Методическая разработка лекционного занятия по дисциплине Анатомия и физиология человека


УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
______________Е.Г. Ярандаева
«_____»__________20___г.












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
лекционного (комбинированного) занятия № 13

по теме: «Анатомо-физиологические особенности системы крови»

по дисциплине «Анатомия и физиология человека»
специальность «Фармация»















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Пояснительная записка
Методическая разработка лекционного (комбинированного) занятия по теме «Анатомо-физиологические особенности системы крови» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 33.02.01 Фармация и предназначена для проведения занятия со студентами 2 курса по дисциплине «Анатомия и физиология человека». Материалы методической разработки лекционного занятия составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля и самоконтроля.
В методическом блоке даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия.
Информационный блок включает материал базисной лекции. С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной обучающей системы, где представлены текстовый материал, иллюстративный материал и т.д., которые отражают основные моменты лекции.
Блок контроля знаний включает вопросы к фронтальному опросу и тестовый опрос с ответами.
Предложенные варианты внеаудиторной самостоятельной работы студентов, (подготовка мультимедийных презентаций) способствуют более углубленному и детальному изучению данной темы.
Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученных знаний.








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО (КОМБИНИРОВАННОГО) ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В соответствии с требованиями ФГОС:

Студент должен знать:
Основные закономерности развития и жизнедеятельности организма.
Строение тканей, органов и систем, их функции в норме.

Цели занятия:
1. Дидактические:
формирование знаний об основных закономерностях развития и жизнедеятельности организма.
формирование знаний о составе и функциях крови;
формирование элементов профессиональных компетенций в области анатомии и физиологии человека: ПК 1.6, 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

2. Развивающие:
развивать способность ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК 09)

3. Воспитательные:
воспитывать готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и человеку (ОК 11)
воспитывать потребность вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей (ОК 12)

Тип занятия: контроль знаний, изучение и усвоение нового материала

Вид занятия: комбинированное занятие

Методы обучения:
объяснительно – иллюстративный;
беседа, элементы проблемного обучения;
репродуктивный.

Методы контроля знаний: фронтальный опрос, письменный(тестовый) опрос

Оснащение: мультимедийная презентация

Продолжительность занятия: 90 минут.


ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ
1. Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Обеспечиваемые дисциплины и МДК

Генетика человека с основами медицинской генетики
Гигиена с экологией человека - Правила санитарно-гигиенического режима
Основы микробиологии и иммунологии
Безопасность жизнедеятельности
Психология общения
Основы патологии
МДК «Лекарствоведение»
МДК «Технология изготовления лекарственных форм» – Правила санитарно-гигиенического режима
МДК «Организация деятельности аптеки и её структурных подразделений»


2. Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы
Обеспечиваемые темы

Организм и его составные части. Ткани.
Опорно-двигательный аппарат Костная система.
Анатомо-физиологические основы крово- и лимфообращения. Анатомия и физиология сердца.
Анатомо-физиологические основы лимфообращения. Анатомо-физиологические основы кровообращения.
Анатомо-физиологические основы крово- и лимфообращения. Анатомо-физиологические основы лимфообращения.
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунная система.
Анатомо-физиологические основы процесса дыхания.
Анатомо-физиологические основы пищеварения. Обмен веществ и энергии.


Используемая литература:
Для студентов: конспект лекций,
Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека, учебник. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011г, стр 34-44
Для преподавателей:
Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека, учебник. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011г, стр 34-44

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основные этапы лекции
и их содержание
Время
мин.
Обоснование методических приемов

1.Организационный момент
Приветствие студентов, отметка отсутствующих, проверка состояния аудитории и внешнего вида студентов.
2
С целью настроить студентов на восприятие учебной атмосферы занятия, воспитания организованности и ответственности студентов. Формирование элементов ПК 1.6, 2.4

2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства. Актуализация знаний.
Сообщение темы занятия, плана лекции; информация о целях занятия, методах подачи теоретического материала. Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Обращается внимание на то, что кровь является «зеркалом организма» и все изменения в состоянии организма отражаются на составе крови. Кроме того лекарственные вещества поступают к органам и тканям с током крови. При патологических состояниях влияют на состав крови, при надо учитывать механизм их действия. При создании мотивационного пространства используются межпредметные связи, показывается значение данной темы при изучении профессиональных модулей.
Актуализация опорных знаний
1. К какой группе тканей относится кровь и почему?
2. В какой системе органов циркулирует кровь? Назовите составляющие этой системы.
3. Какой орган влияет на движение крови по сосудам? Назовите местонахождение и основные анатомические образования.
4. Какие анатомические образования способствуют продвижению крови внутри сердца?
5. По каким сосудам движется кровь и как устроена стенка этих сосудов?
8
Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы.


