Индивидуальная образовательная программа для детей с нарушением слуха


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель ШПМПк родитель (законный представитель) Директор МБОУ СОШ №15
___________ФИО _____________Иванова Г. А. _____________Гулькина А.В.
Протокол №_____ от______2015 г. «_____»______2015 г. Приказ №_____от ______2015 г.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
на 2015 -2016 учебный год
обучающейся 4-Б класса
Ивановой Марины
(фамилия, имя)
Ответственный за реализацию программы:
_______________________________________
(ФИО специалиста, должность)
Новочеркасск,2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная образовательная программа разработана на основе Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант А) и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и нормативно-правовой базы:
- Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
-Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. N 1241, от 22 сентября 2011 г. N 2357-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся;-Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
- Статья 11 , часть 3.1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Степень потери слуха у слабослышащих детей не лишает их самой возможности естественного освоения речи, но осваиваемая при сниженном слухе речь обычно имеет ряд специфических особенностей, требующих коррекции в процессе обучения. Эти дети слышат не хуже, а иначе. Такие дети составляют весьма неоднородную группу (по состоянию слуха, речи и по многим другим параметрам). Объясняется это чрезвычайным многообразием проявлений слуховой недостаточности, большим спектром тугоухости, разными уровнями сформированности навыков слухового восприятия. При этом важно отметить, что многие слабослышащие дети, обладая различными степенями сохранного слуха, не умеют пользоваться им в целях познания и общения. Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии, которое зависит от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего психического развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой находился ребёнок. Многообразные сочетания этих фактов обусловливают вариативность речевого развития.
Многие слабослышащие школьники не понимают обращенной к ним речи и ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых. Дети с легкой и средней степенью тугоухости могли бы понимать окружающих, но нередко их восприятие речи приобретает искажённый характер из-за неразличения близких по звучаниюслов и фраз. Искажённое восприятие речи окружающих, ограниченность словарного запаса, неумение выразить себя – все это нарушает общение с другими детьми и со взрослыми, что отрицательно сказывается на познавательном развитии и на формировании личности детей. Вместе с тем, по мере взросления постепенно развиваются и умение поддерживать речевойконтакт, и способность к оценке собственных действий и поступков.
Реализация АООП НОО (вариант А) предполагает, что слабослышащий обучающийся получает образование полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию нормально развивающихся сверстников, которые определяются стандартом и ФГОС НОО.
Цель программы – создание системы комплексной помощи слабослышащей обучающейся в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии обучающейся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащихсверстников.
Задачи программы:
создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка; коррекционная помощь в овладении основной образовательной программы начального общего образования; специальная организация среды в соответствии с особенностями ограничений здоровья обучающейся; специальная психолого-педагогическая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции слабослышащей обучающейся;
совершенствование коммуникативных навыков;
расширение кругозора и осведомленности;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) слабослышащей обучающейся.
В основу программы положены следующие принципы: государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательногопространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; соблюдения интересов ребёнка, определяющих позицию специалистов, которые призваны решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка; системности к анализу особенностей развития и коррекции нарушений слабослышащих и позднооглохших обучающихся, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса; принцип учёта социальных факторов в формировании личности слабослышащего и позднооглохшего обучающегося; принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни;● принцип создания благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого слабослышащего и позднооглохшего ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями; принцип максимального обогащения речевой практики; принцип компенсаторной направленности обучения в единстве с развитием сенсорной базы слабослышащих и позднооглохших обучающихся;● принцип взаимодействия слабослышащих и позднооглохших обучающихся с их нормально развивающимися сверстниками;● принцип приобщения слабослышащих и позднооглохших обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Психолого-педагогическая характеристика
Иванова Марина учится в данной школе с 1 сентября 2012 года.
