Конспект занятия на тему: «Традиции чаепития у разных народов»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «ВИКТОРИЯ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ»
















Конспект занятия на тему: ««Традиции чаепития у разных народов»








Подготовила:
Степанова С.С.












2017 г.

Программное содержание: 
Дать элементарные представления о странах, где выращивают чай и где этот напиток считается лучшим.
Рассказать детям о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран.
Учить пользоваться картой, показывать на карте свою страну, страны, заинтересовавшие детей.
Закрепить знания детей о родной стране, понятие «традиция», в том числе «семейные традиции».
Знакомить детей с культурой чаепития народов Китая, Японии, Узбекистана, России. 
Продолжать учить составлять короткие рассказы из личного опыта.
Учить образовывать существительные из двух слов.
Обогащать словарь детей словами: страна, традиция, Китай, Япония, Узбекистан, язык, черный чай, зеленый чай, красный чай, травяной чай, фруктовый чай, самовар. Активизировать эти слова в речи детей, слова прилагательные. 
Воспитывать уважение и интерес к людям разных национальностей, их культуре. Воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине. 
Развивать цветоразличение, прослеживающую функцию глаз; ориентировку в пространстве, сенсорное восприятие, слуховое восприятие, осязательное восприятие.
Предварительная работа: чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар»), беседы о тульском самоваре и пряниках, рассматривание зеленого, черного, красного, травяного, фруктового чая в сухом и заваренном виде, заучивание стихов, поговорок, частушек о чае, отгадывание загадок, работа с родителями: беседа о семейных традиция. 
  
 Материал: карта мира, предметы посуды и иллюстрации Китая, Японии, Узбекистана, России; угощение для чаепития, различные сорта чая; русский народный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], картинки с изображением церемоний чаепития у разных народностей, самоваров, грамзапись с русскими народными песнями. 
  
Ход занятия:
    Под русскую народную песню «Самовар» дети входят в группу. Воспитатель их встречает в русском сарафане. 
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я рада, что вы пришли ко мне в гости. У меня сегодня очень хлебосольно. Присаживайтесь рядком мы поговорим ладком. 
     Дети рассаживаются на заранее приготовленные полукругом стульчики. 
Воспитатель:  Перед вами карта мира, где можно увидеть все страны. Какие страны вы знаете? (Дети отвечают, воспитатель показывает страны на карте.) Кто может показать, где расположена наша страна – Россия? (Показ ребенка.) На нашей планете много разных стран. В каждой разговаривают на своем родном языке. На каком языке разговариваем мы с вами? (Ответы детей.) А теперь мы поиграем. Я начну, а вы продолжайте:  В Италии разговаривают на итальянском языке. А в Испании разговаривают на (Ответы детей.) В Японии разговаривают на (Ответы детей.) и т.д. Сколько народностей, столько и языков. Чтобы общаться с людьми других стран, надо учить их языки. Многие знают несколько языков. 
     У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.  «Чай» - это китайское слово
 Существует такая легенда: 
          «Пять  тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.» 
    Чай – это кустарник (Показ иллюстраций с чайным кустарником.) Какую часть растения используют для приготовления чая?
(Ответы детей.)
С древнейших времен чай признается не только вкусным, но и целебным, бодрящим напитком. Его любят пить путешественники, моряки и охотники.
        Какой бывает чай?
(Ответы детей.)
Если мы заварим чай с листьями земляники, то как мы его называем? (Ответы детей.)
Если с листьями жасмина?
(Ответы детей.)
С веточками малины?
(ответы детей.)
С листьями клубники?
(Ответы детей.)
С веточками вишни?
(Ответы детей.)
Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет?
(Ответы детей.)  
Если в чай добавить кусочки яблока?
(Ответы детей.)
Цедру лимона?
(Ответы детей.)
Кусочки персика?
(Ответы детей.) 
      Если вы заболели, с какой травой, и какими ягодами вы пьете чай? (Ответы детей.)
А сейчас ребята расскажут нам о полезности чая:
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится –
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.
Воспитатель: Давайте узнаем, какой чай пьют в разных странах, совершим путешествие на Дальний восток. Согласны? Предлагаю полететь на самолёте. 
    Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет на самолете двигаясь по группе. 
Воспитатель: Вот мы прилетели в Японию. (Рассматривание иллюстраций о чайной традиции в Японии.) В Японии очень любят пить чай. Давайте послушаем рассказ о чайных традициях Японии
Девочка - японка.
Здравствуйте! Привет вам из Страны восходящего солнца! У нас очень любят пить чай. Его пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и различными красивыми национальными предметами.
Нам пора лететь дальше в Китай. 
 Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет на самолете двигаясь по группе. 
Чтобы нам не было скучно лететь, давайте сделаем разминку:
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
(Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик).
Вот фарфоровые чашки,         
Очень хрупкие - бедняжки.
(«Пружинка», одна рука на поясе).
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
(Кружимся, рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки.
(Потянуться, руки сомкнуть над головой).
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг руками).
Воспитатель: Вот мы и прилетели в Китай. (Рассматривание иллюстраций о чайной традиции в Китае.)
Девочка - китаянка. А я из Китая. У нас любят пить зелёный чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или в чашке с крышкой.
 
