей массе), чем травоядных животных, а травоядных меньше, чем растений, которыми они питаются. Скажите, пожалуйста, кто важней или полезней в природе – травоядные или хищники? Послушайте рассказ ученого-зоолога “Доброе слово о хищниках” (Приложение 1).
Вопрос: так нужны ли в природе хищники? Какую роль они выполняют? Но остальные животные так же нужны природе. Сказка “О пользе и вреде” (Приложение 2).
– Это, конечно, сказка, не было никакого суда в лесу, и филин – это просто птица, а не судья. Но по существу здесь все, правда. Вот и подумайте сами: есть ли в природе только вредные или только полезные животные? Второй закон: нет в природе существ, которые были бы только полезны или вредны. У каждого есть своя маленькая, но важная роль. Работа по учебнику.
Прочитайте первый абзац. Что такое пищевая цепь?
Работа в паре.
Обсудите пищевую цепь. Попробуйте убрать одно звено из цепи, докажите, что все взаимосвязано.
3082290762000
VI. Игра “Паутинка”.
Иногда мы не осознаем, что все в природе, живое и неживое, взаимосвязано. Например, если лесоруб срубит дерево или коллекционер поймает бабочек одного вида, или же люди соберут на чай и отвары все лекарственные растения, не оставив ни корешка, то эти действия окажут влияние на целую цепь последующих взаимодействий в природе. Это будто подергать паутинку за одну ниточку – и приходит в движение все ее нити. В этом нам поможет убедиться игра “Паутинка”.Дети становятся в круг, ведущий держит клубок ниток, и начинает: “Я – береза, моими листьями любит лакомиться…гусеница”. Держит конец нитки, а клубок бросает товарищу. “Гусеница” продолжает: “Мной питается синичка”. Клубок продолжает свой путь до тех пор, пока все не будут связаны, некоторые по несколько раз. Что у нас получилось? Паутинка. Подергать ниточки (все связаны между собой крепко, как паутинка).
– А теперь представьте – пришел лесоруб и срубил березу. Что произойдет? А если будет вырублен весь лес? Когда дерево падает, оно тащит за собой все веревочки, которыми оно связано с другими, и всех, кто чувствует, как дерево потянуло веревочку за собой, тем или иным образом затрагивает смерть дерева. Теперь все, кто почувствовал рывок в связи с падением дерева, тоже сделают рывок.
2752725571500
Этот процесс продолжается до тех пор, пока все дети не почувствуют, что и их затронула гибель дерева. Мы убедились, что в отношениях растений и животных есть взаимная польза. И именно такое сотрудничество представителей двух царств природы – растений и животных, поддерживает в ней экологическое равновесие. К сожалению, это равновесие своими неумелыми действиями легко разрушает человек. На нашем занятии мы постарались приоткрыть некоторые секреты отношений растений и животных. Думается, всем понятно, что эти отношения необходимо охранять. Подошло время, вспомнить правила поведения в Природе, которые мы должны соблюдать, когда приходим в гости к ней.
VII .Закрепление знаний.
Самостоятельная работа по карточкам. Отвечают на проблемный вопрос.
left4511785Обсуждение проблемного вопроса. (Все в природе взаимосвязано. Если станет много зайцев, то они съедят кору деревьев, траву. Больные зайцы будут распространять болезни. Может нарушиться природное равновесие.)

Взаимопроверка. Составление в парах пищевой цепи по картинкам. Заполнение листов с критериями успеха.
VIII. Рефлексия.
410210728027500354139535433000У вас на партах лежат смайлики, покажите своё настроение с которым вы закончили урок.