«ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА» КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДЕТСКОГО САДА


Курынова С. С.
«ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА»
КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДЕТСКОГО САДА
Совершенствование системы образования находится в центре внимания российских реформ. Ступень дошкольного детства рассматривается как предмет особой государственной политики, направленной на личностное развитие ребёнка. В связи с этим повышается роль психологической службы в образовательном процессе детского сада [1, с. 5-14].
Деятельность психологической службы ДС № 193 г.о. Тольятти базируется на идее комплексного медико-социо-психо-педагогического сопровождения развития ребенка, предложенного профессором Л. М. Шипицыной, которое мы называем «экологией детства» [3, с. 9-20], [4, с. 6].
Актуальность данного направления мы видим в практическом воплощении личностно-ориентированного подхода в воспитании детей.
Сопровождение основывается на интеграции модульной системы деятельности специалистов в виде взаимодействующих модулей (управленческий модуль, медицинский модуль, психологический модуль, педагогический модуль, социально-педагогический модуль, модуль диагностики и комплексного ПМПк) с четким определением задач каждого [4, с. 11].
При таком построении взаимодействия педагог-психолог занимает позицию ведущего специалиста, способного к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности всех участников образовательного процесса.
Решение этих задач определяет выбор психолого-педагогических технологий в системе комплексного сопровождения.
Сопровождение ребенка начинается с первых дней его пребывания в детском саду. Чтобы адаптация прошла успешно, мы используем комплекс специальных мероприятий - подбираем воспитателей, создаём оптимально комфортные условия жизни и деятельности ребенка, консультируем и просвещаем родителей (содержание работы психологического модуля).
На производственных совещаниях в группах раннего возраста происходит знакомство с условиями развития ребенка в семье и особенностями его привыкания к д/с (медицинский модуль).
Итог актуального развития каждого ребенка формулируется на консилиумах, которые мы делим на входящие, текущие и итоговые [4, с. 28]. Педагог-психолог согласовывает деятельность всех участников консилиума - воспитателей, узких специалистов, заведующего д/с, зам. заведующего по ВМР, старших медсестёр. Проводятся ПМПк на всех возрастных группах.
По результатам входящих консилиумов, мы условно делим детей на следующие типологические группы:
соматически ослабленные (часто болеющие и диспансерные);
дети «группы риска» (с проявлениями агрессии, гиперактивности, замкнутости);
дети с трудностями в обучении;
дети с ярко выраженными способностями;
дети без особенностей в развитии.
Далее начинается самый важный и ответственный этап – коррекционная и развивающая работа. На этом этапе помощь оказывается как непосредственно самому ребенку, так и опосредованно – педагогам и родителям.
В коррекционно-развивающей работе мы выделяем два вида сопровождения – индивидуальное и общее. В индивидуальном сопровождении детей «группы риска» основной задачей специалистов является коррекция негативных форм поведения. С этими детьми работа строится по следующей схеме:
1.Сбор информации о ребенке.
2.Анализ полученной информации.
3.Совместная выработка рекомендаций по сопровождению ребенка для воспитателей, специалистов, родителей.
4.Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблемы ребенка.
5.Решение проблемы, т. е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
6.Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками сопровождения.
7.Дальнейший анализ развития ребенка [3, с. 21,52].
Эффективно решаются задачи сопровождения через создание образовательной среды (педагогический модуль). Во всех возрастных группах размещены уголки социально-эмоционального развития. Там, где есть дети с проблемами в развитии, уголки пополняются пособиями для коррекционной работы (например, стаканчик для крика, мишень с дротиками, валики – для работы с агрессивными детьми, мягкие игрушки, песок, вода, разноцветные крупы – для работы с гиперактивными детьми и т. д.) [4, с. 46].
