Разработка урока-заседания Ученого совета по русскому языку на тему Вселенная в алфавитном порядке (7класс)


Государственное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением «Кемеровская специальная общеобразовательная школа
имени народного учителя СССР Э.Г. Фельде»
Тема урока: заседание ученого Совета "Вселенная в алфавитном порядке"
Для учащихся 7 класса
Автор:
Масленцова Нина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
ГСУВОУ КСОШ им. Э.Г. Фельде»
Кемерово 2016

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о словарях;
развивать навыки пользования словарями, умение находить в них необходимую информацию;
воспитывать интерес к помощникам человека - словарям.
Оборудование: презентация "Словари бывают разные", портрет В.И. Даля, стенд с материалами о В.И. Даля, различные словари.
Задачи:
Обучающая: формировать универсальные учебные действия через организацию пространства поиска, диалога, творчества.
Просветительская: приобщать к использованию словарей, познакомить с удивительными человеческими судьбами.
Эстетическая: показать непреходящий характер ценности и богатства родного языка.
Лингво-коммуникативная: развитие навыков устной и письменной речи (выступления с сообщениями, выразительное чтение поэтических произведений).
Воспитательная: развивать у учащихся чувство гражданственности, национальное самосознание. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.
Урок построен в соответствии с программными требованиями по развитию познавательной активности учащихся с помощью объяснительно-иллюстративного метода, диалога, элементов исследовательской деятельности; с использованием приемов групповой дискуссии с целью развития критического мышления учащихся.
В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, которые способствуют реализации одной из главных задач обучения - работе с различными видами информации.
За несколько дней до урока учащиеся получают индивидуальные задания – подготовить мини-сообщения о словарях и их авторах.
В течение урока формируются познавательные универсальные учебные действия: структурирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.
В конце урока для обобщения изученного материала учащимся предложено выполнить работу по методу синквейна со словом «словарь».
При выборе методов и приемов мной учитывалось содержание учебного материала, уровень знаний, умений и навыков учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
II. Определение учащимися темы урока.
Учитель: Слова-бойцы, слова-богатыри,
Слова для мира и слова для сечи...
Безбрежен океан славянской речи,
Читать часами надо… Подскажите словечко! (словари)
Да, сегодня речь пойдет о Словарях!
На экране проектора слова: «Заседание учёного Совета открыто».
III. Слово учителя: Французский писатель Анатоль Франс писал: "Словарь - это Вселенная в алфавитном порядке".
Какие бывают слова? (ответы учащихся). Разные: веселые и грустные, маленькие и большие. Сегодня тебя зовут Дима, ты растешь - и слово растёт. Скоро к тебе будут обращаться "Дмитрий", а потом и "Дмитрий Алексеевич".
Есть вежливые слова, родные, дорогие слова - мама, друг, семья. Но есть самое важное, самое дорогое слово - Родина. Какую бы вы нарисовали картину, если бы её нужно было подписать словом Родина? (ответы учащихся).
Родина - это и русская берёзка, и лес, и узкая тропинка в лесу. Это - место, где ты родился.
Если скажут слово "Родина",
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор...
...Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Наша Родина - Россия. Народ давно отметил любовь человека к родине в своих пословицах и поговорках. "Человек без родины - соловей без песни". "Всякому мила своя сторона". "Жить - Родине служить". "Нет в мире краше Родины нашей".
Беседа c учащимися. Народ часто сравнивает родину с матерью: "Родная сторона - мать, чужая - мачеха", "Родная сторона, как мать - и накормит, и приласкает", "Родину-мать умей защищать", "Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей", "Родина - мать, умей за неё постоять", "Своя земля и в горсти мила".- Как вы думаете, сколько слов в русском языке? (ответы учащихся).
Учёные считают, что в русском языке более 500 тысяч слов, и хранятся они в словарях.
- Что такое словарь? (ответы учащихся).
Словарь - сборник слов, речений (выражений) какого-либо языка.