Физическое и психическое развитие гармоничное и соответствует возрасту. Учебная мотивация хорошая. Внимание, восприятие учебного материала снижены. Работоспособность и интеллектуальные способности на среднем уровне. Овладевает учебным материалом на достаточно хорошем уровне. Учится в меру своих сил, логическое мышление затруднено. На уроках девочка активно работает, но не всегда бывает внимательной. Письменные задания выполняет в соответствии с темпом урока; допускает ошибки при списывании, при записи под диктовку переспрашивает, часто заменяет буквы; иногда теряет последовательность выполнения упражнения, задания. Графические навыки письма развиты хорошо; умеет хорошо рисовать. Имеет хорошую память. Читает выразительно, рассказывает наизусть, но скорость чтения ниже нормы, буквы путает, недоговаривает окончания. На уроках требует к себе особого внимания со стороны учителя и дополнительного объяснения задания. За время обучения показала хорошие знания по русскому языку, окружающему миру. Программу 3 класса усваивает в полном объёме. Занятия посещает регулярно, пропусков занятий по неуважительным причинам не имеет. Социальное окружение
Иванова Марина воспитывается в полной семье. Отношения между членами семьи доверительные, доброжелательные. В случае затруднения обращается к любому члену семьи. Семья имеет собственный дом. У Марины есть своя комната, оборудовано своё рабочее место. Ребёнок ведёт активный образ жизни. Любимые школьные предметы – математика, технология, рисование.
Форма обучения – очная, основная общеобразовательная программа 4 класса
Интересы - Марина любит общаться с друзьями, делать поделки своими руками, увлекается рисованием.
Ожидания родителей: получение среднего (полного) образования
Мотивация учебной деятельности: хорошая.
Особые образовательные потребности:
-потребность в обучении слухо- зрительному восприятию устной речи;
-потребность в формировании и развитии собственной внятной речи в её коммуникативной функции, а также как средства обучения и познания;
-формирование навыков использования слухового восприятия в различных жизненных и коммуникативных ситуациях;
-потребность в развитии словесно-логического мышления и памяти.
1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
Педагогическая диагностика:
Уровень развития соответствует средневозрастной норме, программный материал усваивает на хорошем уровне, учебные умения и навыки сформированы. Учебная мотивация сформирована. Темп работы на уроке хороший. Врабатываемость в учебный процесс высокого уровня. Целенаправленность деятельности достаточная. Активно работать может продолжительное время. Преобладает образная память над словесной, преобладает механическое запоминание над осмысленным. Превалирование наглядных форм мышления над понятийным. Способность к запоминанию, сохранению информации и воспроизведению хорошие. Выполняет задания не только в рамках поставленных задач, дополнительную информацию будет искать самостоятельно. Не требует постоянного контроля над выполнением заданий. Навыки самоорганизации и самоконтроля сформированы.
При общении со взрослыми девочка доброжелательна, в себе уверена.
Характеристика учебной деятельности
Курс Степень
овладения
учебным
материалом Проблемы вобученииЗадачи Доступные
способы
деятельности
Русский язык
хорошая Ограниченный словарный запас.
Недостаточное усвоение звукового состава слова. Работа по достижению образовательных стандартов.
Расширение словарного запаса слов. Работа над морфемным анализом. Обучать работе со словарями. все
Литератур
ное чтение
хорошая Допускает ошибки в
звуковом составе слов при произнесении. Обучение работе с текстом через цветовое маркирование.
Обсуждение жанровых особенностей произведений. Анализ
поступков литературных героев, их характеры. Обучение
связной и правильной речи. Обогащение словарного запаса.
все
Математика
хорошая Испытывает трудности
при решении задач
в несколько действий. Единичные
ошибки допускает в вычислениях. Работа по достижению образовательных стандартов.
Изучение письменной и устной нумерации в пределах
1000000, вычислительных приёмов их сложения и вычитания,
табличных случаев умножения, деления, базовых
геометрических понятий, величин. Формирование навыков самоконтроля.
