Семинар «Самостоятельная работа как одно из важных условий организации современного урока»


Самостоятельная работа как одно из важных условий организации современного урока.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 37
Вельдяевой Татьяны Юрьевны

Введение новых стандартов образования требует от педагогов повышения методического мастерства, понимания целей и задач ФГОС 2 поколения. Одна из главных задач современной школы - научить детей самостоятельно учиться. Это требование диктуется объективной реальностью : какие бы знания и в каком бы объеме ни получали учащиеся, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Вот почему необходимо сформировать и развить у школьников умение добывать знания самостоятельно, приобретать их из различных источников информации, владеть разнообразием видов и приемов учения.
Важность самостоятельной деятельности отмечали педагоги прошлых столетий. Еще Каменский призывал коллег изысканию и открытию такого способа, при котором учащие ( педагоги) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились. Однако проблема, обозначенная много десятилетий назад, до сих пор является актуальной. Как показывают исследования, самостоятельная работа на уроке в общеобразовательной школе занимает около 10 % общего учебного времени, остальные 90 % уходят на опрос и объяснение нового материала. При этом учитель выступает в роли информатора и контролера, а не руководителя и организатора самостоятельной работы школьника.
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию.
Стремление к самостоятельности – характерное свойство растущего человека. Самостоятельность всегда подразумевает активность обучаемого.
Активность делится на 2 вида: воспроизводящего характера и преобразующего.
При построении системы самостоятельной работы необходимо ориентироваться на активность и самостоятельность преобразующего характера.
При планировании самостоятельной работы необходимо := учитывать психологические особенности учащихся
= обратить внимание на подготовительный этап
=подготовить сознание учащегося, которое будет воспринимать глубже и полнее объем знаний
=сократить воспроизводящий характер работы обучающихсяДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД при организации самостоятельной работы играет важную роль.
Переступая порог класса, учитель видит десятки глаз. Дети разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, характеру ,способностям. Как построить урок так, чтобы учение приносило всем радость, побуждало интерес к предмету.
Педагогическое мастерство учителя и состоит в том, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее – для класса, типичное - для группы и индивидуальное – для отдельных учащихся.
Ведь полноценный урок ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого обучающегося. Для реализации этих замыслов применяется технология уровневой дифференциации.
Для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации необходимо соблюдение следующих требований:
=Выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся
(если цели известны и посильны обучающемуся, а их достижения поощряются, то для подростка нет ничего естественнее, как стремление их выполнять)
=Наличие определенных «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения
(не следует отождествлять уровень преподавания материала с обязательным уровнем его усвоения. Давая всем одинаковый материал, учитель устанавливает различные уровни требований к его усвоению.
=В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням
(не следует предъявлять более высокие требования тем обучающимся, кто не достиг уровня обязательной подготовки)
=Добровольность в выборе уровня и отчетности
(каждый ученик имеет право решить для себя, на каком уровне ему усваивать материал)
=Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход
В организации самостоятельной работы большую роль играют инновационные приемы.
Интересными и яркими являются уроки, проведенные по технологии «Педагогическая мастерская»
Мастерские строятся иначе, чем традиционный урок. Знания, которые предлагаются ученикам на занятиях, предоставляют возможность каждому пройти своим самостоятельным путем.
В основе организации педагогической мастерской лежат следующие принципы:
- равенство всех участников, включая Мастера
- мотивация
Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Стимул в работе – самооценка.
- сочетание индивидуальной и коллективной работы
- важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса
Педмастерская состоит из определенных этапов :Индуктор ( индукция – наведение) , т. е создание эмоционального настроя. Индуктором может быть слово учителя, стихотворение, мелодия, рисунок, презентация.
После индуктора следует вопрос: Какие мысли, чувства возникли у вас? Запишите на индивидуальных листах.
Затем обсуждение в группах и запись на общий лист.
Малое афиширование.
Каждая группа тезисно выходит на идею урока.
Самоконструкция.
Создание своего текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения. На этом этапе можно работать по карточкам, слушать сообщения
Социализация.
Создание групповой творческой работы.
Большое афиширование.
Обсуждение проектов, работ каждой группы.
Проект Мастера.
Мастер представляет свою работу, делится своим видением темы и идеи урока.
Этап мягкой коррекции.
Сравниваются проекты учеников и учителя, мягко корректируются ошибочные суждения и выводы.
Разрыв.
Кульминация творческого процесса. Это внутреннее осознание участниками Мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающее к поиску ответов на возникшие вопросы.
Рефлексия.
Размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Что вызвало интерес? Что не понял?
Фрагмент урока по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Важным моментом на уроке является использование мультимедийных средств.
Современные дети растут в окружении множества экранов : экранов телевизоров, экранов компьютеров, маленьких дисплеев мобильников. С этим поколением нужно уметь говорить, используя те средства, к которым они привычны. Учителю важно не только научиться управлять мультимедийными средствами, но и разумно включать их в содержание урока.
Экранное изображение способно включить и затем использовать все виды внимания учащегося:
Непроизвольное ( любопытно)
Произвольное (ничего нельзя пропустить)
Послепроизвольное (процесс захватывает)
Изображение на экране включает все каналы памяти, позволяет организовать мыслительный процесс на творческом уровне, организует самостоятельное добывание знаний.
МЕТОД ПРОЕКТОВ – один из ярких способов изучения предметов. Здесь на первый план выходит самостоятельная деятельность обучающихся.
Учебный исследовательский проект – это высота, покорить которую интересно и ученику, и учителю. В процессе такого труда повышается уровень интеллектуальной активности, качество знаний, интерес к предмету, приобретаются навыки исследовательской работы, растет коммуникативная компетентность. Компьютер становится не машиной для развлечений, а ценным источником информации.
Работа над проектом – совместная развивающая интерактивная деятельность учащихся и педагогов на творческом уровне.
ИТАК, при организации самостоятельной работы на уроках нужно учитывать:
- дифференцированный подход
- инновационные приемы
- возможности использования мультимедийных средств
- совместную интерактивную деятельность ученика и педагога.