Как известно, словари играют огромную роль в изучении любого языка. В особенности они необходимы тогда, когда речь заходит о языках, история существования которых насчитывает несколько тысячелетий. Одним из таких языков является русский, который имеет огромный лексический запас, отличается своеобразным грамматическим строем и построением фраз.
- Какие вы знаете словари? (ответы учащихся).
Каких только словарей нет! Если вы захотите узнать обо всём, что вас интересует, найти ответы на разные вопросы, можете воспользоваться 30 томами "Большой Советской энциклопедии" или 10 томами "Малой Советской энциклопедии". Есть и "Энциклопедический словарь", есть "Детская энциклопедия". Существуют энциклопедические словари юного натуралиста, юного химика...
Как много самых разнообразных словарей у нас в кабинете русского языка! А один - особенный: Универсальный словарь русского языка для школьников. На обложке так и написано: "Все словари в одном томе" - орфографический словарь, толковый, орфоэпический, словарь иностранных слов, синонимов и антонимов, этимологический словарь, фразеологический словарь. В нем 1422 страницы. Какое богатство!
А о каком словаре идёт речь в отрывке из стихотворения Беллы Ахмадулиной?
1-ый учащийся (текст на слайде):
Заслышав зов, уйду пред утром непосильным
В угодия твои, четырёхтомный Даль,
Отчизны языка всеведущий спаситель,
Прощенье ниспошли и утешенье дай... (Б. Ахмадулина)
Сообщения о В.И. Дале.
2-ой учащийся (на слайде портрет В.И. Даля): В.И. Даль - "Отчизны языка всеведущий спаситель". Подвиги бывают разные. Даль сорок лет готовился к своему подвигу. Подвиг Даля не укладывался в мгновение, и в час, и в месяц не укладывался, был долог, упорен - тяжёлый, бесконечный труд.
Даль собрал за свою жизнь больше двухсот тысяч слов. Если их просто выписать столбиком, понадобится 450 обычных ученических тетрадей в линейку. Жизнь Даля - большое плавание в море слов.
1-ый учащийся: Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В столбцах мерцают искры чувства,
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь.
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
2-ой учащийся: Основным трудом жизни В.И. Даля явился его 4-томный словарь "Толковый словарь живого великорусского языка". Даль собирал слова всю свою жизнь. Где бы ни был Даль, чем бы он не занимался, его всегда сопровождало творческое отношение к народному слову. Толковый словарь Даля - своеобразная энциклопедия жизни русского народа первой половины XIX столетия.
Даль знал 12 языков. Кроме русского, он владел немецким, французским, английским, а также украинским, белорусским, сербским, татарским, башкирским, казахским. 53 года Даль собирал, составлял, совершенствовал свой словарь. Толковый словарь Даля содержит более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок.
1-ый учащийся: В своем словаре Даль даёт объяснение слов не только описательно, но и с помощью синонимов, которые он называет "тождесловы".
Грандиозный четырёхтомный словарь увидел свет в 1863-1866 гг. Академия наук присудила Далю за словарь Ломоносовскую премию и избрала его в почётные члены, Географическое общество наградило золотой Константиновской медалью, а Дерптский университет прислал диплом и немецкую премию.
Даль назвал свой словарь толковым, дав объяснение: "Словарь назван толковым, потому что он не только переводит одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчинённых". Это название – толковый – сохранилось в дальнейшем за всеми подобными словарями.
1-ый учащийся: Словарь Даля называют энциклопедией народной жизни XIX века.
(На слайде текст): "Я полезу на нож за правду, за Отечество, за Русское слово, язык", - говорил Даль. Познакомьтесь с жизнью этого удивительного человека, и вы ему поверите.
Физкультпауза.
Беседа о словарях.
Учитель: - Я держу в руках толковый словарь. Что значит толковый? - Рассудительный, умный. Словарь же толковый – значит содержащий толкование, объяснение слов. Толковать - объяснять, давать толк, смысл, значение.
Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке. Слово дано в начальной форме, поставлено ударение, указаны грамматические признаки, объясняется значение слова, дана стилистическая характеристика, примеры употребления в речи.
- Кого из авторов толковых словарей вы знаете? (ответы учащихся). (В.И. Даль, С.И. Ожегов, Н.М. Шанский, Д.Н. Ушаков, и др).
(На слайде текст): Слова и фразы нижутся, как звенья,
И так растёт строка.
И можно различать сердцебиенье
Родного языка.
Сидят теперь четыре института
Над словарём одним,
А Даль всё так же нужен почему-то,
А Даль незаменим… (М.Матусовский).
3-ий учащийся: В.И. Даль - создатель знаменитого и непревзойдённого "Толкового словаря живого великорусского языка". Прочтите книгу "Собирал человек слова" автора В.Порудоминского о В.И. Дале.
Одновременно со словарём Даль работал и над сборником "Пословицы русского народа". Сборник этот был ещё одним славным деянием удивительного человека.
"Собрание пословиц - это свод народной опытной премудрости, цвет здорового ума, житейская правда народа", - писал Владимир Иванович. На титульном листе этого сборника стоят гордые слова народной мудрости, которую глубоко разделял автор: "Пословица - неподсудна..."
Мы пользуемся, сами того не подозревая, лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый человек знал в их полном, неусечённом виде. Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда. Собаку съел, а хвостом подавился.
Задание: Продолжите пословицы:
Утро вечера мудренее, а...(трава соломы зеленее).
Дорога ложка к обеду, а...(там хоть под лавку).
Учитель: - Дадим слово нашему учёному Совету.
Выступления членов учёного Совета.
4-ый учащийся: Орфографический словарь.
Умение грамотно писать - часть общей культуры человека. Греческие слова «правильный», «пишу» - это система правил, определяющая, как надо писать слова. Правила орфографии изложены в учебниках русского языка и грамматических сведениях о написании каждого слова.
Орфографический словарь, авторы Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков. В словаре фиксируются нормы произношения, приводятся трудные случаи образования грамматических форм слова.
Слова располагаются в алфавитном порядке, имена существительные даются в именительном падеже ед. числа; во множественном числе приводятся те имена существительные, которые не имеют форм единственного числа. Начальной формой имён прилагательных является их полная форма мужского рода. Глаголы даются в неопределённой форме, за которой указываются формы 2-го лица единственного числа настоящего времени и мужского рода прошедшего времени.
Учитель: - Задание: вставьте пропущенные буквы (работа со словарями).
Прим...рять друзей, зап...вать хором, зал...зать рану, отв..рить калитку, ув...дать без влаги.
Кил...метр, д...г...вор, вел...чина, алф...вит, з...п...ведник, заг...ловок, скворе...ник, тр...мвай, б...бл...отека.
5-ый учащийся: Словарь иностранных слов.
Заимствовать слова из других языков - закономерный и естественный процесс. Страны, государства не живут изолированно друг от друга. Контакты между народами - это и контакты разных языков, которые проявляются в заимствованиях. Поток иностранных слов различен в разные периоды, но процесс пополнения словарного состава языка такими включениями идёт постоянно. Начало XXI века отмечено появлением множества новых заимствований в сфере экономики, политики, торговли, навыки и техники, искусства. Много новых слов отмечено и в быту.
Бережное отношение к родному языку предполагает строго мотивированное использование иностранных слов. Задача словаря - помочь овладеть такими знаниями.
В словаре иностранных слов принят алфавитный порядок. На заглавном слове, которое стоит в основной форме, ставится ударение. Даётся толкование слова, т.е. выделяются те значения, в которых иностранное слово бытует в русском языке.
Учитель: - Задание: Какова история слов «континент», «турнир»? Выпишите из словаря иностранных слов 3 заимствованных слова (работа со словарями).