все
Немецкий язык
хорошая Проблем в обучении не испытывает. Обратить внимание на формирование лексического запаса
и тренировку грамматики. Повторить
управление глаголов,
образование времен активных и пассивных залогов.
все
Окружаю
щий мир
хорошая Проблем в обучении не испытывает. Работа по достижению образовательных стандартов. Включение в проектную деятельность.
все
2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Пояснительная записка к учебному плану.
Индивидуальный учебный план обучающейся 4 б класса Ивановой Марины разработан на основании Положения о реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении (Письмо Министерства образования и науки РФ от19 апреля 2011 года №03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года №АФ – 150/06 « О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»).Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным областям определялся и зависел от социальных запросов родителей и ученицы, рекомендаций ПМПК. Посещение уроков в школе – общее количество учебных часов в неделю – 23 часа. ИУП не превышает максимально допустимую нагрузку учащегося.
Образовательный процесс по основным общеобразовательным программам соответствует основным государственным образовательным стандартам начального общего образования и происходит в соответствии с календарно – тематическим планированием по всем предметам.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: продолжительность урока во II-XI классах для детей-инвалидов не превышает 40 минут.
При разработке индивидуального учебного плана учитывались психофизические возможности обучающейся.

Сетка учебного плана на 2015/16 учебный год
Предметные области Учебные предметы Кол-во часов в неделю
(очно)
Филология Русский язык 5
Литературное чтение 3
Иностранный язык (немецкий) 2
Математика Математика 4
Обществознание и естествознание Окружающий мир 2
Основы религиозных культур и светской этики Основы православной культуры 1
Искусство Музыка 1
Изобразительное искусство 1
Технология Технология 1
Физическая культура Физическая культура 3
Итого: 23
Максимально допустимая недельная нагрузка 23

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН
Общие сведения
Ф. И. О. ребёнка: Иванова Марина Сергеевна Возраст: 10 лет
Школа: МБОУ СОШ №15 г. Новочеркасска
Ф. И. О. родителей: мать - Иванова Галина Анатольевна
отец - Иванов Сергей Сергеевич
Ф. И. О. основного педагога:
Ф. И. О. специалистов сопровождения:
Учитель-логопед-
Учитель-психолог-
Социальный педагог-
Учитель-дефектолог -
Заключение и рекомендации ОПМПК Нейросенсорная тугоухость III, IV степени. Низкий уровень слуховоговосприятия, нарушения в формировании функции речи, возможности запоминания, удерживания и воспроизведения нового материала достаточно сохранны, развитие мыслительных операций – норма.
Основная цель на текущий период
в направлении развития и
социализации ребёнка (учебный год) Освоение образовательной программы за 4 класс начальной ступени
общеобразовательной школы на доступном ребёнку уровне.
Общие задачи на период
реализации ИОП Период – учебный год:
Формирование навыков продуктивного взаимодействия со сверстниками, участие в групповых проектах;
Формирование навыка развёрнутого высказывания в учебной ситуации и общении со сверстниками.
Режим пребывания ребёнка в ОУ 5 дней в неделю, 4-5 уроков в день, начало учебного дня – 8.00,
завершение учебного дня – 13.35, 3 часа индивидуальных/20
фронтальных занятий, итого 23 учебных часа в неделю
Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если ребёнку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)
Потребности ребёнка Специальный режим учебной работы (предоставление места и времени для снятия учебного напряжения), смысловое структурирование всех видов взаимодействия (планы, алгоритмы, памятки), специальные опоры, ускоряющие узнавание и запоминание объектов (зрительные, тактильные).
Направления деятельности
В соответствии с потребностями ребёнка и задачами на период:
-создание зоны для релаксации
-разработка наглядных расписаний и алгоритмов
-обогащение словаря и знаний об окружающем мире за счет опоры на визуальную и тактильную информацию (использование специального оборудования и учебных материалов)
-создание условий для учебного и внеучебного взаимодействия со сверстниками в малой группе Ресурсы для решения
Ответственный Сроки
выполнения
Построение комфортной среды:
-изменения в помещениях (классная комната, рекреация и т.д.)