Воспитатель: На Востоке принято сначала мыть руки, а потом класть чай в чайник, наливать воду. А с чем пьют чай? У вас есть угощения?
 
Девочка - китаянка. У нас нет угощений. На Востоке во время чайной церемонии принято общаться, разговаривать, обмениваться мнениями.
 
Воспитатель и дети благодарят гостеприимных хозяев, предлагают продолжить путешествие с ними и познакомиться с другими традициями. Отправляются в Узбекистан.
    Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет на самолете двигаясь по группе. 
Давайте сделаем физкультминутку для глаз.
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
Воспитатель: Вот и прилетели. Давайте присядем и рассмотрим иллюстрации чайной традиции в Узбекистане.
Девочка узбечка: В Узбекистане очень жарко. Там тоже предпочитают пить зеленый чай: он хорошо утоляет жажду. Чай пьют из специальной посуды, которая называется «пиала». К чаю подают угощения: фрукты, сладости, сухофрукты. (Воспитатель показывает детям «пиалу».) 
Воспитатель: В Узбекистане не принято разбавлять остывший чай кипятком. Предпочтение отдают свежезаваренному чаю. Заваривает его хозяин. Чем более уважаемый гость, тем меньше чая в пиале. В Узбекистане так и говорят: «Налить с уважением». У пиалы нет ручки, поэтому держать ее в руках полностью наполненной кипятком неудобно. Можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай. К кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. А теперь возвращаемся снова в Россию и путешествие наше заканчивается. 
    Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет на самолете двигаясь по группе. 
Воспитатель: В России любят петь частушки давайте споем частушки о чае. 
    Дети исполняют частушки о чае. 
Посмотри, какой пирог,
 бублики, ватрушки
Мы споём вам под чаёк,
Чайные частушки
         В пляске не жалей ботинок! 
         Предлагай-ка чай друзьям. 
         Если в чашке есть чаинки, 
         Значит, письма пишут нам. 
Самовар блестит, кипит, 
Чай в нем пенится. 
Погляди-ка на себя – 
Ну и отраженьеце! 
            От простуды и болезней
            Чай поможет точно
            С майским мёдом и лимоном
            Принимайте срочно.
Мы за чаем не скучаем
Песни дружно сочиняем
Рады всех вас пригласить
Рады чаем напоить.
Воспитатель: Прилетели. Вот мы и в России. 
Иллюстрации чаепития в России.
Воспитатель: Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить. Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем. Самым главным на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был, конечно, самовар. Его еще назвали в шутку генералом. Посмотрите, какие самовары бывают разные. 
      Дети рассматривают изображения разных самоваров. 
    Детей встречают мальчик и девочка, в русских национальных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с хлебом-солью на подносе и рушнике. Они выходят под русскую народную мелодию «Самовар». 
Девочка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим. Если величать, так на пороге встречать. 
Мальчик: Просим вас к столу. 
Девочка: Мы гостей встречаем. 
Дети: Чаем, чаем, чаем. 
Девочка: Приглашаем к самовару. 
Дети: С чаем, с чаем, с чаем. 
Девочка: И в накладку, и в прикуску. 