3. Изложение нового материала с использованием активных методов изложения и контролем выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
(Приложение №1)
Заслушиваются выступления мультимедийных презентаций по темам:
«Общая характеристика и физиологическое значение жидкостей, образующих внутреннюю среду организма»
«Буферные системы крови»
Изучение нового материала проход в форме беседы с использованием опорных знаний студентов. Просматриваются фрагменты фильмов по теме занятия.
65
Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций ОК 09, 11, 12

4. Выходной контроль.
Тестовый опрос по вопросам банка тестов.
(Приложение №2)
10
С целью получения объективной информации о степени усвоения теоретического материала, коррекции и анализа ошибок.

5. Подведение итогов занятия.
Подводятся итоги занятия, выясняем, что узнали нового?
3
С целью логического завершения занятия, создания ситуации для системного подхода в изучении дисциплины.

6. Сообщение домашнего задания.
Сообщаются страницы учебника и формулируется самостоятельная работа в виде подготовки мультимедийных презентаций (Приложение №3)
2
С целью координации самостоятельной работы студентов.


Приложение 1
Лекция № 11
Тема: Анатомо-физиологические особенности системы крови.

План:
1. Общая характеристика и физиологическое значение жидкостей, образующих внутреннюю среду организма.
2. Состав крови.
2.1 Плазма. Белки плазмы.
2.2.Форменные элементы крови.
а) Эритроциты. СОЭ. Гемолиз. Гемоглобин.
б) Лейкоциты, их виды.
в) Тромбоциты.
3. Свертывающая и противосвертывающая системы крови.
4. Гемолиз
5. Группы крови. Резус- фактор.

1. В состав внутренней среды организма входят кровь, лимфа, межклеточная жидкость. Омывая все клетки, внутренняя среда доставляет им вещества, необходимые для жизнедеятельности и уносит конечные продукты обмена и выполняет следующие функции:
транспортную,
защитную (лейкоциты обладают свойством фагоцитоза – уничтожают проникновение в организм болезнетворных микробов и участвуют в выработке невосприимчивости к инфекционным болезням (иммунитет),
свертываемость крови (прекращение кровотечения),
поддерживают постоянство внутренней среды организма (гомеостаз),
дыхательная (участвует в газообмене),
экскреторная (выведение продуктов распада)
теплорегуляции (постоянство температуры тела),
гуморальная регуляция функций (переносит поступающие в кровь гормоны, метаболиты (продукты обмена веществ) и осуществляет химическое взаимодействие в организме),
поддерживают химический состав, pH –среду крови.

2. Состав крови
2.1. Плазма крови – жидкость соломенного цвета со слегка щелочной реакцией, это сложная смесь: белков (альбумины, глобулины, протромбин и фибриноген), солей (0,9% хлорид и бикарбонад натрия, соли кальция, фосфора, магния железа и т.д.), глюкозы – 0,1%, липидов, продукты распада белков: мочевины, мочевой кислоты, креатинина; холестерин и аминокислоты. Вода – 90-92%.
Р плотность = 1,025-1,034. Вязкость- 1,7-2,2.
Значение белков плазмы:
1.Фибриноген участвует в процессе свертывания крови.
2.Глобулины содержат антитела, обеспечивают иммунитет.
3.Белки повышают вязкость крови для поддержания давления крови в сосудах.
4.Белки имеют большую молекулярную массу, поэтому они не проникают через стенки капилляров и удерживают в сосудистой системе определенное количество воды. Они принимают участие в распределении воды между кровью и тканевой жидкостью.
5.Являясь буферными белки участвуют в поддержании постоянной реакции крови.
6.Альбумины обеспечивают сохранение осмотического давления, которое в свою очередь, поддерживает постоянный объем крови. Альбумины соединяясь со многими веществами, осуществляют их транспортировку к тканям. Альбумины используются тканями в качестве пластического материала.
Функции плазмы:
является средой для передачи к тканям питательных веществ, солей, минеральных веществ, глюкозы и аминокислот, а также для удаления из них отработанных продуктов – мочевины, мочевой кислоты, двуокиси углерода. Плазма также переносит кислород, гормоны, ферменты, антигены. Плазма крови, лишенная фибриногена – это сыворотка.
pH. В крови поддерживается постоянство реакции и эта реакция среды определяется концентрацией водородных ионов, которые выражаются водородными показателям pH. pH крови = 7,36 (слабощелочная реакция) – отклонения серьезная угроза для жизни).
Содержание глюкозы в крови
составляет 80 – 120 мг % (0,1% или 4,хорошо 0 6,66 ммоль/л) – это основной источник энергии для клеток организма. Если количество глюкозы снижено до 50%, то резко повышается возбудимость клеток мозга, у человека появляются судороги, при дальнейшем уменьшении человек впадает в коматозное состояние (нарушение сознания, кровообращения, дыхания и умирает).