-материалы для реализации тонуса
-визуальная поддержка -зона релаксации в кабинете психологической разгрузки
-мягкие модули, сухой бассейн, тактильные дорожки, игровой материал для ролевых игр в игровой комнате;
-расписание, режим дня в классной комнате индивидуально на парте
4 занятия в месяц
Педагог-психолог
Клиновская Т. М. В течение года
Обеспечение специализированным учебным оборудованием -оборудование класса smart-доской, маркерной доской, проектором. Администрация школы В течение года
Обеспечение помещений школы специализированным оборудованием и приспособлениями -слуховой аппарат индивидуального пользования;
-информационно-электронное табло с бегущей строкой при входе в учебное заведение Мама девочки
Администрация школы Учебные пособия, дидактические материалы -институт коррекционной педагогики-авторские материалы сотрудников института для использования на коррекционных занятиях
-индивидуальная коррекционная программа 1 раз в неделю,
Сурдопедагог г. Ростова-на-Дону
1 раз в неделю
Педагог-психолог
КлиновскаяТ. М. III.Психолого - педагогическое сопровождение (заполняется только теми специалистами, которые будут сопровождать
ребёнка непосредственно – по решению ПМПк)
Основное направление деятельности Конкретные задачи на период Режим о формы работы Показатели
достижений ребёнка Необходимый специалист Формы оценки
результатов работы (динамика развития ребёнка, самоанализ
деятельности специалистов)
Диагностика и коррекционно-
развивающая
работа
Формировать
умения рассказать
взрослому или товарищу, что
интересного и нового
произошло для ребёнка
в школе 1 групповое занятие
в неделю – 45 минут.
1 индивидуальное
занятие в неделю –
20 минут Уметь рассказать о
своих впечатлениях учителю и сверстникам. Педагог – психолог Включенное и невключенное
наблюдение, создание
диагностической
ситуации на занятии, специально
организованная
беседа, анализ
наблюдений учителя
и других специалистов
Коррекционно-
развивающая работа
Умение составлять
устный рассказ по сюжетной картинке,
при котором
должны
присутствовать
сюжетная линия и
разнообразие словарного запаса Индивидуальная
2 индивидуальных
занятия в неделю
по 40 минут Умеет составлять
устный рассказ по сюжетной картинке
на индивидуальном
коррекционном занятииУчитель Наблюдение на
уроках: анализ устных
ответов и письменных
работ, анализ текущих контрольных и
самостоятельных по
чтению, русскому языку
Расширение
словарного запаса
путём введения
имен
прилагательных Индивидуальная
1 индивидуальное
занятие в неделю Умеет распространять предложения определениями,
описывать
различные
предметы,
используя имена прилагательные Учитель-логопед Наблюдение на
уроках: анализ устных
ответов и письменных
работ, анализ текущих контрольных и
самостоятельных
работ по чтению, русскому языку
Профилактика
Формирование
социальных навыков общения Фронтальная Продуктивно (вместе играют, общение
носит положительный эмоциональный
характер, участвует в совместных творческих
проектах, внеклассных
мероприятиях и
т. п.), общается с
группой одноклассников Социальный педагог Включенное и невключенное
наблюдение, создание
диагностической
ситуации на занятии, специально
организованная беседа, анализ наблюдения учителя и других специалистов
IV.Освоение образовательной программы:
Предмет (образователь-ная область)Требования стандарта: планируемые предметные результаты на текущий период обучения Конкретные задачи для ребёнка на период Формы организации УД
(фронтальные, подгрупповые, индивид. занятия и т.д.) Показатели достижений ( в терминологии наличия компетентности) Формы оценки индивидуальных достижений, результатов учебной деятельности (от стандартных -тест, устный опрос, контрольная работа и т.д. до творческих – портфолио, карта успеха, профиль умений и др.)
