Технологическая карта урока по русскому языку на тему Состав слова и словообразование


Технологическая карта урока по русскому языку учителя МАОУ СОШ №38 г. Калининграда Поповцевой Н.В.

Учитель: Поповцева Наталья Васильевна
Тема: Разбор слова по составу и словообразование.
Цель урока: повторить алгоритм разбора слова по составу
Задачи:
1. Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования
2.Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор
3. Развивать умение различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова
Формируемые УУД:
предметные: закрепить и отработать алгоритм разбора слова по составу
метапредметные: формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем
Тип урока: урок -закрепление.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, парная
Оборудование:
Учебник «Русский язык» 3 класс, автор С.В. Иванов, 1 часть, издательство «Вентана-Граф», 2014 год.
Карточки для работы в группах, парах
ПК, мультимедиа, презентация.
Ход урока
Этапы работы
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся

I Орг. момент









II Актуализация знаний, постановка темы и целей урока момент

III Постановка учебной задачи

У нас урок русского языка. С какими блоками работаем на уроках русского языка? Какие задачи решаем?
- Обратите внимание на эпиграф нашего урока: “Повторенье мать ученья ”.
- Объясните значение пословицы. Пусть этот эпиграф будет девизом нашего урока (у нас урок повторения и обобщения изученного)


-Откройте учебник на с.39
-Прочитайте название блока, в котором работаем сегодня? Какие будем решать задачи? (будем открывать законы, по которым живёт язык)


Прочитайте тему урока. Сформулируйте учебную задачу
ВЫВОД: продолжим разбирать слова по составу, используя алгоритм.




Работа с эпиграфом











Формулируют учебную задачу

IV Закрепление изученного





























VФизкультминутка.

VI .Закрепление изученного

Работа в парах
1)Начнем с «Разминки для ума»-закончи предложения:
Часть слова, которая изменяется, называется
Часть слова без окончания-это..
Общая часть родственных слов называется.
Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, называется.
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется.
ВЫВОД: что у нас получилось? (на лоске получается алгоритм разбора слова по составу)
2)НА доске:
Ученик 3 класса письменно разбирал по составу слово приозёрный. (с.39, упр.1)
-Объясните, какую часть слова он искал в каждой строчке. Что он для этого делал?
-каков способ словообразования?
ВЫВОД: Алгоритм разбора слова по составу
1.Измени слово и выдели окончание.
2.Выдели основу.
3.Подбери однокоренные слова и выдели корень.
4.Найди и обозначь приставку и суффикс.

3) с.39, упр.2 (каким способом образовано слово «приморский»- находящийся у моря)



·

С.39, упр3 (проанализируйте, найдите ошибки)
1 ряд- слово подсвечник
2 ряд-слово горный
3 ряд- слово подсвечник

-Как образовалось слово подсвечник?
-Как образовалось слово горный?





Заканчивают предложения







Фронтальная работа
Последовательно перечисляют действия (опора на алгоритм)








Фронтально, с комментированием у доски
Приставочно-суффиксальным



подсвечник
1)не выделены окончания
3) дворник-другой суффикс
4)подарок-другая приставка5) не выделена основы и нулевое окончание















2 Работа в группах



























ВЫВОД: какие способы словообразования знаете?


С.40,упр.5
Группы получают инструкции:
Используя, однокоренные слова, объясни, почему животные получили такие названия. Обозначьте корни. Определите способ словообразования.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Листовёртка- их гусеница питается листьями разных растений, причём стягивают паутиною объедаемые листья в трубки или пучки.
Вуалехвостка –рыбка из Японии, хвост  необычайно длинный: иногда в 6 раз длиннее тела самой рыбки, очень широкий и такой тонкий и прозрачный, как какая-нибудь самая легкая газовая материя.
Меченосец -звучит очень грозно. Кажется, что это какое-то гигантское существо с ужасающим видом. На деле – совсем наоборот. Меченосцы – очень маленькие и безобидные рыбки. Задний плавник в виде меча.
Птицекрылка- одна из самых крупных дневных бабочек Южной Азии. Размах её крыльев – около 14 – 16 см. Благодаря своим размерам и манере полёта она и получила своё название.
Двухвостка (уховертка) - в задней части насекомого расположены два похожих на жала хвоста-щупа.

ВЫВОД: способ словообразования- сложение двух основ


горный
1)Не выделена основа
2)горький-не родственное слово
5)не выделена основа




Работают со словами –птицекрылка (бабочка),меченосец (рыба), вуалехвост (рыба), двухвостка (насекомое), листовертка (насекомое)




Рефлексия

-Какова была учебная задача?
-Достигли поставленной цели?
Дополни предложения:
-сегодня я узнал.
-я сделал..
-настроение у меня..
-я помог.
Дополняют предложения

Домашнее задание
Стр. 40,упр.4




Уголок природы - Природа - Картинки по окружающему миру15