2.2. Форменные элементы крови. Существуют три группы клеток:
а) Эритроциты (красные кровяные тельца), придают крови цвет. Количество у женщин 3,7*1012 /л – 4,5 * 1012/л, у мужчин – 4,6 – 5,1 * 1012/л. Имеет вид двояковогнутых дисков, лишенных ядра. В состав входит гемоглобин, состоит из белка глобина и содержащего железо гема. Гемоглобин у женщин 120 –140 г/л, у мужчин 140 – 160 г/л. Эритроциты образуются в красном костном мозге. Продолжительность их жизни – 120 дней. разрушение старых эритроцитов происходит в клетках селезенки и печени. Эритроциты переносят весь кислород и переносят 10% углекислого газа. При уменьшении числа эритроцитов в крови возникает заболевание – анемия (кровотечения), малокровие.
СОЭ – зависит от состава плазмы.
СОЭ: зависит от состава плазмы. При инфекционных заболеваниях, воспалительных процессах, у беременных, СОЭ – ускорено.
СОЭ: женщины – 2-15 мм/ч, мужчины – 1-10 мм/ч.
б) Лейкоциты (белые кровяные пластинки). Общее количество: 4 * 109/л – 9 * 109/л. Образуются в красном костном мозге, лимфатических узлах и селезенке. Продолжительность – 8-12 суток.
Лейкоциты имеют ядро и способны к активному движению. Они делятся на две группы: зернистые (гранулоциты) и незернистые (агранулоциты). К зернистым относятся – нейтрофилы, эозинофилы и базофилы. К незернистым относятся: лимфоциты и моноциты. Все виды лейкоцитов неодинаковы по величине, форме ядер и свойствам протоплазмы.
Лейкоцитарная формула – это процентное соотношение лейкоцитов.
Знание лейкоцитарной формулы имеет огромное значение в диагностике заболеваний, т.к. при патологических состояниях число лейкоцитов увеличивается.
Функция лейкоцитов – защитная (клетки (фагоциты) имунной системы невосприимчивы к инфекциям и генетически чужеродным белкам – антигенам).
Увеличение количества лейкоцитов – лейкоцитоз. Лейкопения – снижение количества лейкоцитов. Лимфоцитоз – повышение числа лимфоцитов.
в) Тромбоциты (красные кровяные пластинки), сферической формы, лишенные ядра. продолжительность жизни – 4 дня. Образуются в красном костном мозге. Расположены вдоль сосудистых стенок. В крови содержится 180 *109/л - 320 * 109/л. В основном они находятся в селезенке, печени, легких и в случае необходимости поступления в кровь. Особенностью тромбоцитов является свойство прилипать у чужеродной поверхности и склеиваться между собой, при этом они разрушаются, выделяя вещество – тромбопластин, способствующий свертыванию крови.

3. Свёртывание крови – является защитной реакцией организма. В результате свертывания крови образуется тромб, который закупоривает сосуд и останавливает кровотечение. Свёртывание происходит в 3 стадии:
Неактивный тромбопластин под воздействием Са++ и антигемофилического фактора и других факторов крови образует активный тромбоплатин (при недостатке или отсутствии антигемофилического фактора свертывание крови понижено – гемофилия).
Из тромбоплатина (в нормальной не вытекающей из сосудов крови присутствует протромбин под действием фермента превращается в тромбин) под воздействием Са++ и активного тромбопластина образуется тромбин (фермент).
Из фибриногена под воздействием тромбина и других активных факторов образуется фибрин. Фибрин не растворяется в воде, выпадает в осадок в виде нитей эти нити, образуют каркас тромба. Фибрин образуется из фибриногена плазмы под воздействием фермента тромбина. Также из тромбоцитов выделяется вещество – ретрактозим, который уплотняет кровяной сгусток, что способствует его укреплению и стягиванию краев раны и выделен серотонин, вещество вызывающее сужение сосудов. Если тромб образовался в сосудах, снабжающих сердце – инфаркт, если в головном мозге – инсульт, в сосудах конечностей – параличи. Чем человек старше, тем свертываемость крови выше. Для предотвращения образования тромбов в сосудах:

