Тарасова Т.Н. Диссеминация опыта учителя ИЗО Тарасовой Татьяны Николаевны


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Краснояровская средняя общеобразовательная школа
(МОБУ Краснояровская СОШ)
Диссеминация опыта
учителя ИЗО
Тарасовой Татьяны Николаевны
день открытых дверей регионального уровня в школах,
реализующих ФГОС ООО в «пилотном режиме»
Тема: «Современные образовательные технологии в условиях
реализации ФГОС ООО»
с. Красноярово, 2016 год
Учителем изобразительного искусства в МОБУ Краснояровской СОШ я работаю двадцать лет. Обучение детей веду по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство». Данная программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности, что соответствует принципам ФГОС.
Основой моей работы является системно-деятельностный подход. С введением ФГОС второго поколения это стало особенно актуально.
За время работы накопила большой педагогический опыт, собрала большую копилку детских рисунков. Они помогают ребятам почувствовать себя более уверенно и выполнять свою работу ещё лучше.
Наше время – время компьютеризации во всех сферах, во всех областях науки, в том числе и образования. Поэтому на уроках ИЗО обязательно применяю ИКТ– это и Интернет, откуда можно почерпнуть очень много полезной информации, это и наглядные материалы, и электронные тесты, и электронные презентации, как переработанные, так и свои личные.
Изучаю возрастные психологические особенности детей. Учитываю психологию ребёнка при организации групповых и парных форм ведения урока. Знание возрастной психологии детей помогает выстраивать индивидуальную работу, создавать благоприятный климат в классе, верно вести диалог с обучающимися.
Это становится особенно актуальным для решения задач эстетического воспитания, которые заключаются в развитии у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Чтобы понять и принять чужой эстетический опыт, адаптировать его к личным эстетическим суждениям и результатам собственного художественного творчества, надо обладать способностью к общению, в том числе и в эстетической деятельности.
Своими задачами, как учителя изобразительного искусства, я ставлю:
Создать необходимые условия для развития способностей и талантов ребенка
Научить детей самостоятельности
Развивать приёмы осознанного решения различных творческих задач
Научить детей любить себя и окружающий мир.
Мой достаточно большой практический опыт работы в школе позволяет сделать следующее заключение: те знания, что «добываются» учениками самостоятельно, усваиваются ими лучше. Собственное творчество детей помогает прочнее запоминать культурно-исторические сведения. Именно в творческой деятельности и развиваются творческие способности.
Каждый урок выстраиваю так, чтобы ребёнок мог самореализовываться в любой теме. Например, урок в 7 классе «Монументальное искусство, скульптура». Ребятам даётся задание: выполнить эскизы памятников любой тематики. Каждый выбирает тему по своим способностям и знаниям, по своему желанию, т.е. идет индивидуальная работа с каждым учащимся.
Плодотворными являются творческие поиски по тематическим урокам «Зимние узоры», «Космос и я!», «Весна пришла!», где ребята применяют свою манеру рисования, новые техники выполнения рисунка и свою неограниченную фантазию. Основное требование к такой деятельности – ее творческий характер.
Дети любят красочность, так как цвет отвечает их эстетическим запросам.Часто они стараются, чтобы их рисунки были яркими, при этом страдает точность передачи реальности изображаемых объектов. И тогда я применяю на уроке мини - опыты, где ребёнок создаёт цветовые оттенки, смешивает краску, видит взаимодействие и сочетание красок.
Уроки стараюсь разнообразить. Детей нужно удивлять. Нет удивления – и интерес к теме пропадает, становится скучно, а если скучно, то и рисунок соответствующий или вовсе отсутствует. Поэтому на уроке стараюсь ставить проблему, а точнее интригу: начать урок с необычной истории или шутки.
- А вы знаете, что русская матрёшка была впервые изготовлена в Японии? (Урок « Русская матрёшка» в 5 классе).
Или:
- Однажды Пабло Пикассо на масляный холст приклеил сетку от стула. Как вы думаете, какая появилась новая технология? (Урок «Коллаж» в 8 классе).
- «У Лукоморья дуб зелёный…» Давайте вместе вспомним мифологических героев, сидящих «…на дубе том…».(Урок «Мифологический жанр» в 7 классе).
На каждом уроке применяю зрительный ряд в виде своих рисунков, рисунков детей, таблиц и электронных слайдов и презентаций. Мир Интернета даёт возможность расширить кругозор, побывать в разных уголках мира, посетить музеи, просмотреть работы гениальных художников.
