Доклад на тему Проектирование современного урока в условиях ФГОС на примере урока истории.


Проектирование современного урока в условиях ФГОС ООО на примере урока истории в 5 классе.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок по-новому? Как учителю учесть при этом новые требования ФГОС?
Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)


Тема урока: Индийские касты

Планируемые результаты:
-предметные: умение формулировать тему и определять проблему;
формирование умения работать с исторической информацией (осуществлять поиск, систематизировать и представлять результат), усвоение новых понятий;
-метапредметные: развитие речи учащихся, умение работать с различной информацией, формирование навыков сотрудничества в ходе групповой работы;
-личностные: формирование интереса к истории, способствовать развитию любознательности, умение выражать свою позицию.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
Каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:
Проектор, презентация, компьютер.








Тип урока: урок изучения нового материала.


Организационный момент.
Это приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.

2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.


– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор о Древней Индии.  И отправимся в необычное путешествие. На доске вам представлены слова: бог Брахма, жрецы, касты, знатные войны, слуги, земледельцы, неприкасаемые. – Скажите, какое слово объединяет все эти понятия? (Касты) – Поэтому сформулируйте тему нашего урока.   (Тема нашего урока «Индийские касты») – Запишите тему урока в тетрадь.
Далее фиксируются цели урока. Учащиеся находят их в учебнике.


Так обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.
Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. 
Современные приемы целеполагания:
прием «таблица «толстых и тонких вопросов». «Толстые» вопросы: Дайте три объяснения, почему Объясните, почему, Почему вы думаете В чем различие? Предположите, что будет, если Что, если «Тонкие вопросы: Кто? Что? Когда? Было ли? Согласны ли вы? Верно ли?
кластеры (прием заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». «Грозди» (кластеры) могут стать ведущим приемом как на протяжении всего урока в режиме технологии, так и на отдельных его этапах;
прием «Задом наперед». «Если мы так много знаем по этой теме, может быть следует сразу написать контрольную работу».
прием «Знаю» - «Повторить» - «Хочу узнать». Таблица с указанными словами поможет разобраться и выстроить каждому ученику свой маршрут.
прием «Выбор цели по маршруту». Постановка цели осуществляется на основе маршрутной карты изучения темы.

Все эти приемы позволяют ученику четко осознать свою «область незнания» и помогают ему сформулировать содержательную. Конкретную, измеряемую, достижимую цель изучения новой темы. Ученик сам определяет, что повторить, чтобы освоить новое содержание и способы действия.

3. Актуализация знаний.

Поиск решения учебной задачи.
Сначала учащиеся определяют способ поиска информации.
- Где мы можем это узнать? (в учебнике, в Интернете, в журналах, на плакатах в классе).
Далее реализуется способ достижения информации.

Продолжаем наше путешествие. Итак, давайте представим, что вы живете в Древней Индии, к какой бы касте вы бы хотели принадлежать? (Брахманы. земледельцев, слуг, неприкасаемые, брахманы) Записывается на доске и фиксируется, сколько раз называли те или иные касты. – В ваших ответах меня кое-что удивило, а вас? (Мы часто называли касту – брахманов) – Поэтому, какой можно задать вопрос? Проблема: Почему из представленных каст вы отдали предпочтение именно этой? Проблема записывается на доске.

Ученики делятся на группы и находят информацию на компьютере, в учебнике, на плакате.
Сущность реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска»

4. Первичное закрепление знаний.
Первичное закрепление проходит в форме фронтального опроса. Дети отвечают на вопросы учителя.
Теперь, дети могут ответить на вопрос: Почему брахманы самые главные?

Динамическая пауза.

5. Первичная проверка понимания.
На этом этапе учащимся предлагается творческое задание. Идёт работа в группах.
2. Основные занятия и особенности жизни
Работа по группам. Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы.
Название касты
Цвет касты
Основные занятия
Особенности жизни

Брахманы (I группа)
белый
Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников
Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество

Воины (кшатрии) (II группа)
красный
Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука
 

Земледельцы (вайшью) III группа)
желтый
Возделывали поля, работали в мастерских, торговали
 

Слуги (шудры) (IV группа)
черный
Служить представителям высших каст
Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам

Неприкасаемые (V группа)
Не принадлежали ни к какой касте.