Математика (в соответствии с календарно-тематическим планированием 4 класса) Умение совершенствовать математические операции с величинами и единицами длины, переводить одни единицы в другие.
Применение алгоритмов письменных приемов сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Умение использовать различные приемы проверки вычислений.
Умение решать задачи. Совершенствование вычислительных навыков Учить складывать, вычитать, и сравнивать величины, единицы длины.
Учить переводить мелкие единицы длины, массы, площади в более крупные и наоборот.
Учить правильной последовательности письменных приемов сложения, вычитания, умножения и деления с многозначными числами.
Развивать логическое мышление при решении задач.
Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия Умеет совершать математические операции с величинами, единицами длины.
Умеет переводить одни единицы разных величин в другие.
Знает алгоритмы письменных приемов вычислений с многозначными числами. Применяет различные виды проверки вычислений.
Решает задачи в два, три, четыре действия, устанавливает последовательность событий, взаимосвязь. Устный опрос, самостоятельные и контрольные работы, ответы у доски, индивидуальные карточки.
Русский язык ( в соответствии с календарно-тематическим планированием 4 класса) Составлять текст
по рисунку, определять
его тему,
обсуждать
содержание
предстоящего
рассказа
по рисунку,
выделять
части в содержании рассказа, записывать составленный текст.
Классифицировать
предложения по цели
высказывания и по интонации.
Устанавливать
при помощи смысловыхвопросов связь
между словами
в словосочетании
и предложении. Умение различать главные и второстепенные члены предложения.
Определять наличие в слове изученных орфограмм.
Умение находить в тексте все изученные части речи, определять их морфологические признаки; находить части слова: приставку, корень, суффикс, окончание. Обогащать словарный запас. Учить составлять текст на заданную тему или по рисунку. Учить различать предложения по цели высказывания и по интонации. Учить устанавливать связь слов в предложении, при помощи вопросов.
Учить ребёнка распознавать части речи, задавать вопросы к разным частям речи в тексте, определять морфологические признаки. Учить разбирать слова по составу.
Уметь распознавать части речи и правильно их употреблять, распознавать орфограммы в словах разных частей речи и обосновывать их написание.
Учить точно и стилистически передать текст, применять различные виды предложений, в том числе с однородными членами.
Учить работать со словарями. Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия. Составляет текст по рисунку, заданной теме, определяет тему, выделяет части рассказа.
Классифицирует предложения по интонации и по цели высказывания. Устанавливает смысловые связи в словосочетаниях и предложениях при помощи вопросов.
Умеет находить в словах орфограммы и проверять их.
Стилистически правильно передает текст по памяти на письме, проверяет правильность написания, подбирая проверочные слова.
Умеет задавать падежные вопросы к именам существительным, определять падеж; умеет определять лицо и число существительных, прилагательных и глаголов, спряжение и время глаголов.
Умеет находить части слова.
Умеет пользоваться орфографическим, толковым словарями, словарями антонимов и синонимов. Устный опрос, самостоятельные и контрольные работы, ответы у доски, индивидуальные карточки, тесты.
Литературное чтение ( в соответствии с календарно-тематическим планированием 4 класса) Умение осознанно,
правильно,
выразительно читать
вслух.
Самостоятельно
Давать
характеристику героя.
Составлять
План
текста. Относить
прочитанное
произведение
к определённому периоду.
Аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции Учить осознанно, правильно и выразительно читать вслух. Учить давать характеристику героя по определенному плану. Учить составлять план прочитанного произведения (развернутый, сжатый, краткий). Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, тестовые, олимпиадные. Умеет осознанно, правильно и выразительно читать вслух, умеет давать четкую характеристику герою произведения. Умеет составлять разные виды планов по прочитанному (самостоятельно и с помощью взрослого). Устный опрос, ответ у доски, индивидуальные задания, карточки, проверочные тесты.
