Социально-значимый проект для детей с нарушением слуха Театр и дети

Социальный проект
для глухих и слабослышащих обучающихся
«Театр и дети»


Автор: учитель ГБОУ школы-интерната г.Тихорецка Н.В.Черковская

Аналитическое обоснование проекта
Цель проекта:
Формирование опыта нравственного поведения обучающихся, повышение уровня общей культуры школьников, социализация в обществе слышащих.
Человек не бывает более искренним и непосредственным, чем в детстве. Хорошая фантазия - признак развитого интеллекта, существует множество способов развивать её у детей и подростков. Один из самых ярких и чудодейственных способов развить в детях творческое начало - познакомить их с театром. Многие знают, как любят дети, когда взрослый, чуть изменяет голос и начинает разговаривать с ребенком от имени игрушки. Интересно наблюдать, как малыш смотрит нам в рот, и при этом верит, что говорит, конечно, кукла. Выраженная куклой просьба выполняется быстрее и с большим энтузиазмом, чем та же просьба мамы. Рассказанная куклой история намного интереснее, шутки смешнее, замечания и советы запоминаются, принимаются близко к сердцу. Именно такие простые манипуляции с игрушками открывают для ребенка мир преображения, театра. И мир этот его завораживает.
Но глухим детям услышать это не дано. Это сказывается на их внутреннем мире. Детям с нарушением слуха трудно научиться свободно выражать себя, быть самостоятельными и интересными внешнему миру. В этом нам поможет театр. В мире глухих, где восприятие мира визуально и невербальный способ общения является главенствующим, театр в более доступной форме позволяет подростку нравственно и эстетически совершенствоваться, помогает познавать окружающий мир, приобщаться к искусству. Актерская игра для неслышащих детей – это, в первую очередь, форма образования и социальной адаптации.
Мы обратились к деятельности театральной студии «Мельпомена», организованной при клубе им.Меньшикова г.Тихорецка. Будем смотреть движения, красоту танца, сказки с участием ростовых кукол, понимать смысл спектакля через пластику движений и мир звуков. Планируем посетить спектакль по сказке Е.Шварца «Два клена», кукольный спектакль «Заячья избушка», театрализованную постановку «Колея» на основе документальных материалов по книге Ю.Сальникова «Человек, помоги себе сам!».
Театрализованные представления пользуются у детей и подростков неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных представлений на личность позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ученик во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно. Воспитательное значение театрализованных представлений состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма.
В театрализованных представлениях есть сюжетный замысел и ролевые действия. Детям становится интересно. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом. Движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения неслышащих детей могут сопровождаться репликами, стихами, а главное передать образ героя мимикой, пантомимой, движениями тела, танцем. У некоторых развивается творческая самостоятельность в передаче образа, а некоторые нуждаются в помощи педагога. Дети начинают чувствовать ответственность за успех. Педагог остаётся активным её участником. Своими пояснениями он направляет детей на тот образ, которые надо уточнить, закрепить в их сознании.
Проект рассчитан на 3 месяца.
Задачи проекта:
расширять знания детей об окружающем мире;
развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулировать мыслительные операции;
развивать различные анализаторы: зрительные, слуховые, речедвигательные, кинестетические, двигательные;
активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи;
развивать чувство коллективизма, ответственность друг за друга;
стимулировать развитие творческой поисковой активности, самостоятельность;
Механизм реализации проекта.
Участниками проекта будет группа обучающихся 8-11 классов. Реализация проекта будет осуществляться на базе ГБОУ школы-интерната г.Тихорека, с посещением клуба им.Меньшикова г.Тихорецка. Координацию проекта будет осуществлять учитель Черковская Н.В. Организационная и методическая помощь будет оказана администрацией школы и педагогами дополнительного образования.
Финансовая поддержка реализация проекта будет частично обеспечена за счет добровольных благотворительных пожертвований родителей обучающихся.
Участники проекта:
учителя, педагоги дополнительного образования
родители 8в, 10б, 11 классов;
администрация;
учащиеся 8в, 10б, 11 классов:
Сорокина Наталья
Крылова Виктория
Кравцов Сергей
Болдырев Андрей
Кошевец Андрей
Описание проекта:
Предмет исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении, направленный на формирование опыта нравственного поведения и творческого потенциала обучающихся
Этапы реализации проекта:
1.Изучение мнения родителей и учащихся 8в, 9б, 11 классов о необходимости данного социального проекта.
2.Формулировка социальной проблемы.
3. Определение целей и задач социальной проблемы.
4. Изучение реальных возможностей проектной группы.
5. Составление детального плана работы.
6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.
7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.
9. Составления бюджета проекта.
10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.
11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.
Реализация проекта.
1. Составление деловых предложений по разработанному проекту.
2. Проведение плановых мероприятий.
3. Контроль и оценка выполнения плана.
4. Корректировка реализации проекта.

Подведение итогов работы:
1. Анализ результатов работы по проекту.
2. Информирование администрации о результатах реализации проекта.
3. Выступление учащихся в школе
Ведущие методы:
метод сотрудничества;
метод самовоспитания;
личный пример педагога;
метод упражнений.
3. Ожидаемые результаты:
1.Участие обучающихся с театральными постановками в общешкольных мероприятиях.
2. Формирование у обучающихся опыта нравственного и эстетического поведения в театре.
3. Социальная активность учеников, их готовность принять личное практическое участие в реализации проекта.
4.Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры школьников, социализация в обществе слышащих.
4. Апробация проекта:
Выступление с театрализованными мероприятиями на общешкольных мероприятиях.