Учащиеся должны подтвердить правильность заполнения таблицы цитатами из текста.
Задание №3 в рабочем листе – работа с текстом.
Найдите и подчеркните ошибки в тексте ( разбор текста)
6. Первичное закрепление.
Первичное закрепление проводится в форме тестирования.







7. Рефлексия (итог урока)

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Задание №4 Ответить «да» или «нет»
1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. (Да) 2. Из ступней бога вышла каста воинов.  (Нет) 3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. (Да) 4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. (Нет) 5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. (Да)
– Как оцените свою работу?  Вам на рабочих листах представлены смайлики, раскрасьте тот, который считаете нужным.

Домашнее задани: § 19  сообщение о Конфуции.
В рамках реализации ФГОС этот вид деятельности школьника предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных. При продумывании домашнего задания учитель ставит определенную цель и задачи перед детьми. Домашнее задание не должно вызывать у детей отрицательных эмоций. Цель домашнего задания – закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса  к учебному предмету. Оно должно быть доступным для ребёнка.               
Для этого на каждом уроке необходимо выделять время на разъяснение домашнего задания
1.                Задание выписывается на доску.
2.                Открывается страница учебника, на которой учащиеся находят нужное задание.
3.                Прочитывается вслух текст упражнения (учителем или детьми).
4.                Учитель выясняет у детей, как надо выполнить задание, выясняет затруднения.   (Эту работу лучше вести со слабыми учащимися).

Так и домашнее задание должно иметь дифференцированную направленность.                                                                  
Оно может быть:
- Единым  для всех учащихся.
- Групповым. Для детей это очень полезно. Такая форма роботы не только  формирует знания, умения и навыки, но и воспитывает коммуникативные качества.
- Индивидуальные задания предлагаются учащимся на основе проведенных проверочных  работ, которые выявляют группы детей, требующие индивидуального подхода. Задания могут быть на карточках, как для слабо усваивающих учебный материал, так и для сильных учащихся
.- Творческие домашние задания . Такие задания могут быть:
-по выбору;
- по желанию;
- обязательные.
-выполнить рисунок.
Дети сами выбирают, какое задание они могут выполнить и хотят.


Итак, различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно – деятельностного подхода.
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».



Рабочий лист урока
Задание № 1. Заполнить схему «Касты в Индии».




Задание № 2 Заполнить таблицу Работа по группам

Касты
Цвет
Основные
занятия
Особенности
жизни

Жрецы (брахманы)
I группа

пункт 2,3 стр 101 -102
Белый


















Войны
(кшатрии)
II группа
пункт 4 стр.103-104
Красный


















Земледельцы
(вайшью)
IIIгруппа
пункт 4 стр.103-104
Желтый


















Слуги
(шудры)
IVгруппа
пункт 4 стр.103-104
Черный


















Неприкасаемые
V группа

пункт 5 стр.104




























Задание № 3. Найди и подчеркни ошибки в тексте.

Возникшее неравенство в Индии было закреплено религией. Жрецы в Индии составили Сборник правил бога Яхве, в котором говорилось, что с самого рождения каждый индиец принадлежал к одной из трёх каст. Индийцы верили, что каста жрецов произошла из рук Брахмы, каста воинов – из уст, каста земледельцев – из бёдер, слуги – из запылённых ступней ног. Неравенство между кастами казалась индийцам противоестественным и не вечным. Но некоторые мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Например, Будда учил, что главное – личные достоинства человека.



Задание №4 Закрепление ответить «Да» и «Нет»

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма.    
2. Из ступней бога вышла каста воинов.                
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой.  
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую.  
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным.    









13PAGE 15


13PAGE 14815




Рисунок 1Рис. 17. Учение бахрамов о сотворении людей. Аппликация и надписи мелом15