Окружающий мир
( в соответствии с календарно-тематическим планированием 4 класса)Находить и показывать на физической карте
России изучаемыегеографические
объекты,
рассказывать о них по карте.
Различать холмистые
и плоские равнины; характеризовать формы земной поверхности России
работать в паре:
находить и показывать нафизической карте
России изучаемыеморя, озера, реки,
рассказывать о них по карте.
Характеризовать
особенности
изучаемых водных объектов;
знакомится с картой природныхзон России, сравнивать ее сфизической картой
России; определять
по карте природные зоны России,
высказывать предположения о
причинах их смены, устанавливать
причинно-
следственные связи
между
освещенностью
Солнцем
поверхности Земли
и сменой природных зон.
Составлять рассказы о
мире, с точки зрения историка;
характеризовать роль
исторических
источников для понимания событий прошлого. Учить работать с физической картой России, находить изучаемые объекты на ней, а также с картами природных зон, политической картой. Учить различать карты, их особенности и характерные признаки.
Учить устанавливать причинно-следственные связи в природе всей планеты.
Учить составлять рассказы об исторических событиях прошлого, высказывать свою точку зрения.
Учить выполнить проект: составлять план, цели и задачи; оценивать результаты выполненного проекта. Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, тестовые, олимпиадные Имеет представление о природной зоне России; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование.
Имеет представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.
Представление о природной зоне России; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование.
Водоёмы, их разнообразие, использование человеком.
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.
Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Устный опрос, ответ у доски, индивидуальные задания, карточки, проверочные тесты, олимпиады
V. Формирование социальной компетентности
Направления
деятельности (примерные) Конкретные задачи на период Ответственные Формы деятельности Показатели достижений Формы оценки достижений
Помощь ребёнку в усвоении и
соблюдении школьных правил Умение продуктивно
взаимодействовать в группе Классный руководитель
Психолог
Социальный педагог Игра, совместная
учебная деятельность,
психологические тренинги Умеет продуктивно
взаимодействовать в группе Наблюдение за группой на уроке и
во внеурочной деятельности
Формирование
гигиенических правил Умение следить за своей внешностью
(чистота головы и ногтей) Родители
Беседы, ролевые игры, дидактические игры Умеет следить за
своей внешностью
(чистота головы и ногтей) Наблюдение за
внешним видом
ребёнка
Формирование
адекватного
поведения в учебной ситуации (на уроке, во внеурочное время) Умение вести диалог
во время урока по заданной теме Классный руководитель
Логопед
Социальный педагог Коррекционные занятия,
Общеобразовательные
уроки,
коммуникативные ситуации Умеет вести учебный диалог во время уроков по заданной теме Наблюдение за ребёнком во время проведения занятий
Формирование
социально
приемлемого
поведения в группе сверстников Умение выслушивать собеседника и
поддерживать начатую им тему Логопед
Психолог
Социальный педагог Ролевые и
дидактические игры Умеет выслушать
собеседника и
поддержать
начатую им тему Наблюдение за
поведением ребёнка в группе сверстников
Формирование самостоятельности Умение выполнять
поручения учителей Классный руководитель
Психолог
Социальный педагог Коррекционные
занятия, ролевые и
дидактические игры Выполняет поручения учителей Наблюдение за ребёнком в момент
выполнения
поручений, оценка
степени выполнения поручений
Формирование умения планировать и
контролировать свою деятельность Умение собирать
портфель без помощи взрослого Родители
Классный
руководитель Беседы с обсуждением
завтрашних уроков
и того, что для этого нужно Собирает портфель без помощи взрослого Наличие необходимых вещей для уроков
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.
Цель коррекционной программы:
Оказание помощи Ивановой Марине в освоении основной образовательной программы начального общего образования, в коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, в социальной адаптации.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение на 2015-2016 учебный год.