6-ой учащийся: Школьный словарь иностранных слов, авторы В.В. Одинцов, Г.И. Смолицкая, Е.И. Голанова, И.А. Василевская. В словарной статье дается грамматическая характеристика слова, при необходимости - особенности его произношения или употребления, иллюстративные примеры, культурно-исторический комментарий. Словарь включает в себя 1,5 тыс. слов.
Словарь синонимов.
Синонимы - слова-друзья, слова, близкие по значению, но разные по форме. Синонимы имеются во всех языках, но особенно богаты синонимами развитые литературные языки. Русский язык - один из самых выразительных языков, поэтому в нём широко представлено явление синонимии. Благодаря тому, что в языке существует несколько слов для выражения одного и того же понятия, можно яснее выразить мысль, сделать высказывание более ярким.
В словаре синонимов называющие одно понятие слова объединены в синонимические ряды. В нем представлены все части речи, так как не только знаменательные, но и служебные слова имеют синонимы.
В словарной статье синонимам дается разносторонняя характеристика:
а) толкование значений
б) указание на грамматическую сочетаемость
в) указания на особенности употребления в речи
Учитель: - Подберите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна).
Задания: Какие областные синонимы приведены в статье "Картофель"?
Картофля, картохля, к(г)артопля - западное, южное. Картосы, корфеты - вятское. Картовка - пермское. Картоха - тульское. Земляное или чёртово яблоко - московское, просто яблоко - в Сибири.
Что означают данные слова? (Авсень, вёдро, длань, левретка, суседко, фаля).
1-ый учащийся: Словарь антонимов состоит из 2-х частей: основного словаря и алфавитного списка антонимов.
Основной словарь включает в себя антонимические пары, каждый член которой снабжен толкованием значения. Разные значения многозначного слова отмечены цифрами.
Родина
Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.
Покинуть родину. - чужбина
Чужая страна, земля.
Оказаться на чужбине.
Учитель: - Задания:
Подберите синонимы к следующим словам (бездельник, бой, беспокойство, враг, очи, горячий, дорога, знаменитый, мыслить, пища).Подберите антонимы к следующим словам (молодой, храбрый, больной, полезный, рано, тихо, худой, вниз, далеко, тёмный).2-ой учащийся: Этимологический словарь русского языка.
Этимология - наука о происхождении слов. Каждая история происхождения слова - маленький кусочек исторической жизни народа, развития его культуры, рассказ о его верованиях, чувствах, страхах, надеждах. Этимологический словарь - особенный. Если к обычному словарю мы обращаемся за справкой и получаем, читая его, точные сведения о значении, употреблении, произношении слов, то из этимологического словаря мы узнаём только о гипотезе происхождения того или иного слова. Этих гипотез может быть несколько. И мы, читатели, сами должны решить, какой гипотезе верить, а может быть, даже попытаться найти своё объяснение происхождению слова.
Учитель: - Каково происхождение слова Родина? (образовано от слова "род", то есть принадлежащий роду). Отечество? (древнерусское производное от слова "отец", аналогичное латинскому "patria"). Отчизна? (заимствовано в XVI в. из польского языка, означает "отец").
(Текст на слайде): Русский педагог XIX в. К.Д. Ушинский писал: "Природа страны, история страны и народа, отражаясь в душе человека, выражаются в слове. Люди исчезли, но слово, сказанное ими, осталось бессмертной неисчерпаемой сокровищницей языка".
7-ой учащийся: Школьный словарь строения слов русского языка, автор З.А. Потиха.
Обращаясь к "Школьному словарю строения слов русского языка", вы можете получить сведения о том, из каких значимых частей (морфем) состоит слово и его производные, при помощи каких морфем они образованы.
