Тематическое планирование по химии для 8 класса к учебнику Н. Е. Кузнецовой


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии для 8 класса
70 часов, 2 часа в неделю
(к учебнику Н. Е. Кузнецовой)
Содержание курса химии 8 класса
Основное содержание курса по темам Объём знаний Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
Введение (3 часа)
Требования к урокам химии. Для чего необходимо изучать химию? Химия – наука о веществах и их превращениях. Химия и научно – технический прогресс. Нормы общения в группе, коллективе. Древо понятия.
Демонстрации. Таблицы и слайды, показывающие исторический путь развития науки, достижения химии и их значение.
Тема 1. Методы химии (2 часа)
Основные понятия и теории химии.
Понятие о методе как средстве научного познания действительности. Методы, связанные с непосредственным изучением веществ: наблюдение, описание, сравнение, химический эксперимент. Анализ и синтез веществ – экспериментальные методы химии. Качественный и количественный анализ. Понятие об индикаторах. Химический язык (термины и названия, знаки, формулы, уравнения), его важнейшие функции в науке.
Лабораторная работа №1. Изменение окраски индикаторов в различных средах.

продолжить формирование представлений о химии как науке, изучающей состав, строение, свойства и превращения веществ;
закрепить представление о роли химии в развитии общества в контексте её главной задачи – получении веществ с заданными свойствами;
выработать нормы общения в группе, коллективе;
сформировать первоначальное представление о составлении «древа понятия» на примере понятия «химия»
сформировать первичные методологичес-кие знания и умения при знакомстве с важ-нейшими химическими понятиями и тео-риями, с методами химии и химическим языком как средством передачи и обмена химической информацией и фиксации результатов познания;
сформировать первичные представления об индикаторах, кислотах и щелочах; знать предмет изучения химии, её значение для жизни человека и окружающей среды;
уметь работать в группах по выработанным правилам;
различать тела и вещества;
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты;
получать информацию о х /э, веществах и их превращениях и описывать результаты эксперимента с помощью химического языка;
характеризовать методы познания веществ и химических явлений и показывать их роль при изучении химии в школьном курсе;
использовать метод сравнения при характеристике свойств веществ;
Тема 2. Химические элементы и вещества в свете атомно – молекулярного учения (9 часов)
Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления. Изменяющееся вещество как предмет изучения химии. Атомы, молекулы, химические элементы. Формы существования х/э в природе. Состав веществ. Закон постоянства состава молекулярных соединений. Простые и сложные вещества. Простые вещества: металлы и неметаллы. Описание некоторых наиболее распространённых простых веществ. Атомно – молекулярное учение в химии. Относительная атомная и относительная молекулярная массы. Массовая доля х\э в сложном веществе. Количество вещества. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Демонстрации. 1. Вещества и тела. 2. Физические и химические явления. 3. Измерение плотности жидкостей ареометром. 4. Плавление серы. 5. Образцы простых и сложных веществ. 6. Коллекции металлов и неметаллов. 7. Модели атомов и молекул. 8. Электролиз воды. 9. Коллекция веществ количеством вещества 1 моль. 10. Динамическое пособие (таблица): количественные отношения в химии.
Лабораторная работа № 2. Рассмотрение и описание веществ с различными физическими свойствами.
Расчётные задачи. 1. Вычисление относительной молекулярной и молярной масс веществ, массовой доли х\э по химическим формулам. 2. Расчёт количества вещества по массе вещества и расчёт массы вещества по количеству вещества.
Тема творческой работы. Иллюстрирование положений атомно – молекулярного учения. обобщить и продолжить развитие знаний о веществах, физических, химических явлени-ях, признаках и условиях протекания химических реакций;
продолжить формирование умений наблюдать, описывать, сравнивать физические свойства соединений, физические и химические явления;
обобщить и продолжить развитие знаний об атомах, молекулах и химических элем-ах;
продолжить формирование умений извлекать из ПСХЭ информацию об элементах;
продолжить развитие знаний о х/э путём знакомства с формами его существования в природе;
усвоить сущность и значение закона постоянства состава в-в, обеспечивающего осознанное изучение предмета;
раскрыть роль х/формул в познании мира веществ;
раскрыть связи между понятиями «масса атома», «атомная единица атома», «относительная атомная масса», «масса молекулы», «относительная молекулярная масса»;
отработать умения выполнять простейшие расчёты по х/формулам;
устанавливать межпредметные связи;
различать понятия «атом», «молекула», «х/элемент»;
описывать физические и химические явления;
сравнивать свойства веществ;
наблюдать свойства веществ;
сравнивать физические и химические явления;
сопоставлять простые и сложные вещества;
пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений;
определять относительные атомные массы х/элементов;
рассчитывать относительные молекулярные массы и молярные массы веществ;
пользоваться формулами, связывающими понятия количество вещества, масса вещества, молярная масса и производить по ним расчёты;
рассчитывать массовую долю х/элемента в соединении;
устанавливать простейшие формулы по массовым долям х/элементов

Тема 3. Химические реакции. Законы сохранения массы веществ и энергии (6 часов)
Сущность химических явлений в свете атомно – молекулярного учения. Признаки и условия протекания х/реакций. Причины и направления протекания х/реакций. Тепловой эффект х/реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Законы сохранения массы и энергии, их взаимосвязь. Составление уравнений х/реакций. Расчёты по уравнениям х/реакций. Типы х/реакций: разложения, соединения, замещения, обмена.
