Развитие творческих способностей обучающихся на уроках ИЗО нетрадиционными способами

Мастер-класс
Учитель: Изотеева Алла Арнольдовна, учитель изобразительного
искусства МКОУ ООШ д. Большая Шишовка
Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства нетрадиционным способом»
Цель мастер-класса: 
познакомить присутствующих с приёмами развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства нетрадиционным способом; научить рисовать на крышках для консервирования, используя различную технику рисования.
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства нетрадиционным способом;
показать практическую значимость использования данных приёмов работ на уроках ИЗО и занятиях по внеурочной деятельности
Практическая значимость:
данный мастер-класс предназначен для педагогов, родителей, детей; предлагаемые приёмы работ можно применять на уроках и занятиях по внеурочной деятельности всем учителям ИЗО, работающим по ФГОС.
Материально-техническое и методическое обеспечение:
помещение для проведения мастер- класса , компьютер, проектор, экран.
Продолжительность проведения: 20 минут
План проведения мастер- класса:
1.Организационный момент
2. Основная часть – презентация педагогического опыта учителем - мастером и имитационная деятельность участников мастер-класса
3. Заключительная часть - рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целесообразности применения на уроках и занятиях внеурочной деятельности показанных приёмов по развитию творческих способностей обучающихся нетрадиционным способом с участниками мастер-класса.

Конспект мастер-класса
«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства нетрадиционным способом»
I Организационный момент
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего мастер-класса «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства нетрадиционным способом».
Моя задача, как педагога- помочь ребенку открыть для себя мир, получать радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения мира.
Многие хотят прожить творческую жизнь, создавать что - то новое, небывалое, необыкновенное, не только для себя , но и для окружающих. Конечно, не все мы одинаково творческие люди. Но что значит : быть творцом в школе? Придумывать новые методики обучения ? Наверное Давать детям знания и советы ? Да, может быть Радоваться их самостоятельным находкам ? Обязательно Все это относиться к профессиональной деятельности учителя. Я учу детей воспринимать мир и выражать его, используя нетрадиционные способы рисования. Эти способы демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Техника их выполнения проста, доступна и очень интересна как ребенку, так и взрослому.
Я вам предлагаю сегодня познакомиться с некоторыми способами нетрадиционного рисования, которые применяются мной чаще всего на занятиях по внеурочной деятельности на кружке «Волшебная кисть», который я веду уже шестой год.
Согласны?
II Основная часть
Презентация педагогического опыта
         В. А. Сухомлинский  писал: "Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".
       Развитие творческих способностей играет большую роль в развитии коммуникативной компетенции  учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Как вы знаете, современное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. А творческое развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека.
         В концепции федеральных государственных стандартов  в качестве конечного результата образовательной деятельности школы фиксируется портрет выпускника, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребёнка.
         В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания. В своей работе я использую различные методы и приемы рисования нетрадиционными способами. Обобщая свой опыт работы с детьми в этом направлении, могу с уверенностью сказать, что наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются именно нетрадиционные техники рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
А сколько дома ненужных вещей - щетка зубная, огарок свечи, тушь, моток ниток, пенопласт, монетки, и все это может нам пригодиться для работы.
Опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. Ну а по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребенка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что, огорчает.
Педагоги нетрадиционных техник рисования подметили, что:
1. Овладение нетрадиционными способами рисования позволяют детям самостоятельно решать многие изобразительные задачи.
2. Формирует у детей умение свободно выражать свой замысел, работать с разнообразным материалом.
4. Развивает уверенность в собственных силах, навыки мелких движений пальцев, кисти рук.
6. Способствует формированию положительных черт характера, как аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, активность, усидчивость.
7. Во время работы дети получают эстетическое удовлетворение.
 Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения.
К нетрадиционным техникам рисования относятся: отпечатывание, монотипия, точечный рисунок ватными палочками, рисование ладонью и пальцами , кляксография, набрызг, штампование, рисование по ткани, рисование различными крупами и т.д. Я стараюсь не ограничивать изобразительное пространство школьника исключительно альбомными листами. Это слишком однообразно и стандартно, а вот попробовать себя в рисовании миниатюр на крышках для консервирования – это очень необычно и интересно. И сегодня мне хотелось бы познакомить вас с наиболее интересными, на мой взгляд, нетрадиционными техниками рисования.
2)Практическая часть - имитационная деятельность участников мастер-класса
Прежде чем приступить к рисованию на крышке, ее необходимо прогрунтовать (с любой стороны) и дать просохнуть. Вот теперь можно рисовать! Я предлагаю вам готовые крышки, а вам предстоит выполнить на них рисунок, используя различные приёмы нетрадиционного рисования:
- 1) Рисунок, выполненный при помощи обычной детской вилки
- 2) Рисунок, выполненный при помощи штампа (печати)
А еще можно сделать самодельные штампы из картофеля. Для этого разрежьте крупную картофелину пополам, возьмите одну половинку и при помощи острого ножа уберите со среза лишнюю мякоть таким образом, чтобы осталась выступающая поверхность в виде какой-нибудь фигурки: грибочка, звездочки, ромбика, рыбки.
- 3) Точечный рисунок, выполненный ватными палочками.
- 4) Рисунок, выполненный обратной стороной простого карандаша с ластиком.
- 5) Рисунки можно выполнять при помощи различных трафаретов.
- 6) Рисовать фломастерами, либо восковыми мелками ( пейзаж) .
- 7) Рисунок, выполненный в технике клаксописания ( выдувание)
- Работа с залом по презентации – определение по рисункам типа нетрадиционного рисования.
Выполнение работы участниками
Для того чтобы нашей работе придать законченный вид, крышку можно украсить бусинами, паетками, бисером или гелем с блестками. Выполненная работа очень порадует ребенка. Такую картинку можно подарить другу на день рождения, маме на 8 марта и т.д.
III Заключение
В чем же преимущество рисования на крышках? В том, что дети очень любят маленькие вещицы, которые помещаются им в руку. Такая картинка порадует каждого и первоклассника, и ученика основной школы. Ученик не просто будет развивать моторику рук, но развивать выдумку и фантазию. Разве отыщется на свете ученик, не любящий волшебство? А такой, который отказался бы собственноручно нарисовать волшебный рисунок? Конечно, нет!
Рефлексия
Сегодня я попробовала Вас, уважаемые коллеги, вовлечь в создание волшебных рисунков – этого маленького чуда, а как у меня получилось, я хотела бы узнать.
Выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске, продолжите предложения:

сегодня я узнал было интересно
я понял, что теперь я могу
я почувствовал, что я приобрёл
я научился у меня получилось

Уважаемые коллеги! Спасибо Вам за ваше активное участие в проведении мастер-класса, за чудесные картины. Позвольте посвятить Вас в художники, владеющие умением рисовать нетрадиционными способами и вручить Вам удостоверение, свидетельствующее об этом.
Я благодарю вас за созданные вами «шедевры».
И закончить свой мастер – класс мне хочется словами, которые вы видите на слайде: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».


15