Научное общество учащихся как пространство формирования исследовательской компетентности


Научное общество учащихся как пространство формирования исследовательской компетентности
Быстрова Евгения Геннадьевна,
-120650868680В 2006 году в нашей гимназии было создано научное общество учащихся. НОУ является самостоятельным формированием, которое объединяет в коллектив учащихся, интересующихся различными областями науки, желающих заниматься самыми разнообразными видами деятельности, увлекающихся и способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального уровня. Это добровольное творческое объединение школьников.
НОУ было создано с целью – планомерного развития у обучающихся научных интересов, возбуждение творческой инициативы, выявления и поддержки одаренных учащихся, привития членам общества исследовательских умений.
Гимназическое научное общество имеет свое эмблему. Она представлена символикой трех секций: гуманитарной, физико-математической и естественно-научной.
Задачи НОУ:
– формирование научных взглядов учащихся;
– развитие интересов к исследованию окружающей естественной и социальной среды;
– создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся;
– пропаганда знаний об окружающем мире;
– участие в проводимых в рамках деятельности ОУ, района, города, страны олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;
– знакомство с методами научных исследований, обучение навыкам работы с современными приборами и оборудованием, научной литературой;
– формирование навыков выступлений и аргументированного отстаивания своей позиции;
– ориентация на выбор будущей профессии.
Структура НОУ
1. Совет НОУ.
2. Совет научных руководителей.
3. Предметные секции:
физико-математическая;
гуманитарная;
естественно-научная.
Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет руководителем НОУ.
Совет НОУ состоит из представителей учащихся от каждого класса (8-11). В его функции входит организация и проведение гимназических олимпиад по предметам, освещение работы НОУ в средствах массовой информации гимназии: на сайте, в газете, участие в подготовке и проведении тематических предметных радиопередач.
Совет научных руководителей осуществляет руководство научно-исследовательской, поисковой работой членов НОУ, руководит работой предметных секций, оказывает консультативную помощь, рецензирует их.
Гуманитарная секция представлена следующими предметами: история, литература, русский язык, иностранный язык, обществознание.
Физико-математическая: математика, физика, информатика, экономика.
Естественно-научная: биология, география, химия, экология, ОБЖ.
Работа секций предлагает:
– теоретические занятия и практикумы по определенной программе в рамках исследуемой темы;
– самостоятельную работу членов предметных секций экспериментального, исследовательского, реферативного характера;
- подготовку и выпуск радиопрограмм;
- организацию и проведение предметных олимпиад.
- мастер классы по составлению презентаций.
Права и обязанности учащихся, членов НОУ
1. Членами НОУ могут быть учащиеся 7–11 классов, изъявившие желание работать в объединении и проявившие склонность к творчеству, поиску, исследованию.
2. Члены НОУ имеют право:
– выбрать форму выполнения научной работы (реферат, исследовательская или практической направленности работа, проект);
– работать в 1–2 творческих группах;
– обращаться за консультацией и получать ответы и помощь по исследуемой теме от педагогов, научных руководителей, преподавателей вузов и других специалистов;
– иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
– получать на свою работу рецензию и оценку, которая может рассматриваться в качестве рекомендации при итоговой аттестации выпускников;
– за активную работу и достигнутые творческие успехи члены НОУ могут быть представлены и награждены грамотами, дипломами, поощрены премиями.
– опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.
– представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях различного уровня.
3. Члены НОУ обязаны:
– активно работать в 1–2 творческих группах, участвовать в конференциях, самостоятельно углублять знания по учебному предмету (по выбору);
– пропагандировать форму работы НОУ, распространять полученные знания и навыки;
– отчитываться о своей работе в творческой группе;
– защищать интересы гимназии на конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня.
Общее собрание НОУ проходит два раза в год. Заседание совета НОУ – 1 раз в месяц. Занятия в секциях проходят один раз в две недели. Научно-исследовательская конференция ОУ проходит 1 раз в год в феврале.