Демонстрации. 1. Примеры химических реакций разных видов: разложение малахита, дихромата аммония, горение магния, взаимодействие карбонатов с соляной кислотой. 2. Набор моделей атомов. 3. Типы х/реакций: разложение гидроксида меди, взаимодействие железа с раствором хлорида меди, взаимодействие оксида меди с кислотой.
Расчётные задачи. Расчёты по химическим уравнениям массы веществ, количества веществ: а)вступивших в реакцию; б) образовавшихся в результате реакции.
обобщить и продолжить развитие знаний о сущности и признаках протекания х/р;
продолжить формирование представлений об изменении энергии в-в как основном признаке протекания реакций и о классифи-кации х/р, составленных на основе этого признака;
раскрыть и усвоить сущность закона сохранения массы веществ на атомно – моле-кулярном уровне, возможности применения его для объяснения природных явлений и процессов;
развить и закрепить умение составлять уравнения х/р на основе закона сохранения массы веществ;
сформировать умения решать задачи на основе химических реакций;
усвоить классификацию реакций по признаку количества и состава исходных веществ и продуктов реакции; составлять и описывать простейшие химические реакции;
классифицировать химические реакции;
актуализировать знания о признаках химических реакций;
составлять классификационные и сравнительные таблицы и схемы;
вычислять по химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ;
Тема 4. Строение атома (4 часа)
Состав и строение атома (протоны, нейтроны, электроны). Изотопы. Ионы. Химический элемент – определённый вид атома. Состояние электронов в атоме. Орбитали. Взаимодействие электронов с ядром. Последовательность заполнения орбиталей. Состав, строение и свойства х/э в атомах, которых заполняются 1 – 4 энергетические уровни. Место х/э в ПСХЭ и электронная структура атомов.
Демонстрации. Модели атомов различных х/элементов.
обобщить и развить знания о составе, строении и свойствах атома;
сформировать умение моделировать атом, определять состав атомов х/э по положению в ПСХЭ;
закрепить умение моделировать атом с изменением числа его структурных частиц при знакомстве с понятиями «изотопы», «ионы»;
расширить и углубить знания о строении атома на основе системной характеристики состояния электронов в атоме и зависимости свойств атома от его строения;
сформировать умение: составлять электронные формулы и схемы атомов х/э 1 – 3 периодов; давать характеристику х/э по плану: состав атома – строение атома – свойства атома;
прогнозировать и объяснять строение атомов и х/свойства разных х/э; использовать межпредметные связи;
моделировать строение атома;
определять понятия «х/э», «порядковый номер», «массовое число», «изотоп», «относительная атомная масса», « электронная оболочка», «энергетический уровень»;
анализировать строение атомов и на этой основе раскрывать важнейшие свойства элементов;
выявлять причинно-следственные связи между строением атомов и их свойствами;
делать умозаключения о характере изменения свойств х/э с увеличением зарядов атомных ядер;
пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений;
готовить компьютерные презентации;
Тема 5. Периодический закон и Периодическая
система х/э Д. И. Менделеева (4 часа)
Свойства х/э и их периодические изменения. Степень окисления и периодическое изменение степеней окисления х/э. Периодическое изменение состава химических соединений. ПЗ Д. И Менделеева. Современная трактовка ПЗ. ПСХЭ в свете теории о строении атома. Физический смысл номера периода и группы. Семейства элементов (на примере ще Ме, галогенов, инертных газов). Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и переходных элементов и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Общая характеристика х/э по его положению в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Научное значение периодического закона.
Демонстрации. 1. Динамические пособия, иллюстрирующие строение атома, формы орбиталей. 2. Образцы щелочных металлов и галогенов.
Темы творческих работ. Значение ПЗ для развития науки и техники. Роль ПЗ в создании научной картины мира.
обобщить и развить знания о периоди-ческом законе при анализе свойств х/э, степеней окисления, состава химических соединений и выявлении периодических изменений х/э, их степеней окисления и состава химических соединений;
раскрыть причины и закономерности изменения свойств х/э и их соединений;
систематизировать, обобщить и продолжить развитие знаний об учении периодичности в свете изученной теории о строении атома;
сформировать умение описывать и характеризовать структуру ПСХЭ; различать периоды, группы, главные и побочные подгруппы;
сформировать умение: применять свои знания о ПЗ, ПСХЭ и о строении атома для прогнозирования и объяснения свойств х/э и их соединений;
давать характеристику х/э по его положению в ПСХЭ;
классифицировать изученные х/э и их соединения;
сравнивать свойства веществ,
принадлежащих к разным классам, х/э разных групп;
составлять х/ф соединений по степеням окисления;
характеризовать структуру Периодической системы х/э Д. И. Менделеева (короткая форма);
различать периоды, группы, главные и побочные подгруппы;
характеризовать х/э по положению в ПСХЭ;
структурировать материал о жизни и деятельности Д. И. Менделеева;
отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений;
Тема 6. Строение вещества (5 часов)
Валентные состояния атомов в свете теории электронного строения. Валентные электроны. Химическая связь. Ковалентная связь и механизм её образования. Неполярная и полярная ковалентные связи. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и её свойства. Катионы и анионы.
Кристаллическое состояние веществ. Кристаллические решётки: атомная, молекулярная, ионная, металлическая и их характеристики. Общая характеристика веществ с атомной, молекулярной, ионной, металлической кристаллической решетками. Понятие об аморфных веществах.
Химическая организация веществ и её уровни.
Демонстрации. 1. Модели кристаллических решёток веществ с ионным, атомным и молекулярным строением. 2. Набор атомов для моделирования строения веществ с ковалентной и ионной связью. 3. Возгонка иода.