I. Антисвертывающая система – это совокупность содержащих в крови веществ, препятствующих образованию кровяного сгустка (гепарин – образуется в печени, легких). Пиявки выделяются гепарин.
В этой системе выделяют 2 системы:
Первая – нейтрализует избыточное количество протромбина в крови за счет находящихся в ней антикоагулянтов (гепарин), который нейтрализует свертывающие факторы, а также макрофаги (РЭС) способны поглощать из крови различные частицы, в том числе факторы свертывания крови.
Вторая антисвертывающая система активируется при раздражении хеморецепторов сосудов значительным повышением уровня тромбина в крови, в результате увеличения поступления в кровь гепарина.

II. Фибринолитическая система (плазмин, фибринолизин) – совокупность содержащихся в крови веществ, обеспечивающих растворение фибриного сгустка, т.е. плазмин растворяет тромб.

Кровоостанавливающие средства: раствор СаС12, аминокапроновая кислота, крапива, полиглюкин, физ. раствор, викасол.

4. Гемолиз – это разрушение оболочки эритроцита и выхода гемоглобина в окружающую среду. Гемолизирующая кровь ядовита и её не переливают.
Различают гемолиз:
химический (бензин, ацетон, жирорастворитель),
биологический (укус змеи, скорпиона),
механический (при встряхивании крови),
осмотический – когда эритроциты попадают в гипотонический раствор (при этом вода поступает в эритроциты ( набухают ( повышается давление ( лопаются).

5. Группы крови. Основной составной частью эритроцитов и плазмы являются белки. В эритроцитах находятся антигены – агглютиногены, их условно называют А и В, аналогичные белки - ( и (- агглютинины, находятся в плазме.
Белки распределяются по 4 вариантам:
в эритроцитах нет белков А и В – агглютиногенов, а в плазме есть белки ( и ( - 0 (I) группа крови – 46,5% - населения;
в эритроцитах агглютиноген А, в плазме агглютинин (- А (II) группа крови – 42% населения;
в эритроцитах В, в плазме ( - ( (III) - 8,5% населения;
в эритроцитах А и В, в плазме отсутствует ( и ( - АВ (IV) – 3% населения.

Если родственные белки встречаются в кровеносном русле, то происходит склеивание (агглютинация) и гемолиз (разрушение) эритроцитов – возникает тяжелое состояние, которое называется – гемотрансфузионным током. Поэтому определение группы крови необходимо при переливании крови.
Резус-фактор – белок в эритроцитах (85% - Rh + , 15% - Rh -). Особенностью резус-фактора является то, что у людей отсутствует антирезус – агглютинины. Его определение имеет большое значение при переливании крови, при некоторых заболеваниях, а также для беременных (резус – несовместимость крови плода (Rh +) и матери (Rh -)).
1 беременность – иммунизация происходит медленно, при последующей беременности резус-агглютитин матери протекает через плаценту в кровяносное русло плода, склеиваются и разрушают его эритроциты ( внутриутробная смерть плода, либо гемолитическая желтуха).
Больной, которому переливают кровь – реципиент, а который отдает – донор.

Приложение 2

Блок контроля и самоконтроля
Вариант № 1
1. В плазме глюкозы содержится:
а) 0, 1 %
б) 0,2%
в) 0,31%
г) 0,4 %

2. Количество солей в плазме здорового человека:
а) 0,4%
б) 0,5%
в) 0,7%
г) 0,9%

3. Кислород переносят:
а) лейкоциты
б) плазма
в) тромбоциты
г) эритроциты

4. Органы кроветворения:
а) желудочно-кишечный тракт
б) мышечная ткань
в) головной мозг
г) красный костный мозг

5. Плазма от общего объёма крови составляет:
а) 40%
б) 45%
в) 50%
г) 55%

6. Главная функция эритроцитов это:
а) защитная
б) питательная
в) дыхательная
г) ферментативная

7. Сыворотка крови - это:
а) плазма крови без глобулинов
б) плазма крови без фибриногена
в) плазма крови без альбуминов
г) кровь без ФЭК

8. Реципиенту можно перелить четвертую группу крови:
а) с первой группой крови;
б) со второй группой крови;
в) с третьей группой крови;
г) с четвертой группой крови.

