ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС (СРАВНЕНИЕ ЭТАПОВ УРОКА В ТРАДИЦИОННОЙ И ФГОСОВСКОЙ ПАРАДИГМЕ)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС (СРАВНЕНИЕ ЭТАПОВ УРОКА В ТРАДИЦИОННОЙ И ФГОСОВСКОЙ ПАРАДИГМЕ)

«УРОК – ЭТО ЗЕРКАЛО ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ, МЕРИЛО ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО БОГАТСТВА, ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО КРУГОЗОРА, ЭРУДИЦИИ», ПИСАЛ ИЗВЕСТНЫЙ ПЕДАГОГ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ.

 Как разработать урок по-новому?
Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков;
формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.  Поставленная задача требует перехода к новой образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям:
цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности. Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же
воспитания осуществляют спонтанно.
Цели современного урока – формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.
Традиционный урок
Современный урок


На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.
На современном уроке происходит интегрирование материала, используются разнообразные формы построения урока

Традиционный урок не дает четкое внутренне разграничение учебного материала и отдельных частей урока. Учитель выступает в роли передатчика знаний. Ученик играет пассивную роль. Ученик не участвует в конструировании урока. Акцент делается на память, заучивание и повторение. Учитель постоянно оценивает знания учеников. Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний. Применяется постоянная проверка знаний учеников. Акцент делается на соревновательность между учениками. Обучение происходит в рамках класса. Слабый акцент на творческое начало. Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.
Учитель выступает в роли организатора. Ученик играет активную роль. Ученик участвует в конструировании урока. Акцент делается на самостоятельное добывание знаний. Постоянное применение поощрений и наказаний необязательно. Формирование знаний происходит по свободной системе. Проверка знаний осуществляется не с такой систематичностью. Акцент делается на совместную коллективную работу учеников. Обучение не ограничивается только классом. Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся. Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний. Практическая направленность учебного процесса. Включение в содержание урока упражнений творческого характера. Создание условий для проявления самостоятельности учащихся Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств. Включение компьютеров в педагогические технологии.


Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства
предполагает актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя-творца:
- организация проектной, художественно-творческой и исследовательской
деятельности учащихся, с использованием различных художественных технологий;
- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и
поисковой деятельности учащихся;
- формирование информационной грамотности учащихся через активацию
их языковой компетентности в области изобразительного творчества.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий
на уроках изобразительного творчества способствует:
- повышению качественной успеваемости школьников;
- активизации познавательной деятельности;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных
материалов, предназначенных для использования на уроках;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля;
- повышению уровню комфортности обучения;
- развитию творческо-информационного мышления.

Цель проектного метода:
Развитие исследовательских умений и художественных способностей, способствующих воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

Задачи проектного метода:
-использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
-формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства;
-воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его
интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;
-овладение практическими умениями и навыками  в проектной художественно-
творческой деятельности;

-формирование устойчивого интереса к достижениям мировой культуры,
к искусству народа России, к его художественным традициям;
-воспитание духовности, нравственности, патриотизма и гражданственности

Ожидаемые результаты.
1.Самоопределение учащегося в различных видах и формах  проектной деятельности.
2.Cамооценка и рефлексия  процесса и результата собственной художественной деятельности.
Цель урока по изобразительному искусству - выстроить внутренний диалог,
«прожить» ситуацию, «прикоснуться к красоте», стать творцом.
Добиться этих целей помогает творческая проектно-исследовательская работа.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше
смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию,
добытую с помощью технических средств;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
- развитие мотивации учащихся и как следствие повышение качества знаний;
- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности
учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
- формирование навыков самоконтроля и самостоятельного исправления
собственных ошибок;
- развитие творческих способностей учащихся.
Основные компоненты проектной деятельности учащихся:
-наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);
-реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;
-обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
-наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом;
-представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.
Экология обучения: учет состояния здоровья детей, соблюдение технике безопасности,
Сан Пина, эмоциональный настрой ребенка, создание ситуации успеха, организация учебного пространства, арт- терапия, психологические тесты, рисуночные тесты-разгрузки.
Рассмотренные выше методы и приемы обучения позволяют поддерживать познавательный интерес учеников, формировать потребности и способности личности к саморазвитию, создавать максимальные условия к перерастанию потенциальной одаренности в развитие. Практически это реализуется через коллективную работу, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.
Формы подачи учебного материала:
- традиционно сообщение о наиболее важном по данной теме, проблеме;
- поиск информации в библиотеке и Интернете;
- сообщение, викторина, конкурс;
- создание презентаций, работа над проектом, исследовательская работа.
Творчество – процесс, основанный не только на природных задатках, но и на труде.
Проектируя уроки, мы косвенно проектируем развитие наших учеников.
Поэтому важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая и направляющая его.
Речь идет о художественно-педагогической сверхзадаче.