Примерный план работы НОУ на учебный год
Месяц
сентябрь № мероприятия ответственные
1 Организационное заседание членов НОУ Президент НОУ
2 Разработка документов об исследовательской работе учащихся 3 Оформление стенда НОУ Члены НОУ
октябрь 1 Организация олимпиады по русскому языку и литературе 11б
2 Привлечение студентов ВУЗов (выпускников школы) для совместной исследовательской деятельности учащихся Творчество – раскрытие и развитие творческого потенциала школьника УСО «ШАГ»
3 Организация олимпиады по информатике 8а
4 Организация работы старшеклассников с начальной школой Члены НОУ
ноябрь 1.Организация олимпиады по математике 11а
2 Проекты и фандрайзинг – обучение проектной деятельности, и умению находить средства на конкретные проекты УСО «ШАГ»
3 Организация олимпиады для начальной школы 1-2 классы 8б
4 Редакционная деятельность члены НОУ
декабрь 1 Самоутверждение и уверенность – обучение навыкам самоактуализации и самомотивации УСО «ШАГ»
2 Организация олимпиады по истории 10а
3 Организация олимпиады для начальной школы 3-4 классы 8в
4 Заседание членов НОУ январь 1 Организация олимпиады по биологии 10б
2 Редакционная деятельность члены НОУ
3 Планирование, управление и тайм менеджмент – обучение навыкам планирования, управления и работы в короткие сроки УСО «ШАГ»
4 Организация олимпиады ОБЖ физкультуре и технологии 8г
февраль 1 Организация олимпиады по физике 9а
2 18 Гимназическая НПК 3 Заседание членов НОУ 4 X региональная НПК базовых школ КемГУ 26.02.10 март 1 Организация олимпиады по химии 9б
2 I I НПК «Юный исследователь» 3 Заседание членов НОУ по итогам НПК 4 Редакционная деятельность члены НОУ
апрель 1 Литературный конкурс для 9-11 классов 2 Организация олимпиады по географии 9в
3
Конкурс рефератов по естествознанию 5-8 классы май 1 Организация олимпиады по иностранному языку 9г
2 Информирование родителей, уч-ся, членов НОУ по вопросам показателей достижений, развития способностей 3 Редакционная деятельность члены НОУ
4 Итоговое заседание членов НОУ Деятельность НОУ не ограничивается одним учебным годом и наше научное общество развивается из года в год. В течении сентября составляется план работы на год, проводится перерегистрация членов НОУ и запись вновь в него вступающих. Между учащимися распределяются отдельные задания. Каждый доклад, выполненный учащимся, представляется на научно-практической конференции с мультимедийным сопровождением. По результатам работы за год в НОУ учащимся в торжественной обстановке на расширенном заседании НОУ вручается именной значок. На сегодняшний день у нас своя страничка на сайте гимназии, свои радиопередачи, посвященные предмету месяца по плану работы.
Ежегодно количество желающих вступить в ряды НОУ увеличивается.
2006-2007 учебном году - 54 обучающихся;
2007-2008 учебном году - 87 обучающихся.
2008-2009 учебном году - 124 обучающихся
2011- 2012 учебном году 185 обучающихся

В 2011-2012 учебном году 10 старшеклассников выступили в роли научных руководителей исследовательских работ учеников 3-4 классов начальной школы.
В создании НОУ мы увидели следующие преимущества:
1) возможность учащимся попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности;
2) создание условий для раскрытия учащимися своих талантов и возможности раньше найти себя;
3) развитие: коммуникативных способностей для достойного сотрудничества по научной тематике; доброжелательности и чуткости; широкого круга интересов и умений; готовности к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; творческого, возможно, нетрадиционного личного мировоззрения; эмоциональной стабильности через создание поля успешности; исследовательской компетентности.
Привлечение учащихся к участие в НОУ идет следующими путями:
- агитация через листовки, создаваемые руководителем и председателем НОУ;
- выпуск стенгазеты;
- проведение олимпиад для младших школьников;
- приглашение на конференцию в феврале месяце, через школьную радиоволну;
- возможность исследования любой темы;
- помощь от приглашенных преподавателей вузов;
- мастер классы по публичному выступлению и по составлению презентаций.
Результатами работы гимназического НОУ являются победы на конференциях различного уровня.
Список литературы
1. А.Кушнарев, Школьное научное общество: первые шаги, трудности и перспективы. «Директор школы» 3,2002.М., «Сентябрь».
2. Положение о научном обществе учащихся. «Управление школой»1,2008. М., «Первое сентября».
3. Одаренные дети. Система работы в школе. «Учитель».