Но у этого прекрасного современного достижения есть свои отрицательные стороны. Дети перестали фантазировать и мыслить, каждый конкурс рисунков сводится к срисовыванию чужих работ, выдаваемых за свои. Поэтому стараюсь, чтобы электронные слайды служили помощниками в дальнейшей работе, а не для срисовывания чужих идей. Для этого сама показываю, как из простых предметов, например, зелёного росточка и сапога, выполнить зарисовки экологического плаката. Выполняя эскиз перед детьми, рассуждаю вслух, описывая свои идеи. Дети видят, как можно сложную идею создать и воплотить самому.
Наряду с наглядными методами обучения изобразительной деятельности использую словесные методы и приемы (беседы, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово).
Ввожу в уроки поэтические строки. Как не начать рисунок осеннего леса со строк: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…»
Прекрасные стихи Натальи Фомичевой на тему «Русский народный костюм»:
Девушки лебёдушками плыли,
Первыми красавицами слыли.
Надевали кольца, серьги, бусы,
Разноцветные платки-убрусы.
Коль девица с голой головою,Значит, не помолвлена с судьбою. 
После свадьбы косы убирались.Без платка нигде не появлялись.
Свадебное пышное убранство Шили долго, с редким постоянством:Сарафан, рубаху, душегреюУкрашали, денег не жалея.
Поэтическая форма урока настраивает на чувства и переживания, что способствует раскрытию талантов ребёнка.
Использую беседу на уроках по изобразительному искусству. Это своеобразный разговор между учеником и педагогом, во время которого я, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствую формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Учимся на уроках ИЗОи МХК понимать искусство, описываем картины, рассуждаем, высказываем своё представление о мировых шедеврах.
Урок МХК в 10 классе, картина «Слепые» Питера Брейгеля Старшего. Анализируя картину, сопоставляя с временем и политикой того времени, приходим к выводу об авторской идее картины: общество слепо шагает за лидером, не понимая по какому опасному пути ведёт он их. Говорим об ее актуальности в 21 веке.
Или работа по картине И. Машкова «Московская снедь. Хлебы». Говорю детям, обращая внимание на картину: «Какие румяные, с золотой корочкой булочки, как пахнет сдобный хлеб, аппетитно разложены куличи и баранки, и всё это в тяжёлое голодное время, когда страна бедствовала от войн и голода».
- Для чего художник создаёт такое полотно?
Ребята сами приходят к выводу: чтобы поднять дух народа и показать, что скоро на их столах непременно будет свежий, горячий хлеб, такой же, как на картине.
Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности.
К каждому обучающемуся нужно найти подход, учесть настроение и желание ребёнка. Но ещё важнее сплотить ребят между собой. И парная, групповая,коллективная изобразительная деятельность даёт возможность для реализации творческого потенциала детей, для создания комфорта, рассматривается как продуктивное общение, проявляющееся в адекватной оценке себя и других.
В группах обучающиеся ставят цели, планируют свою работу, обсуждают возникшие проблемы, распределяют работу внутри группы, контролируют, анализируют и оценивают свою деятельность, проводят рефлексию. Слабые ученики учатся у сильных, идёт взаимопомощь. Моя роль– быть невидимым дирижёром, уметь улаживать конфликтные ситуации, место которым тоже может быть.
В Краснояровской школе учатся дети с разным уровнем интеллекта, развития, у всех разные способности. При целенаправленных занятиях они все начинают замечать разнообразие форм и красок этого мира. Глубина и разнообразие специфических знаний и умений детей –залог того, что их творческие возможности и способности будут развиваться, качественно изменяться и реализовываться в самых различных видах деятельности.
Дети могут нарисовать и разноцветных котят, и синие деревья, часто фон остается не раскрашенным, небо и земля рисуются в виде тонкой полоски. Конечно, учитель обязан научить детей правильному построению композиции, согласованности цветов и оттенков.
Однако зачастую детские фантазии не нужно исправлять и корректировать, чтобы не было шаблонности и копирования. Поэтому и мне, и детям нравятся уроки-фантазии. На таких уроках можно выразить свои идеи в полной мере. Такие уроки провожу и в 1классе («Как украшает себя человек. Одежда из фантиков»), и в 8 классе («Многообразие форм полиграфического дизайна. Коллаж»).Немалое значение имеют игровые моменты, которые вырабатывают самостоятельность и инициативность ребят. В игре ученики приобретают художественные знания, повторяют уже изученный искусствоведческий материал. Причём форма игры вносит в это повторение активное творческое начало. В начальных классах провожу игру «Весёлые кляксы»:предлагаю обмакнуть кисточку в любой цвет и поставить несколько жирных точек и запятых на листке бумаги. Дальше дети должны плотно прижимают ладонью лист, разворачивают его и рассматривают получившиеся причудливые узоры.