Особое внимание в работе воспитателей и специалистов обращается на кинезиологические упражнении, которые разработаны А. Л. Сиротюк [7]. Это комплекс движений (пальцами рук, руками, ногами), позволяющий акцентировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу полушарий. Кинезиологические упражнения очень важны в интеллектуальном развитии детей (улучшают мыслительную деятельность и развивают психические процессы, облегчают чтение и письмо), развивают ребёнка личностно (повышают стрессоустойчивость, развивают выразительные движения).
Дальнейший анализ и прогноз развития ребёнка обсуждается на итоговом консилиуме. Участники консилиума констатируют, что организация индивидуального комплексного сопровождения частично или полностью снимает проблему поведения, учит ребенка помогать себе, улучшает его отношения со сверстниками и взрослыми.
Очень важным аспектом общего сопровождения развития детей является взаимодействие с родителями, поиск новых форм просвещения и консультирования (социально-педагогический модуль).
Именно с этой целью в 2004 г. был создан Центр семейного творчества «Земляничкины друзья» [4, с. 49]. Встречи с родителями и детьми, проходят в разных формах – пикники, мастерские, песенные фестивали, конкурсы, эстафеты.
В каждой возрастной группе для родителей организованы мини-центры, в которых они могут найти полезную информацию об особенностях психического развития детей, рекомендации по взаимодействию с ребенком «группы риска». Данный материал размещён в энциклопедиях, шпаргалках, памятках.
Каждый мини-центр содержит портфолио дошкольника. Главной целью его ведения является отслеживание личностного развития детей. Портфолио - это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, копилка его положительных эмоций [6, с. 10].
Важным аспектом в комплексном сопровождении развития ребёнка, по мнению Д. В. Григорьева, Л. М. Шипицыной, является сопровождение сопровождающих [2] ,[3, с. 123-135]. Индивидуальные и групповые формы работы с педагогами вошли в авторскую программу нашего ДС «Педагогическая гармония», в одном из модулей которой раскрываются вопросы комплексного сопровождения [8].
Главным критерием результативности сопровождения для нас выступают качественные изменения после коррекционно-развивающей работы, новообразования ребёнка, а также увлеченность ребенка деятельностью и позитивное отношение к ней, т. е. ощущение комфорта. Смысловое назначение всей системы сопровождения мы связываем с личностным развитием детей. Практическая значимость данного направления работы подтверждается стабильными результатами социопсихологического мониторинга выпускников.
Таким образом, комплексное сопровождение развития ребенка является центральной идеей в организации работы психологической службы нашего дошкольного учреждения. Оно лежит в основе создания целостной системы и технологий, обеспечивающих оптимальные психолого-педагогические условия, комфортную образовательную среду для развития детей в соответствии с возрастными и типологическими особенностями.
Библиографический список
1.Банщикова, Т.Н., Ветров, Ю.П., Клушина, Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом: Учебно-методическое пособие/ Под ред. проф. Ю.П. Ветрова. – М.: Книголюб, 2004. - 352 с.
2.Григорьев, Д.В. Система ценностных ориентаций воспитателя/ Д.В. Григорьев// Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя: сборник научных трудов/ под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - СПб.: 2005. – 233 с.
3.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. - 240 с.
4.Карабанова, Н.А., Курынова, С.С., Руденко, И. В., Тумакова, О.Е. Экология детства. Комплексное сопровождение ребёнка в условиях ДОУ: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./ под ред. И.В. Руденко. – Тольятти, 2005. – 132 с.
5.Портфолио в детском саду: методические рекомендации для руководителей и практических работников детского сада/ сост. О.Е. Тумакова [и др.]; под ред. И.В. Руденко. – Тольятти: ТГУ, 2007. - 58с.
6.Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. / А.Л. Сиротюк. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
7.Тумакова, О.Е., Руденко, И.В. Педагогическая гармония. Учебно-методическое пособие для дополнительного профессионального образования воспитателей детского сада./ О.Е. Тумакова, И.В Руденко. – Тольятти: ТГУ, 2010. – 126 с.