сформировать представление о понятии «химическая связь» на основе валентных возможностей атомов х/э;
раскрыть причины образования х/связи между атомами на примере образования ковалентной (неполярной и полярной) и ионной связи;
сформировать умение составлять схемы образования веществ с различным типом химической связи;
закрепить умение пользоваться методом сравнения для усвоения общности и различий изученных типов связей;
обобщить и развить знания о кристаллическом состоянии вещества;
закрепить умение пользоваться методом сравнения для характеристики различных типов кристаллических решёток;
сформировать умение применять свои знания о типах к/р для определения свойств веществ;
обобщить и развить знания о химической организации веществ; разграничивать понятия «химическая связь», «кристаллическая решётка»;
обобщать понятия « ковалентная
полярная связь», «ионная связь», «ковалентная неполярная связь», «молекулярная кристаллическая решётка», «атомная кристаллическая решётка», «ионная кристаллическая решётка»;
моделировать строение веществ с ковалентной и ионной связью;
составлять схемы образования веществ с различными типами химической связи;
характеризовать свойства веществ зная их кристаллические решётки и наоборот;
показывать на примерах зависимость свойств веществ от их состава и строения;
Тема 7. Химические реакции в свете электронной теории (4 часа)
Реакции, протекающие с изменением и без изменения степеней окисления. Окислительно – восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Составление окислительно – восстановительных реакций. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса. Сущность и классификация х/р в свете электронной теории.
Демонстрации. Примеры окислительно-восстановительных реакций различных типов.
Темы творческих работ. Рассмотрение и анализ взаимообусловленности состав, строения, свойств вещества и его практического значения (на любом примере).
продолжить развитие знаний о химических процессах при формировании представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
сформировать умение: распознавать уравнения окислительно-восстановительных реакций, определять степени окисления х/э, окислитель и восстановитель, расставлять коэффициенты методом электронного баланса;
обобщить и систематизировать знания о сущности х/р с позиции изученных теорий составив обобщённую классификацию х/р по всем изученным признакам; обобщать понятия «окислитель», «окисление», «восстановитель», «восстановление»;
распознавать уравнения окислительно-восстановительных реакций;
составлять окислительно – восста-новительные реакции и определять в них окислитель и восстановитель;
расставлять коэффициенты методом электронного баланса;
составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы;
Тема. 8. Вещества в окружающей нас технике
(5 часов)
Вещества в природе. Чистые вещества и смеси. Степень чистоты и виды загрязнения веществ. Понятие о гомогенных и гетерогенных смесях. Разделение смесей. Очистка веществ – фильтрование, перегонка (дистилляция), выпаривание (кристаллизация), экстрагирование, хроматография, возгонка. Идентификация веществ .Понятие о растворах как гомогенных физико-химических системах. Растворимость веществ. Факторы, влияющие на растворимость твёрдых и газообразных веществ. Коэффициент растворимости . Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворённого вещества, молярная концентрация. Получение веществ с заданными свойствами.
Практическая работа № 1. Приготовление растворов заданной концентрации.
Демонстрации. 1. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 2. Разделение смесей различными методами. 3. Растворение веществ в различных растворителях. 4. Тепловые эффекты при растворении серной кислоты и нитрата аммония.
Расчётные задачи. 1.Расчёты концентрации растворов (массовой доли) по массе растворённого вещества и объёму или массе растворителя. 2. Расчёты массы, объёма, количества растворённого вещества и растворителя по определённой концентрации раствора.
Темы творческих работ. Вещества в технике. Получение веществ с заданными свойствами – основная проблема химии. Понятие о веществах как о сырье, материалах и продукции. Природоохранительное значение очистных сооружений и экологически чистых технологий.
углубить знания о веществах, о распрост-ранении веществ в природе при усвоении понятий «чистое вещество, « смесь», а также понятий непосредственно связанных с ними;
продолжить формирование эксперимента-льных умений при разделении смесей, при-готовлении растворов заданной концен-трации в соответствии с правилами ТБ;развить знания о гомогенных смесях при знакомстве с растворами твёрдых веществ; классификации твёрдых веществ по степени их растворимости;
сформировать умение пользоваться таблицей растворимости веществ, определять растворимость веществ по кривым раствори-мости, решать задачи с использованием понятия «массовая доля растворённого вещества»;
систематизировать и обобщить знания о природных смесях веществ и развить представление о смесях как об источниках получения веществ;
познакомить с проблемой получения веществ с заданными свойствами;

описывать свойства веществ и смесей;
классифицировать вещества по растворимости в воде;
проводить эксперимент, готовить раствор заданной концентрации, соблюдая правила ТБ;
сравнивать чистые вещества и смеси;
уметь разделять смеси;
производить расчёты массовой доли растворённого вещества;
определять растворимость веществ по кривым растворимости и наоборот
пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений;
пользоваться таблицей растворимости;
готовить компьютерные презентации по теме
Тема 9. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение
(7 часов)
Понятие о газах. Закон Авогадро. Воздух – смесь газов. Относительная плотность газов.
Кислород – химический элемент и простое вещество. Получение кислорода в промышленности и лаборатории. Химические свойства кислорода. Процессы горения и медленного окисления. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
Практическая работа № 2. Получение, собирание и распознавание кислорода.
Демонстрации. 1. Получение кислорода. 2. Горение угля, серы, красного фосфора и железа в атмосфере кислорода. 3. Опыты по воспламенению и горению веществ.