Вот четыре типа художественно-педагогических сверхзадач используемых на уроках искусства:
Погружение - внедряющей идеей урока становится эмоционально-образное
проживание художественного шедевра, личностно-смысловое проникновение в его ауру, его глубинную суть, стиль.
Постижение – носит ярко познавательно-творческий характер, личностное
переосмысление произведений искусства.
Сравнение – эмоциональное и аналитическое сопоставление художественных
образов, их стабилизирующих черт, этапов развития видов искусства.
Обобщение – итоговые уроки.
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в мире.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения поставленной проблемы, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения творческого проекта.
Дети знакомятся с различными техниками исполнения и техническими приемами выполнения работы.
Эффективны способы деятельности:
коллективная, групповая и мини групповая работа учащихся.
Данные формы организации деятельности формируют у школьников такие качества как деловитость, вдумчивость, находчивость, работоспособность, ответственность за результат общего дела, что позволяет реализовать воспитательные качества.
Цели творческой проектной деятельности - создание нового продукта, чаще всего субъективно нового, а цель исследования – создание модели самого процесса.

Задачи проектной деятельности:
- помочь ребятам отойти от привычных стереотипов;
- развить коммуникативную компетентность учащихся;
- способствовать интеграции учебных предметов;
- развивать навыки работы в группе;
- уметь сотрудничать;
- выявлять проблемы и самостоятельно искать пути поставленных задач;
- критически осмысливать информацию;
- принимать осознанные решения.
Проектная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские - умения и навыки формирует осознанность, гибкость мышления.
Развивает такие качества личности как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, а также уверенность в себе. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов творческой деятельности (создание плана работы, организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов.
Ценность метода творческого проекта в результате:
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической
деятельности.
Внутренний результат – опыт творческой деятельности – становится достоянием учащегося,
соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражений учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную действительность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Если говорить об интеграции уроков, можно проследить следующее.
Например, на уроках истории при изучении некоторых тем ощущается острый дефицит информации, поэтому создаются определенные трудности в подготовке учащихся и даже педагогов к уроку. Информацию приходиться собирать по крупицам по различным немногочисленным источникам, Вот здесь и приходит на помощь метод проектов, который позволяет вместе с ребятами создавать мультимедийные пособия.
Необходимо учитывать при создании творческого проекта заинтересованность детей в работе – мотивацию, которая будет давать источник энергии для погружения в проект, увлекать проблемой, перспективой практической и социальной пользой. Темы и проблемы проектных работ подбираются в соответствии личностными предпочтениями каждого обучающегося и находятся в области их самоопределения, определяются задачи и намечаются пути их решения. При этом обязательно учитываются возрастные особенности – интерес к работе и посильность во многом определяет успех.
В ходе работы над творческой деятельностью, предпочтение отдано таким формам работы, как индивидуальные и мини групповые.
Инициативная группа определяет проблему проектного направления работы, тематику, сроки выполнения индивидуальных и групповых работ.
Очень важно перед началом работы над проектом познакомить учащихся с критериями оценки проекта.
Нужно выбрать интересную технику исполнения творческого проекта (граттаж, монотипия, эстамп и т.д.).
Оформление проекта ведется в соответствии с требованиями к самой работе (дизайн, композиция, не перегруженность и т.д.).
Защита проекта проходит в виде представления самого проекта, обсуждения результатов, анализ проделанной работы, вывод и рефлексия.
При оценке ученика необходимо не развить у школьника неуверенность в своих силах.
Поэтому оценка учащегося должна служить средством поощрения.
Ведь для искусства нет такой оценки «правильно» или «неправильно»- иначе не могло бы быть того разнообразия великих художников, которая есть в истории культуры.
Алгоритм проектной деятельности: идей, анализ идей, планирование, изготовление, защита проекта, оценка (рефлексия).

Проектная деятельность помогает творчески развиваться ребенку, и лучше, если начинать
эту работу с младших школьников, ориентируясь на возрастные особенности учеников.
Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства- одна из актуальных проблем школьного художественного образования.
Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся.
 Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся  личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей.
Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает  познавательные  навыки  учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству,  развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.
Метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей.
Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся.
Метод проектов и использование информационных технологий  способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.