С помощью театрализованной игры создаю нестандартные ситуации, такая игра помогает мне отвлечь детей от шаблонного стереотипного мышления. С младшими школьниками провожу мини-спектакли. В 1 классе по теме «Дома бывают разными» начинаю урок с театральной игровой постановки «Теремок». Раздаю детям маски, и мы импровизированно проигрываем сказку. Этот метод даёт своеобразный настрой на урок, тему которого они уже вначале сами обыграли.
Каждый урок, а тем более урок ИЗО, имеет межпредметную связь. Это сочетание с литературой, из которой использую стихотворения, прозу, устное народное творчество. С историей: любой рисунок или большое произведение искусства имеет свою историю. Важна биология, анатомия на таких уроках, как «Портрет», «Анималистический жанр», «Цветы», «Насекомые». На уроках изобразительного искусства не обходится и без математики: считаем цветовые оттенки, делим пропорции, измеряем форматы. Такие уроки всегда интересны и познавательны, и провести их можно необычно, нетрадиционно.
Нетрадиционные уроки –это всегда детский восторг. Уроки-праздники, уроки-выставки, уроки-экскурсии, уроки-пленэры, уроки-мастер-классы. Я считаю, что нестандартные формы уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной деятельности и лучшему усвоению программного материала. Урок начинаю нестандартно, например, с экскурсии по выставке, которая находится в классе. Или закрываем глаза и представляем шум моря, который сопровождаю аудиозаписью морского прибоя. В тёплое время года обязательно рисуем на воздухе. Используя знания различных технических приемов работы различными художественными материалами, такими как монотипия, граттаж, торцевание, квиллинг, изготавливаем топиарии. Так же вношу в работу необычное применение обычных предметов: набрызг зубными щётками, выдувание краски через коктейльные трубочки, оттиски картофелем, мятой бумагой. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, активизирует творческую деятельность ребенка, учит нестандартно мыслить.
В своей работе использую творческие проекты. Проект – это творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся и их способностям. Работа над проектом является одним из требований ФГОС второго поколения.
На уроках изобразительного искусства ребята выполняют краткосрочные мини-проекты, которые создаются в течение двух уроков. Например: мини-проект в 4 классе «Японская икебана», мини-проект в 5 классе «Эмблемы», мини-проект в 8 классе «Город будущего». По желанию ребята создают долгосрочные проекты. Например, индивидуальный проект «Русская матрёшка» Крисюк Дарьи (5 класс), итоговые индивидуальные проекты обучающихся 9 класса Габриелян Лианы «Национальный армянский костюм» и Медведевой Анастасии « Витражная живопись».
Творческие способности присущи любому человеку, любому ребенку. Только нужно вовремя их раскрыть и развить. Проекты дают ребятам возможность показать себя и раскрыть свои таланты и способности.
Большим значением для художника любого возраста является выставка его творчества, как итоговое решение его достижений. Выставки имеют весьма важное значение, поскольку оказывают большое влияние на повышение уровня работы детей, повышают заинтересованность учащихся в данном предмете, содействуют развитию их творческой активности. Часто сами дети участвуют в их оформлении. Мы оформляем выставки в кабинете изобразительного искусства или в коридорах школы. Выставки разной тематики и направленности: «Осенние приметы», «Зимние узоры», «Гордимся Отечеством!», «Я в космос!» и другие.
Итак, чтобы на уроке царила благоприятная атмосфера, способствующая развитию художественного и эстетического вкуса детей, от меня, как учителя, требуются умения методически правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Каждый ребёнок – творец своей «Волшебной страны». И мой долг, долг учителя, не разочаровать его, чтобы ребёнок не утратил свой большой творческий багаж, а, приумножая, учился видеть прекрасное и беречь его.
Мои методы и формы работы, применяемые технологии дают свои результаты. Интерес к предметам ИЗО и МХК не угасает. Большинство ребят с удовольствием и увлечением рисуют, фантазируют, изображают на бумаге свои фантазии, воплощая в рисунках, может быть, свои мечты.
Мониторинг результатов работы
Предмет
Учебный год ИЗО
Успеваемость Качество знаний
2013-2014г. 100% 94,9%
2014-2015г. 100% 90,3%
2015-2016г. 100% 90,4%
2016-2017г. 100% 94,6%

Участие обучающихся в конкурсах
Учебный год Уровень конкурса Наименование конкурса Результат
2013/2014 муниципальный «Русский сувенир» победитель – 1
призер - 2
2014/2015 региональный «Энергия - вперёд!» призер - 1
2015/2016 муниципальный «Дети против терроризма!» победитель – 3
призер - 1
2015/2016 муниципальный «Доброта спасет мир» призер - 4