Расчётные задачи. 1. Расчёты относительной плотности газов по значениям их относительных молекулярных масс. 2. Расчёты относительных молекулярных масс газов по значениям их относительной плотности.
Темы творческих работ. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Тенденции к изменению состава воздуха в 21 веке. Основные источники загрязнения атмосферы. Транспорт – один из основных источников загрязнения атмосферы. Международное соглашение о защите атмосферы (Кииотский протокол).
расширить и углубить знания о х/р при усвоении материала об особенностях взаимодействия газообразных в-в, а также о законах, которым подчиняются реакции с участием газообразных веществ;
начать формирование расчётных умений решать задачи, на основе газовых законов и используя понятие относительной плотности газов;
обобщить, систематизировать, углубить знания о воздухе как о природной смеси газов, о вопросах его охраны и рациональ-ного использования;
закрепить представление о способах получения, собирания и обнаружения газов в лаборатории;
продолжить формирование умений применять полученные знания для раскрытия причинно - следственной связи между физическими свойствами изучаемого вещества и способами его собирания, между свойствами веществ и их применением, для проведения химического эксперимента с соблюдением правил ТБ;
расширить и углубить знания о химичес-ких свойствах кислорода при системном рассмотрении процессов горения и медлен-ного окисления, их значения для природы и человека;
закрепить знания о правилах поведения на природе при разведении костров;
использовать межпредметные связи;
обобщать и систематизировать знания об изученных веществах;
проводить эксперимент, получать кислород, соблюдая правила ТБ;
наблюдать превращения изучаемых веществ;
экспериментально доказывать наличие кислорода в сосуде;
описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов;
учиться раскрывать причинно – следственные связи м/д физическими свойствами изучаемого вещества и способами его собирания;
применять полученные знания при проведении эксперимента;
совершенствовать навык в составлении окислительно – восстановительных реакций;
устанавливать связь м/д свойствами веществ и его применением;
производить расчёты на основании газовых законов и относительной плотности газов;
Тема 10. Водород – рождающий воду и энергию
(2 часа)
Водород в космосе и на Земле. Водород – х/э и простое вещество. Изотопы водорода. Получение водорода в лаборатории в промышленности. Физические и химические свойства водорода. Применение водорода. Водород – экологически чистое топливо и перспективы его использования. Оксид водорода – вода: состав, пространственное строение, водородная связь. Физические и химические свойства волы. Пероксид водорода: состав, строение, свойства, применение.
Демонстрации. 1. Аппарат Киппа. 2. Получение водорода в лаборатории. 3. Горение водорода. 4. Восстановление меди из её оксида водородом. 5. Разложение пероксида водорода.
Темы творческих работ. Перспективы использования водородного топлива. Основные источники загрязнения гидросферы. Сравнение проб воды (водопроводной и из любого другого источника).
систематизировать и развить знания о водороде как х/э и простом веществе;
закрепить сформированные умения, используемые при составлении характеристики х/э и вещества по плану;
закрепить экспериментальные умения при получении водорода в лаборатории и доказательстве его наличия соблюдая ТБ;
закрепить умения применять полученные знания для раскрытия причинно - следственной связи между физическими свойствами изучаемого вещества и способами его собирания, между свойствами веществ и их применением;
систематизировать и углубить знания о воде как самом распространённом соединении водорода на Земле, а также областях применения воды и водорода;
закрепить сформированные умения решать расчётные задачи; наблюдать превращения изучаемых веществ;
описывать свойства веществ в ходе эксперимента;
раскрывать причинно – следственные связи м/д физическими свойствами изучаемого вещества и способами его собирания;
применять полученные знания при проведении эксперимента;
проводить эксперимент, получать водород, доказывать его наличие соблюдая правила ТБ;
устанавливать связь м/д свойствами веществ и его применением;
использовать примеры решения изученных типов задач, задачники с приведёнными в них алгоритмами решения;
отбирать необходимую информацию из других источников;
Тема 11. Основные классы неорганических соединений (12 часов)
Классификация неорганических соединений.
Оксиды – состав, номенклатура, классификация. Понятие о гидроксидах – кислотах и основаниях. Состав и номенклатура оснований. Гидроксогруппа. Классификация кислот (в т. числе органические и неорганические), их состав, номенклатура. Состав, номенклатура солей, правила составления солей. Химические свойства основных и кислотных оксидов. Общие свойства кислот. Ряд активности металлов. Щёлочи, их свойства и способы получения. Нерастворимые основания, их свойства и способы получения. Амфотерность. Оксиды и гидроксиды, обладающие амфотерными свойствами. Химические свойства солей.
Генетическая связь неорганических веществ.
Практическая работа № 3. Исследование свойств оксидов, оснований, кислот.
Лабораторная работа № 3. Ознакомление с физическими свойствами оксидов.
Лабораторная работа № 4. Ознакомление с физическими свойствами оснований.
Лабораторная работа № 5. Ознакомление с физическими свойствами солей.
Лабораторная работа № 6. Получение гидроксида меди (II) и разложение его при нагревании.
Лабораторная работа № 7. Получение и исследование свойств гидроксида цинка.
Демонстрации. 1. Коллекции оксидов, оснований, кислот, солей. 2. Действие на индикатор растворов щелочей и кислот. 3. Взаимодействие основных оксидов с водой и кислотами. 4. Взаимодействие кислотных оксидов с водой и щелочами. 5. Взаимодействие растворов кислот с Ме, основными оксидами, основаниями, и солями. 6. Поглощение воды твёрдыми щелочами. 7. Взаимодействие щеМе с водой. 8. Взаимодействие нерастворимых оснований с растворами кислот. 9. Взаимодействие растворов солей со щелочами, кислотами и с Ме.