Дети: Чай, чай, чай. 
Девочка: Пейте чай друзья по-русски. 
Дети: Чай, чай, чай. 
Мальчик:  Самовар шумит, баранки 
                    На скатерти – самобранке, 
                    И душистое варенье. 
                    Подходите, дети, чаем 
                    Вас сердечно угощаем. 
                    К чаю ароматному 
                    Пряники печатные 
                    Пейте чай и торт берите 
                    Чаще в гости приходите. 
Девочка:   Сверху пар, снизу пар – 
                    Кипит наш русский самовар. 
                    Милости просим на чашечку чая 
                    Вот так мы живем: 
                    Пряники жуем, чаем запиваем, 
                    Всех в гости приглашаем! 
   Дети подходят к столу. 
Воспитатель: Спасибо, хозяева, за приглашение. Посмотрите, какой богатый стол накрыли для гостей хозяева. Молоко налито в молочник. А варенье находится в чем? (Ответы детей.) Конфеты лежат в? (Ответы детей.) Сахар в? (ответы детей.) Сухари в? (Ответы детей.) Хлеб в? (Ответы детей.) На Руси чай заваривал хозяин, глава семьи, а разливала хозяйка.
Воспитатель: А сейчас поиграем!  У меня заварен чай разных сортов, а еще в сухом виде. Я буду приглашать вас, и вы  должны определить, что же это за чай. 
      Воспитатель предлагает детям сначала рассмотреть сухой чай (черный, зеленый, красный, фруктовый), 
а затем предлагает угадать чай по вкусу и по запаху.  
Угадывающему ребенку воспитатель задает вопросы: Что это за чай? Почему ты так думаешь? Какой он на вкус? Какой по цвету? 
 
Загадки:    Стоит толстячок,      
Подперевши бочок,                        
Шипит и кипит,                               
Всем чай пить велит.
          (Самовар.) 
Был листом зеленым –
Черным стал, томленым, 
Был листочек зубчатый – 
Стал листочек трубчатым. 
Был он на лизине – 
Стал он в магазине. 
                            (Чай.) 

Большая голова
 И стройный стан.
У той,
Что любит  головой  
 Нырнуть в стакан. (Чайная ложка.)
Был листом зеленым –
Черным стал, томленым, 
Был листочек зубчатый – 
Стал листочек трубчатым. 
Был он на лизине – 
Стал он в магазине. 
                  (Чай.) 
По  цвету - снег.
    По вкусу - мёд,
    Во рту он тает.
    Будто лёд.                              
(Сахар)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданиями. Любите, наверное, пить чай. Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Это – «хлебосольство». Какие слова вы слышите в этом слове? (Ответы детей.) Это слово произносят тогда, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т.е. когда человек готов поделиться всем, что у него есть в доме. Давайте проговорим это слово все вместе. Гостю рады в любой стране, Многим отличаются народы друг от друга, но у всех есть общее – мы живем на планете Земля. Это очень красивая планета. И мы должны сделать все, чтобы она стала еще краше. Люди должны беречь Землю, украшать ее. О чем мы сегодня с вами беседовали? О чайных традициях, каких стран узнали? Что интересного было на занятии? (Ответы детей.) А сейчас, я приглашаю вас к нашему хлебосольному столу. 
     Дети пьют чай с угощениями по грамзапись русских народных песен.