9. Реакция крови:
а) кислая;
б) нейтральная;
в) слабощелочная;
г) щелочная.

10. Образование нитей фибрина происходит в
а) I фазу свертывания крови
б) II фазу свертывания крови
в) III фазу свертывания крови

Вариант № 2
1. Общее количество белка в плазме здорового человека:
а) 1%
б) 8%
в) 15%
г) 25%

2. В свёртывании крови принимает участие:
а) альбумины
б) глобулины
в) фибриноген
г) глюкоза

3. Углекислый газ переносят:
а) лейкоциты
б) тромбоциты
в) эритроциты и плазма
г) только плазма

4. Объём крови здорового человека:
а) 2 л
б) 3 л
в) 4 л
г) 5 л

5. Главная функция лейкоцитов:
а) защитная
б) питательная
в) дыхательная
г) ферментативная

6. Внутренней средой организма являются:
а) кровь и лимфа
б) кровь, тканевая жидкость и лимфа
в) кровь и тканевая жидкость
г) кровь и ликвор

7. Лейкоцитарная формула -это:
а) химическая формула основных белков лейкоцита
б) процентное соотношение между отдельными видами лейкоцитов крови человека
в) процентное соотношение между форменными элементами
г) формула подсчёта лейкоцитов в мазке крови

8. Клетки крови, выполняющие функцию свертывания крови:
а) эритроциты;
б) лейкоциты;
в) тромбоциты;
г) моноциты.

9. Во вторую фазу свёртывания крови происходит образование:
а) гемоглобина
б) тромбина
в) фибриногена
г) альбумина

10. Функция гемоглобина:
а) ферментативная
б) защитная
в) питательная
г) дыхательная

Вопросы и задания для самоконтроля
Чем представлена внутренняя организма?
Из чего состоит кровь?
Функции крови.
Какие форменные элементы крови вы знаете?
Эритроциты, количество, выполняемая функция?
Лейкоциты, количество, выполняемая функция?
Тромбоциты, количество, выполняемая функция?
Из чего состоит плазма?
Что такое гемолиз?
Какие виды гемолиза вы знаете?
Стадии свертывания крови, биологическая значимость процесса
Какие процессы происходят в каждую стадию свертывания крови.
Чем определяются группы крови?
От чего зависит резус-фактор?
Какие правила соблюдают при переливании крови.

Задача №1
Нормальная скорость оседания эритроцитов ( СОЭ)у женщин 7-15 мм/ч, у мужчин 1-10 мм/ч. Какие выводы можно сделать. Если скорость оседания эритроцитов равна 80 мм/час?

Задача №2
Решите, возможно ли переливание крови матери (I группа) ее детям: сыну ( III группа) и дочери ( II группа) а, также переливание крови брата и сестры друг другу. Ответ обоснуйте.

Задача №3
У человека, приехавшего из равнинной области в высокогорную местность, в результате лабораторного исследования было выявлено увеличение количества эритроцитов в крови. Как называется данное явление? Объясните их механизм.
Приложение 3
Виды самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов при подготовке к лекционному занятию

Подготовка мультимедийных презентаций:

«Функциональная характеристика иммунной системы»
«Иммунитет – определение, виды. Понятия «антиген», «антитело»»
«Понятие о реактивности организма. Виды реактивности, значение ее в приспособлении организма к окружающим условиям»
«Влияние факторов внешней среды на состояние иммунной системы»


Лист регистрации изменений

изменения
Номера листов (страниц)
Всего листов (страниц) в документе
Вход. № сопроводительного документа и дата
Подпись
ответственного за внесение
Дата


Измененных
Новых
Аннулиро-ванных



























































































МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФАРМАЦИЯ», 2 КУРС


ДИСЦИПЛИНА «Анатомия и физиология человека»



Версия:1.0 Страница 13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215 из 13



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


ЦМК естественно-медицинских дисциплин №2


Методическая разработка лекционного занятия




Должность
Фамилия/Подпись
Дата

Разработал
Преподаватель
Завершинская Л.А.


Согласовал
Председатель ЦМК
преподаватель
Афанасьева М.Н.
Корнилова Н.Н.


Согласовал
Методист
Микка О.В.


Версия:1.0


Стр.1из13




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФАРМАЦИЯ», 2 КУРС


ДИСЦИПЛИНА «Анатомия и физиология человека»





Рисунок 1