обобщить и развить знания об оксидах, основаниях, кислотах и солях, при знакомстве с классификацией и физическими свойствами этих н/соединений;
начать формирование умений составлять структурные формулы;
сформировать умение составлять формулы оксидов, кислот, оснований и солей, а также называть их;
обобщить и расширить знания об оксидах, основаниях, кислотах и солях при знакомстве с химическими свойствами этих соединений;
совершенствовать умение составлять уравнения х/р, характеризующие основные х/свойства классов н/соединений;
закрепить умение проводить химический эксперимент при проведении лабораторных и практических работ по правилам ТБ;
обобщить и закрепить знания о взаимо-связи металла и неметалла, их оксидов, и гидроксидов;
расширить и углубить представления о зависимости между свойствами вещества, его составом и строением;
сформировать представление об оксидах и гидроксидах, обладающих двойственными свойствами (амфотерностью);
сформировать умение определять принадлежность того или иного соединения к определённому классу н/веществ, составлять генетические ряды и уравнения х/р, подтверждающие генетическую связь;
классифицировать изучаемые вещества по классам;
характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических веществ;
составлять х/формулы оксидов. кислот, оснований, солей;
называть оксиды, кислоты, основания и соли;
составлять уравнения х/р, характеризующие свойства веществ основных классов неорганических веществ;
проводить эксперимент, соблюдая правила ТБ;
исследовать свойства представителей основных классов неорганических веществ;
наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ;
описывать х/р, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов;
делать выводы из результатов эксперимента;
составлять генетические ряды и уравнения химических реакций,
подтверждающие эту связь;
определять характер свойств представителей важнейших классов неорганических соединений и подтверждать их уравнениями химических реакций;
показывать связь между составом, свойствами веществ и их применением;
Тема 12. Галогены (4 часа)
Общая характеристика галогенов. Характеристика галогенов как х/э и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная кислота, её свойства. Хлориды. Биологическое значение галогенов.
Практическая работа № 4. Получение соляной кислоты и исследование её свойств.
Демонстрации. 1. Образцы галогенов. 2. Образцы природных соединений галогенов. 3.Взаимодействие раствора иода с крахмалом. 4. Получение хлороводорода и растворение его в воде. 5. Общие свойства соляной кислоты. 6. Коллекция «Хлориды». 7. Распознавание соляной кислоты и хлоридов.
обобщить, расширить и развить знания о строении атома, закономерностях измене-ния х/свойств элементов и их соединений, а также сформировать умение применять эти знания при изучении семейства галогенов;
закрепить и развить представление об окислительно-восстановительных процессов;
начать формирование обобщённого умения давать характеристику семейству элементов по его положению в ПСХЭ;
продолжить развитие знаний о соединениях галогенов на примере хлороводорода, соляной кислоты и её солей;
закрепить знания и умения проводить х/эксперимент при получении, собирании и распознавании хлороводорода, а также при изучении х/свойств соляной кислоты в соответствии с ТБ;
использовать знания для составления характеристики семейства галогенов;
устанавливать связь между свойствами веществ и их применением;
характеризовать основные физические и химические свойства галогенов и их соединений;
совершенствовать умение проведения эксперимента, соблюдая правила ТБ;
наблюдать превращения изучаемых веществ;
описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента;
устанавливать внутри - и межпредметные связи;
Обобщение знаний за курс 8 класса (3 часа)
Обобщение и систематизация пройденного материала за курс 8 класса. Итоговое тестирование. Анализ результатов тестирования. Подведение итогов за год.
обобщить и систематизировать знания по пройденному курсу;
выявить уровень усвоения изученного курса и степень овладения предметными умениями;

Структура курса химии в 8 класса
№ п/п Тема курса Количество часов Количество практических / лабораторных работ Количество контрольных работ
Введение.
3 часа 0 / 0 -
1. Методы химии. 2 часа
0 / 1 -
2. Химические элементы и вещества в свете атомно – молекулярного учения. 9 часов 0 / 1 -
3. Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии.
6 часов 0 / 0 1
4. Атомы химических элементов.
4 часа 0 / 0 -
5. Периодический закон и Периодическая система х/э Д. И. Менделеева
4 часа 0 / 0 1
6. Строение вещества.
5 часов 0 / 0 -
7. Химические реакции в свете электронной теории.
4 часа 0 / 0 1
8. Вещества в окружающей нас природе и технике.
5 часов 1 / 0 -
9. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение.
7 часов 1 / 0 1
10. Водород – рождающий воду и энергию.
2 часа 0 / 0 11. Основные классы неорганических соединений.
12 часов 1 / 5 1
12. Галогены.
4 часа 1 / 0 -
Обобщение и систематизация знаний за курс 8 класса.
Итоговая контрольная работа. 3 часа - 1
Всего – 70 часов, (2 часа – резервное время) Всего – 4/7 Всего - 6
Тематическое планирование химии в 8 классе
№ п/п Тема курса, число часов, отводимых на данную тему и сроки изучения темы, тема урока Тип и форма урока Эксперимент Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) Домашнее задание
Введение (3 часа)
1. Требования к урокам химии. Для чего необходимо изучать химию? Инструктаж по ТБ. КУ, диалог, анкетирование знать предмет изучения химии, её значение для жизни человека и окружающей среды;
уметь работать в группах по выработанным правилам;
различать тела и вещества;
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты;
получать информацию о х /э, в-вах и их превращениях и описывать результаты эксперимента с помощью химического языка;
характеризовать методы познания в-в и химических явлений и показывать их роль при изучении химии в школьном курсе;
Принести 2 тонких тетради
2. Нормы общения в группе, коллективе. КУ, КМД Конспект в тетради
3. Древо понятия. УИНМ, исследование Повторить и выучить основн. понятия в древе понятия «химия»
Т. 1 Методы химии (2часа) 1(4). Основные понятия и теории химии. Методы, связанные с изучением веществ: наблюдение, описание, сравнение, химический эксперимент.