(на основе плана мероприятий психолого-педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации (ИПР) и рекомендаций ПМПК)
Психологическая диагностика:
Исследование структуры интеллекта: методика Д. Векслера. Цель - выявление уровня актуального развития познавательных способностей ребенка, определение проблем в развитии высших психических функций, требующих коррекции, определение возможных ресурсов развития;
Исследование особенностей внутрисемейных взаимоотношений: методика «Рисунок семьи», «КРС», беседа. Цель – определение особенностей взаимоотношений между членами семьи, самоощущения ребенка в семье;
Исследование стиля воспитания в семье: методика Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса "Анализ семейных взаимоотношений". Цель – определение особенностей воспитания ребенка в семье.
Месяц Мероприятия по реализации основных направлений деятельности Цель мероприятий Итоговая
документация
Сентябрь Диагностика
Углубленное диагностическое
обследование школьника
по методике Векслера Выявление уровня
актуального развития
познавательных
способностей
ребенка, определение проблем в развитии
высших психических
функций, требующих
коррекции, определение
возможных ресурсов развития Консультирование и просвещение
Консультирование по результатам диагностики
Рекомендации по Р результатам диагностики.
Знакомство с индивидуальной коррекционно-развивающей
программой. Повышение
психолого-педагогической компетенции родителей Журнал учета
Консультирование
по особенностям воспитания и
взаимодействия с учащимся
с ОВЗ в семье Выявление и
определение путей
решения проблем.
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей Индивидуальное
консультирование родителей по запросу. Выявление и определение
путей решения проблем. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей Октябрь Диагностика
Исследование особенностей внутрисемейных взаимоотношений: методика Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса (родители) Определение особенностей
воспитания ребенка в семье Карта
психологического
сопровождения
Исследование особенностей внутрисемейных взаимоотношений: методика «Рисунок семьи», «КРС», беседа
(ребенок) определение особенностей взаимоотношений между членами семьи, самоощущения ребенка в семье Коррекция
Проведение коррекционно-развивающей работы по гармонизации детско-родительских отношений Коррекция эмоционально-личностной сферы, поведенческих реакций учащегося и взаимодействия в семье. Консультирование и просвещение
Индивидуальное
консультирование по запросу. Выявление и определение путей решения проблем. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей Журнал учета
К Консультирование
по оказанию помощи и поддержки ребенку в семье. Выявление и определение путей решения проблем. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей Индивидуальное
консультирование педагогов, работающих с ребенком. Рекомендации по результатам диагностики Ноябрь Коррекция
Проведение коррекционно-развивающей работы по гармонизации детско-родительских отношений Коррекция эмоционально-личностной сферы, поведенческих реакций учащегося и взаимодействия в семье. Журнал учета
Консультирование и просвещение
Индивидуальное консультирование по запросу. Выявление и определение
путей решения проблем. Повышение психолого-
педагогической компетенции родителей Журнал учета
Индивидуальное консультирование
педагогов, работающих с ребенком. Рекомендации по результатам диагностики Декабрь Коррекция
Проведение коррекционно-развивающей работы по гармонизации детско-родительских отношений Коррекция эмоционально-личностной сферы, поведенческих реакций учащегося и взаимодействия в семье. Журнал учета
Консультирование и просвещение
Индивидуальное консультирование по запросу. Выявление и определение
путей решения проблем. Повышение психолого-
педагогической компетенции родителей Журнал учета
Январь
Февраль
Март
Апрель
Коррекция
Проведение коррекционно-развивающей работы по гармонизации детско-родительских отношений Коррекция эмоционально-
личностной сферы,
поведенческих реакций
учащегося и взаимодействия в семье. Журнал учета
Консультирование и просвещение
Индивидуальное консультирование по запросу. Выявление и определение путей решения проблем. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей Журнал учета
Консультирование и просвещение
Индивидуальное консультирование по запросу. Выявление и определение путей решения проблем. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей Журнал учета
Диагностика
Плановая диагностика школьной мотивации, самооценки Отслеживание динамики развития личностных УУД Журнал учета