Словарный запас нашего языка постоянно, непрерывно обогащается, так как он непосредственно связан с жизнью народа, отражает изменения в экономике, науке, культуре, всём том, что связано с политическими событиями в обществе. В словарь включены употребительные производые слова современног русского литературного языка. Слова расположены в алфавитном порядке и расчленены на морфемы при помощи вертикальных косых линеек (/)."Школьный словарь строения слов русского языка" поможет понять сущность строения, морфемного членения слов современного русского языка, увидеть, как подчас изменяется историческое значение слова вместе с изменением его членения, осмысленно подойти к написанию слова. Этот словарь - помощник при усвоении правил орфографии, источник обогащения словарного запаса. Закончить рассказ о "Школьном словаре..." мне бы хотелось словами поэта Евгения Винокурова:
Священное уменье говорить,
Произносить слова и строить фразы,
Как просто это - стоит рот открыть,
И чудо слова возникает сразу.
...Как ты проста, осмысленная речь!
Приставка, окончание, основа.
Учитель: - Конкурс "Конструктор".
1. Приставку найдите в слове "написать", корень - в старославянском варианте слова "город", окончание - в слове "трава" (награда).2. Приставка - в слове "переход", корень - в слове "подмена", окончание - в слове "малина" (перемена).8-ой учащийся: Фразеологический словарь русского языка.
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, которые по значению равны одному слову. На первом месте стоит гнездовое слово. Если во фразеологизме есть существительные, то в качестве гнездового выступает первое существительное; если существительного нет, то прилагательное; далее - наречие, глагол, местоимение. Для гнездовых слов принят алфавитный порядок с обязательной постановкой ударения.
В "Школьном фразеологическом словаре (В.И. Жуков, М., Просвещение, 1980. - 447 с.) приводятся фразеологизмы, используемые в устной литературной речи и в художественной, научно-популярной литературе. Автор раскрывает значение фразеологизмов, показывает, как следует использовать их в речи, даёт стилистическую характеристику каждого фразеологического оборота, в отдельных случаях приводятся исторические и этимологические справки.
Эмоционально-экспрессивная окраска фразеологизма характеризуется пластами: шутливое, ироническое, одобрительное, неодобрительное, пренебрежительное, уничижительное, презрительное, ласкательное.
Толкование фразеологизмов осуществляется путём развёрнутого описания их смысла.
Фразеологизмы обогащают нашу речь, украшают язык. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях: в споре, в житейском бытовом разговоре, в публичных выступлениях. Чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм и условия его употребления; какое слово является ключевам в той или иной фразе.
Усвоив собранные в словаре фразеологизмы, вы узнаете много интересного, познавательного.
Учитель: Задания.
- Запишите фразеологический оборот одним словом: лезть в бутылку, дать осечку, поспеть к шапочному разбору, петь дифирамбы, пыль в глаза пускать.
Игра «Кто быстрее?»
- Подберите 10 фразеологизмов с общим для них словом "язык" (язык проглотил, прикусить язык, найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается, развязать язык, не сходит с языка, тянуть за язык, держать язык за зубами).
VIII. Заключительное слово учителя. - Давайте любить свой язык, беречь его и уважать. Помните, что любовь к Родине начинается не только с любви к земле, на которой вы родились, но и с любви и уважения к языку, на котором говорили наши предки.
Листать словари и глазами
Вливаться в них - радость моя.
Страницы подняв парусами,
Порой дохожу и до Я.
К томам этим чаще и чаще
Спешу, как к надёжности вех,
Чтоб не заплутаться мне в чаще
Вопросов, что ставит наш век. (С.Щипачёв, из поэмы "У книжных полок").
Рыцарской верностью и преданностью Слову отличались Даль и Срезневский, Щерба и Виноградов, Пешковский и многие-многие другие. Богатый словарный запас человека уже свидетельствует о хорошем знании языка. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль.
В словаре языка А.С. Пушкина зафиксировано более 21 тысячи слов, которые великий русский поэт употребил в своих произведениях и письмах. Стремиться к постоянному пополнению словарного запаса необходимо, и в этом вам помогут словари.
Подведение итогов урока, рефлексия.
Учитель: - составьте синквейн со словом "словарь" (пример на слайде)
1. словарь;
2. мудрый, растолковывающий;
3. учит, объясняет, удивляет;
4. "Словарь - это Вселенная в алфавитном порядке";
5. знания.