УИНМ, лекция Д .1. Изменение окраски индикаторов в различных средах П.21, ? и задания
2(5). Химический язык (термины, названия, символы, формулы, уравнения).
УИНМ, лекция П.22, ? и задания
Т. 2. Химические элементы и вещества в свете атомно – молекулярного учения (9 часов)
1(6). Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления. КУ, диалог Д.1.Вещества и тела. 2.Физ. яв.: сгибание стеклянной трубки, кипячение воды, плавление парафина. 3.Химич.яв.:горение древесины, взаим. мела и соляной кис-ты устанавливать межпредметные связи;
различать понятия «атом», «молеку-ла», «х/элемент»;
описывать физические и химические явления;
сравнивать свойства веществ;
наблюдать свойства веществ;
сравнивать физические и химические явления;
сопоставлять простые и сложные вещества;
пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений;
определять относительные атомные
массы х/элементов;
рассчитывать относительные молекулярные массы и молярные массы веществ;
пользоваться формулами связываю-щими понятия количество вещества, масса вещества, молярная масса и производить по ним расчёты;
рассчитывать массовую долю х/элемента в соединении;
устанавливать простейшие формулы по массовым долям х/элементов; П.3, домашний эксперимент (зад.5)
2(7). Л/Р № 1. Рассмотрение и описание физических свойств веществ. УЗЗ, Л/РД. 1.Измерение плот-ности жидкостей арео-метром; плавление серы; 2.Изучение физич. свойств в-в на различных примерах (медь, алюминий, вода, графит) П.4,отчёт по л/р(температуры пл. и кип. из справочников)
3(8). Атомы, молекулы, х/элементы. Формы существования х/э в природе. Простые и сложные вещества. УИНМ, диалог Д.1.Образцы простых и сложных веществ; 2.Коллекции Ме и неМеП.5,6, ? и задания
4(9). Состав веществ. Закон постоянства состава молекулярных соединений.
УИНМ, лекция Д. 1. Разложение воды эл. током П.7, ? и задания
5(10). Атомно – молекулярное учение.
УИНМ, лекция П. 8
6(11). Относительная молекулярная масса вещества. Массовая доля элемента в соединении.
КУ, лекция П. 9,10, ? и задания после п. 10
7(12). Расчёты по химическим формулам.
УЗЗ, п/з, ИМД Стр.40 № 6,7
8(13). Количество вещества. Моль. Молярная масса.
УИНМ, лекция Д. Коллекции веществ количеством 1 моль П. 15,стр.56 № 2,3, п.16
9(14). Расчёты по химическим формулам. УЗЗ, п/з, ИМД Стр.58 № 1-5
Т. 3. Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии ( 6 часов)
1(15). Сущность химических реакций. Тепловой эффект химических реакций. УИНМ, лекция Д.Примеры х/р разных видов: разложение ди-хромата аммония, го-рение магния, взаим. карбонатов с кислотой составлять и описывать простейшие химические реакции;
классифицировать химические реакции;
актуализировать знания о признаках химических реакций;
составлять классификационные и сравнительные таблицы и схемы;
вычислять по химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ;
П.17, стр.62 № 3-6
2(16). Законы сохранения массы и энергии.
УИНМ, лекция П.18, схема 12
3(17). Составление уравнений х/реакций.
УЗЗ, п/з, ИМД П.19 до расчётов
4(18). Расчёты по химическим уравнениям. УИНМ, лекция
п/з, ИМД П.19 до конца, алгоритм, стр.69 № 5,7
5(19). Типы химических реакций. УИНМ, лекция Д.Типы х/р: разложе-ние гидроксида меди, взаим. хлорида меди с железом, оксида меди с кислотой П.20, таблица 8,стр. 71 №3; подготовка к к/р
6(20). Контрольная работа №1 по т. 1,2. УКЗ Т. 4. Атомы х/элементов (4 часа)
1(21). Состав и важнейшие характеристики атома. УИНМ, КМД со справочной литературой использовать межпредметные связи;
моделировать строение атома;
определять понятия «х/э», «порядковый номер», «массовое число», «изотоп», «относительная атомная масса», « электронная оболочка», «энергетический уровень»;
анализировать строение атомов и на этой основе раскрывать важнейшие свойства элементов;
выявлять причинно-следственные связи между строением атомов и их свойствами;
пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений;
готовить компьютерные презентации;
П.39 до стр.145, схема системы «атом»
2(22). Изотопы. Химический элемент. УИНМ, лекция П.39, схемы образования
3(23). Состояние электронов в атоме.
УИНМ, лекция П.40 до стр.151
4(24). Строение электронных оболочек. УИНМ, лекция Стр.149-150, конспект
Т. 5. Периодический закон и ПСХЭ Д. И. Менделеева (4 часа)
1(25).