Консультирование и просвещение
Индивидуальное консультирование по запросу. Выявление и определение
путей решения проблем. Повышение психолого-
педагогической компетенции родителей Журнал учета
Консультирование по вопросам обучения, развития ребенка с ОВЗ Выявление и определение
путей решения проблем. Повышение психолого-
педагогической компетенции родителей Консультирование и просвещение
Консультирование по вопросам обучения, развития ребенка с ОВЗ Выявление и определение путей решения проблем. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей Журнал учета
Май Диагностика
Углубленное диагностическое
обследование школьника
по методике Векслера Отслеживание
динамики
развития
познавательных
УУД; выявление уровня актуального развития
познавательных
способностей
ребенка,
определение
динамики развития. Карта
психологического
сопровождения
Консультирование и просвещение
Индивидуальное консультирование по результатам работы, планирование работы на следующий учебный год. Повышение психолого-
педагогической
компетенции учащегося и родителей Журнал учета
Индивидуальное
консультирование педагогов, работающих с ребенком. Рекомендации по результатам диагностики Индивидуальное консультирование по запросу. Выявление и определение
путей решения проблем. Повышение психолого-
педагогической компетенции родителей План работы социального педагога с учащейся Ивановой Мариной на 2015-2016 учебный год.
месяц мероприятия по реализации основных направлений деятельности цель мероприятий итоговая
документация Отметка о выполнении
Диагностика
сентябрь Обследование
жилищно-бытовых
условий проживания и воспитания
не совершеннолетнего Выявление
Особенностей
условий проживания и воспитания Акт обследования Консультация и просвещение
ноябрь Беседа на тему: «Экология» Развитие
воображения,
творческого мышления Журнал учета
Карта
сопровождения семьи январь Социально-
психологический тренинг С целью развития
коммуникативных навыков Журнал учета
Карта
сопровождения семьи февраль Приглашение на
участие в
городском фестивале «Дорогой добра» С целью развития
коммуникативных навыков Карта
сопровождения семьи апрель Беседа на тему: «Моя семья» С целью углубления
представления о ценности и
соблюдении
добрых традиций,
объединяющих
родных и
близких,
оптимизация
детско-родительских отношений Журнал учета
Карта
сопровождения семьи По
запросу Индивидуальное
консультирование родителей по
выявлению учебных,
коммуникативных
трудностей и
оказание помощи в их преодолении Повышение психолого-
Педагогической
Компетенции
учащегося и родителей Журнал учета
Карта
сопровождения семьи Рекомендации педагогам при обучении учащейся Ивановой Марины
Обеспечение дифференцированных условий образования:
-оптимальный режим учебных нагрузок;
-вариативные формы получения образования и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями
психолого - медико-педагогической комиссии;
-коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;
-учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
-соблюдение комфортного психоэмоционального режима.
Создание условий, способствующих освоению основной образовательной программы начального общего образования.
Использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных
для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности.
По заключению ПМПК для Ивановой Марины разрешается очная форма обучения – посещение уроков в школе.
На уроках должны быть созданы специальные условия для обучающейся:
замедленный темп преподнесения новых знаний, педагог ставит вопросы четко, кратко, конкретно;
необходимо видеть лицо, губы говорящего и слышать с помощью слухового аппарата;
использование эффективных методов обучения(усиление наглядности в разных формах, включение практической деятельности, применение на доступном уровне проблемного подхода);
максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции;
контроль понимания учебного материала, особенно вербального;
меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов;
формирование познавательной мотивации и положительного отношения к учению.
УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Год
Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (немецкий) Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Основы православной культуры Подпись родителей _________________________________ Иванова Г. А.
С результатами работы за учебный год ознакомлен ________________ Иванов С. С.
"Согласовано"
Руководитель ПМПк________________________ ФИО
Педагог ________________________ Ф.И.О.