Отчет о реализации социального проекта
для глухих и слабослышащих обучающихся
«Театр и дети»

Автор и руководитель проекта: учитель ГБОУ школы-интерната г.Тихорецка Н.В.Черковская.

Социально-значимая проблема: Детям с нарушением слуха трудно научиться свободно выражать себя, быть самостоятельными и интересными внешнему миру. В этом нам поможет театр. В мире глухих, где восприятие мира визуально и невербальный способ общения является главенствующим, театр в более доступной форме позволяет подростку нравственно и эстетически совершенствоваться, помогает познавать окружающий мир, приобщаться к искусству. Актерская игра для неслышащих детей – это, в первую очередь, форма образования и социальной адаптации.
Цель проекта: формирование опыта нравственного поведения обучающихся, повышение уровня общей культуры школьников, социализация в обществе слышащих.

Место реализации проекта: ГБОУ школы-интернат г.Тихорека, клуб им.Меньшикова г.Тихорецка.
Участники проекта:
учителя, педагоги дополнительного образования
родители 8в, 10б, 11 классов;
администрация;
учащиеся 8в, 10б, 11 классов:
Сорокина Наталья
Крылова Виктория
Кравцов Сергей
Болдырев Андрей
Кошевец Андрей
Описание реализации проекта:
Проект «Театр и дети» реализовывался с января 2016 года по март 2016 года. Участниками проекта были учителя, педагоги дополнительного образования и группа учащихся из 8в, 10б, 11 классов. Был составлен план работы по направлениям:
1. Изучение театра, как вида искусства.
2. Посещение театрализованных представлений.
3. Работа над произносительной стороной речи.
4. Участие обучающихся в театральных постановках.
По каждому направлению в течение 3-х месяцев велась работа учителем слуховой работы, педагогами дополнительного образования, воспитателями:

Направление работы
Сроки
Содержание исследовательской,
поисковой, творческой деятельности обучающихся
Результат

Изучение театра, как вида искусства
январь
Сбор информации о театре: просмотр презентаций, фильмов, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций.
Рефераты на тему «Театр, как вид искусства»
Самостоятельно созданные презентации «Я люблю театр»

Посещение театрализованных представлений
Февраль-март
Беседа с презентацией «Как вести себя в театре», «Правила посещения театра».

Посещение спектаклей театральной студии «Мельпомена» в клубе им.Меньшикова г.Тихорецка: -спектакль по сказке Е.Шварца «Два клена»;
-кукольный спектакль «Заячья избушка»;
-театрализованная постановка «Колея» по книге Ю.Сальникова «Человек, помоги себе сам»

-Преодоление глухим ребенком своего одиночества. По моим наблюдениям, любой ребенок-инвалид, даже окруженный любовью и заботой семьи, из-за отсутствия полноценного контакта с окружающим миром своих сверстников и жизненного опыта, оставаясь наедине с самим собой, начинает испытывать чувство одиночества.
-Реабилитация  подростков с нарушением слуха через общение и творчество. Взаимоотношения глухих подростков со слышащими людьми – мощнейший фактор социальной адаптации.
-Улучшение психологического климата в семье, в детском коллективе, развитие коммуникативных навыков.
-Дети научились быть добрыми, сочувствовать, сострадать, помогать слабому.
-Воспитанники осознали, что труд, знания, умения, смекалка, находчивость помогает людям не отчаиваться и идти к своей цели до конца.
-Учащиеся приобрели опыт нравственного и эстетического поведения в театре.

Работа над произносительной стороной речи
Февраль-март
Работа на индивидуальных занятиях по отработке произносительных навыков, использование диалогов и драматизации для развития выразительности и эмоциональности речи, работы над ритмико-интонационной стороной речи.
Повысился процент внятности речи у детей, осмысленное общение фразами друг с другом. Познавательная активность повысилась, так как детям интересны ролевые действия, они также пытаются имитировать ролевые движения, наблюдая друг за другом.
Речь слабослышащих школьников стала более эмоциональной, обучающиеся научились воспроизводить фразы с определенной интонацией, передавать свои чувства в речи.

Участие обучающихся в театральных постановках.

Февраль-март
Выступления обучающихся на общешкольных праздниках:
«Город красивой речи»,
«Моя мама лучше всех»,
праздничный концерт ко дню 8 марта, краевой смотр художественной самодеятельности среди школ глухих.

Обучающиеся научились не просто исполнять свою художественною роль, но и передавать образ героя мимикой, пантомимой, движением тела, танцем.
Движения детей сопровождались репликами, стихами, диалогами.
Повысилась творческая самостоятельность в передаче образа.
Творческая деятельность позволила избежать монотонности, однообразия в осуществлении соответствующих реабилитационных упражнений. Подростки с нарушением слуха с помощью занятий творчеством как бы "приблизились" к нам, более здоровым людям. Это - вполне приемлемый путь, ведущий к реабилитации и социальной адаптации.


В ходе реализации были достигнуты следующие результаты:
-Обучающиеся с удовольствием участвовали в общешкольных праздниках.
-У них сформировался опыт нравственного и эстетического поведения в театре.
-На высоком уровне была социальная активность детей, их готовность принять личное практическое участие в реализации проекта.
-Повысился уровень общей культуры школьников.
-Развитие коммуникативных навыков позволило социализироваться в обществе слышащих.