Свойства х/э и их периодические изменения. УИНМ, п/з Д. Образцы щелочных металлов и галогенов классифицировать изученные х/э и их соединения;
сравнивать свойства веществ,
принадлежащих к разным классам, х/э разных групп;
составлять х/ф соединений по степеням окисления;
характеризовать структуру Периодической системы х/э Д. И. Менделеева (короткая форма);
различать периоды, группы, главные и побочные подгруппы;
характеризовать х/э по положению в ПСХЭ;
структурировать материал о жизни и деятельности Д. И. Менделеева;
отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений;
П.41до стр.157
2(26). Периодический закон Д. И. Менделеева и ПСХЭ Д. И. Менделеева.
УИНМ, лекция Стр.158-159
3(27). Характеристика х/э по положению в ПСХЭ. УЗЗ, п/з П.43,хар-ка по плану Li,Si,S; подготовка к зачёту, учить понятия
4(28). Зачёт по т. 4,5.
Т. 6. Строение вещества (5 часов)
1(29). Валентные состояния и химические связи атомов х/э. УИНМ, лекция
Д.Набор атомов для моделирования стро-ения веществ с к.н. связью разграничивать понятия «химическая связь», «кристаллическая решётка»;
обобщать понятия « ковалентная
полярная связь», «ионная связь», «ковалентная неполярная связь», «молекулярная кристаллическая решётка», «атомная кристаллическая решётка», «ионная кристаллическая решётка»;
моделировать строение веществ с ковалентной и ионной связью;
составлять схемы образования веществ с различными типами химической связи;
характеризовать свойства веществ зная их кристаллические решётки и наоборот;
показывать на примерах зависимость свойств веществ от их состава и строения;
П.44,? и задания стр.169
2(30). Виды ковалентной связи, её свойства. УИНМ, лекция с конст-ем молекул в-в с к.н. и к.п. связью Д. набор атомов для моделирования стр-я в-в с к. п. связью П.46, схемы образ. молекул
F2,O2,N2,HF,H2O
3(31). Понятие об ионной связи. УИНМ, лекция П.47,стр.177
№ 2-4
4(32). Степень окисления. УИНМ, лекция П. 48
5(33). Кристаллическое состояние веществ. УИНМ, лекция Д.Модели кристал-лических решёток с ионным, атомным, мо-
лекулярным стр-емП.49
Т. 7. Химические реакции в свете электронной теории (4 часа)
1(34). Окислительно – восстановительные реакции.
УИНМ, лекция Д.Примеры ок-вос. реакций: горение в-в, взаим. Ме с раствора-ми кислот обобщать понятия «окислитель», «окисление», «восстановитель», «восстановление»;
распознавать уравнения окислительно-восстановительных реакций;
составлять окислительно – восста-новительные реакции и определять в них окислитель и восстановитель;
расставлять коэффициенты методом электронного баланса; П.50, стр.190
№ 3,4
2(35). Составление окислительно –восстановительных реакций.
КУ, п/з П.51, алгоритм, стр.192 №2,3
3(36). Сущность и классификация х/реакций в свете электронной теории.
КУ, ИМД П.52, срт.195
№ 4,5; подготовка к к/р
4(37). Контрольная работа №2 по т. 6,7. УКЗ, ИМД повтор. чист.в-ва и смеси
Т. 8. Вещества в окружающей нас природе и технике (5 часов)
1(38). Чистые вещества и смеси.
УЗЗ, п/з Д.1.Разделение смесей различными методами
2.Коллекция «Нефть и нефтепродукты» описывать свойства веществ и смесей;
классифицировать вещества по растворимости в воде;
проводить эксперимент, готовить раствор заданной концентрации, соблюдая правила ТБ;
сравнивать чистые вещества и смеси;
уметь разделять смеси;
производить расчёты массовой доли растворённого вещества;
определять растворимость веществ по кривым растворимости и наоборот
пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений;
пользоваться таблицей растворимо-сти; П. 23, таблицы 10,11
2(39). Растворы. Растворимость веществ. УИНМ, лекция Д.1.Растворение ве- ществ в различных растворителях;
2.Тепловые эффекты при раств. серн. к-ты, нитрата аммония П.24,стр.88 №5
3(40). Способы выражения концентрации растворов.
УИНМ, лекция П.25, стр.92
№ 3-5
4(41). Расчёты на массовую долю растворённого вещества.
УЗЗ, п/з Задачи из задач-ника5(42). П/Р № 1. Приготовление раствора заданной концентрации.
П/Р Стр.92,оформить отчёт
Т. 9. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. (7 часов)
1(43). Законы Гей – Люссака и Авогадро.
УИНМ, лекция использовать межпредметные связи;
обобщать и систематизировать знания об изученных веществах;
проводить эксперимент, получать кислород, соблюдая правила ТБ;
наблюдать превращения изучаемых веществ;
экспериментально доказывать наличие кислорода в сосуде;
описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов;
учиться раскрывать причинно – следственные связи м/д физическими свойствами изучаемого вещества и способами его собирания;
применять полученные знания при проведении эксперимента;
совершенствовать навык в составле-нии окислительно – восстановитель-
ных реакций;
устанавливать связь м/д свойствами веществ и его применением;
производить расчёты на основании газовых законов и относительной плотности газов; П.26,стр.100 № 1
2(44). Воздух – смесь газов.
КУ, диалог П.27
3(45). Расчёты на основании газовых законов.
УЗЗ, п/з Стр.100 № 1-6
4(46). Кислород – х/э и простое вещество. УИНМ, КМД Д. Получение, собира-ние и распознавание кислорода; П.28, стр.106
№ 1,2
5(47). Химические свойства кислорода и его применение.
УИНМ, лекция Д. Горение серы, угля, фосфора, железа П.29, стр.113
№ 3-6
6(48). П/Р № 2. Получение, собирание и распознавание кислорода.
П/Р Стр.112, офор-мить отчёт, под-готовка к к/р
7(49). Контрольная работа №3 по т. 8,9.
УКЗ, ИМД Т. 10. Водород – рождающий воду и энергию (2 часа)
1(50). Водород – химический элемент и простое вещество. Получение водорода. УИНМ, КМД Д. 1.Зарядка аппарата Киппа;2.Получение, собирание и распоз-навание водорода наблюдать превращения изучаемых веществ;
описывать свойства веществ в ходе эксперимента;
раскрывать причинно – следственные связи м/д физическими свойствами изучаемого вещества и способами его собирания;
устанавливать связь м/д свойствами веществ и его применением;
П.53,стр.199,№ 1-3, подготовить сообщение «То-пливо и энергия будущего»
2(51). Химические свойства водорода и его применение. Вода.
УИНМ, КМД Д. Восстановление водородом оксида меди Стр.200 схема 33, с.202- 203
Т. 11. Основные классы неорганических соединений и их химические превращения (12 часов)
1(52). Оксиды и их классификация. КУ, диалог Д.Коллекции оксидов классифицировать изучаемые вещества по классам;
характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических веществ;
составлять х/формулы оксидов. кислот, оснований, солей;
называть оксиды, кислоты, основания и соли;
составлять уравнения х/р, характеризующие свойства веществ основных классов неорганических веществ;
проводить эксперимент, соблюдая правила ТБ;
исследовать свойства представителей основных классов неорганических веществ;
наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ;
описывать х/р, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов;
делать выводы из результатов эксперимента;
составлять генетические ряды и уравнения химических реакций,
подтверждающие эту связь; определять характер свойств представителей важнейших классов неорганических соединений и подтверждать их уравнениями химических реакций;
показывать связь между составом, свойствами веществ и их применением; П.30, стр. 118
№ 1-3
2(53). Основания: состав, номенклатура. УИНМ, лекция Д.1.Образцы нераст-воримых оснований и щелочей; 2. Действие щёлочи на индикатор П.31,стр.121
№ 1-3
3(54). Кислоты: состав, номенклатура. УИНМ, лекция с заполнением таблицы Д.1.Образцы неорг. и орган. кислот; 2.Дейс-
твие индикатора на растворы кислот П.32,стр.124 № 1,2
4(55). Соли: состав, номенклатура. УИНМ, лекция с заполнением таблицы Д. Коллекции солей
П. 33,стр.126
№ 1-3
5(56). Химические свойства оксидов. УИНМ, лекция Д. Взаим. основных оксидов с водой, с кислотой П.34, алгоритм, стр. 130 № 1
6(57). Получение и химические свойства оснований. УИНМ, лекция Д. Взаим. растворов к-т с Ме, осн.оксидами, основаниями и солями П.35,стр. 135
№ 1-3
7(58). Химические свойства кислот. КУ, лекция Д.1.Поглощение воды твёрдыми щелочами; 2.Взаимод. щеМе с водой П.36,стр.136
№ 1,7
8(59). Химические свойства солей. КУ, лекция Д. Взаим р.солей со щелочами, кислотами и с МеП.38,стр.141
№1
9(60). Классификация н/с и генетическая связь основных классов неорганических соединений. КУ, п/з Стр.140,141
№ 5-8
10(61). П/ Р №3. Исследование свойств оксидов, оснований, кислот. П/Р Стр. 142, закончить отчёт
11(62). Обобщение знаний по т. 11. УЗЗ, ИМД Подготовка к зачёту
12(63). Тематический зачёт.
УКЗ, ИМД Т. 12. Галогены (4 часа)
1(64). Галогены – простые вещества. Биологическая роль галогенов. КУ, лекция Д.Образцы галогенов и их природных соединений обобщать и систематизировать знания об изученных веществах;
наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ;
описывать х/р, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов;
делать выводы из результатов эксперимента;
раскрывать причинно – следственные связи м/д физическими свойствами изучаемых веществ и способами их собирания;
устанавливать связь м/д свойствами веществ и его применением;
Стр.209, таблица
2(65). Химические свойства галогенов. УИНМ, лекция Стр.210-212, стр.213 №5-8
3(66). Хлороводород. Хлороводородная кислота. Хлориды. КУ, КМД Д.1.Получение HCl и растворение его в во-де;2.Распознавание соляной кислоты и хл-оридов; 3.Коллекция хлоридов П. 56, стр. 216
№ 4-7
4(67). П/Р № 4. Получение соляной кислоты и исследование её свойств.
П/Р Стр.217,оформить отчёт
Обобщение знаний за курс 8 класса (3часа)
1(68). Обобщение и систематизация пройденного за курс 8 класса.
УОСЗ, ИМД Подготовка к итоговой к/р2(69). Итоговая контрольная работа.
УКЗ, ИМД 3(70). Анализ результатов итоговой контрольной работы. Подведение итогов за год. Контроль реализации программы
№ п/п Темы Вид контроля Дата
1. Химические элементы и вещества в свете атомно – молекулярного учения. Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии.
Контрольная работа № 1 2. Атомы химических элементов. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Зачёт 3. Строение вещества. Химические реакции в свете электронной теории.
Контрольная работа № 2 4. Вещества в окружающей нас природе. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. Водород – рождающий воду. Контрольная работа № 3 5.
Основные классы неорганических соединений и их превращения.
Тематический зачёт 6. Обобщение и систематизация знаний за курс 8 класса.
Итоговое тестирование