Занятие по русскому языку Морфемика и словообразование, 1 курс

ДИСЦИПЛИНА
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК

1 курс базовой подготовки СПО по специальностям
13.02.01 Тепловые электрические станции
13.02.03 Электрические станции, сети и системы

Тема МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Разработчик: преподаватель общеобразовательных дисциплин УИФ ГБПОУ «ИЭК» Т.В.Аксенчик

Цели занятия: 1. Повторить материал, изученный в курсе дисциплины Русский язык при получении основного общего образования;
2. Закрепить навык морфемного и словообразовательного анализа;
3. Продолжить формирование учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций в ходе выполнения различных эвристических заданий

Тип занятия: комбинированное (лекция с выполнением практических заданий)

Технология, используемая на занятии: технология диалогового взаимодействия



ХОД ЗАНЯТИЯ

1. По сделанному на доске морфемному и словообразовательному разбору и наводящим вопросам преподавателя обучающиеся формулируют тему занятия.

2. Лекционный материал

МОРФЕМИКА - это раздел языкознания, который изучает типы и структуры морфем, их отношения друг другу и к слову в целом.
МОРФЕМА - это минимальная неделимая значимая часть слова.

Выделяют следующие типы морфем:

Корневая морфема – это носители лексического значения (город, шел, дом, лес пароход)
Аффиксальные морфемы
2.1. Префикс – это морфемы, которые находятся перед корневыми или другими префиксальными (пригород, некрасивый, неподвижный, понавыворачивали, по-немецки, сверхмощный)
2.2. Суффикс – (городок, домик, лесовик, учительство, кто-то)
2.3. Флексия
материально выраженная (правый)
материально невыраженная (нулевая) прав
отсутствующая (в словах без окончания) справа
Постфикс (умылся)

Слово состоит из основы и флексии.

Практическое задание

Сделать морфемный анализ слов: подснежники, мед, так, беленький, переезд, налево, накрасилась.

Лекционный материал

Словообразование – это образование производных слов от производящих.
Слово, от которого образованно другое слово, называется
производящим, а образованное от него слово производным:

Способы словообразования
1. Приставочный
делать пере-делать
играть про-играть
пуск до-пуск
2. Суффиксальный
синий син-ев-а
гордый горд-и-ть-ся
мыть мыть-ся
3. Приставочно-суффиксальный
стакан под-стакан-ник
говорить пере-говар-ива-ть-ся
бежать раз-бежать-ся
4. Бессуффиксный
ходить ход
садить сад
взрывать взрыв
5. Сложение
5.1. Сложение целых слов
диван + кровать = диван-кровать
кресло + качалка = кресло-качалка
5.2. Сложение основ с помощью соединительных гласных -о- и -е- (интерфиксы)
орден + носить = орденоносец
овощи + водить = овощевод
5.3. Сложение начальной части слова с целым словом
стенная газета стенгазета
организационные выводы оргвыводы
6. Переход слова из одной части речи в другую
столовая (прил.) столовая (сущ.)
7. Аббревиация (сложение начальных букв слов)
(сложносокращенные)
министерство внутренних дел МВД
ООН, ИЭК

Практическое задание

Сделать словообразовательный анализ слов:
Приморский, школа-интернат, белизна, беззвучный, пешеход, бант, АЗС, полдыни.

6. Закрепление пройденного материала

1. Отметьте слова, которые соответствуют следующему составу:
суффикс, окончание
прочитал.
настольный.
подводник.
некрасиво.
заброшенный.

2. Отметьте слова, которые соответствуют следующему составу:
суффикса, окончание.
выключатель.
придумал.
потихоньку.
протертый.
примеряя.

3. Отметьте слова, которые соответствуют следующему составу:
приставка, корень, суффикс, окончание.
вслепую.
несмешной.
неподвижно.
замаринованный.
невидимая.

4. Отметьте слова, которые соответствуют следующему составу:
корень, 2 суффикса, окончание.
перестройка.
подчеркивать.
шелковистый.
окружность.
примеряемый.

5. Отметьте слова, которые соответствуют следующему составу:
приставка, корень, 2 суффикса, окончание.
прочитавший.
подземный.
вырастил.
безвкусно
перекресток

6. Отметьте слова с нулевым окончанием.
красив.
смело.
возник.
сушить.
калач

7. Отметьте слова, в которых нет окончаний.
слева.
вверху.
калач.
отчаянно.
высь.

8. Отметьте слова с нулевым окончанием.
вправо.
обруч.
ночью.
верхний.
горяч.

9. Отметьте слова, в которых нет окончаний.
легко.
спокоен.
ввысь.
здание.
вкосую.

10. Отметьте слова, имеющие в своем составе два корня.
антимонопольный
трехъярусный
где-нибудь.
кое-кто.
четыреста.

11. Отметьте слова, в которых есть приставка
по-весеннему.
вничью.
мимоходом.
завхоз.
сверхскоростной.

12. Отметьте слова, образованные суффиксальным способом.
стенка.
рукавичка.
настольный.
книжка
сходить.

13. Отметьте слова, образованные приставочным способом.
подсказать
подлинный.
подогнать.
пододеяльник.
подкрасить

14. Отметьте слова, образованные суффиксальным способом.
хождение.
подснежник.
земледелие.
белизна.
синенький.

15. Отметьте слова, образованные приставочно-суффиксальным
способом.
переносица.
сверхмощный.
садоводство.
заготовитель.
Затишье.

16. Отметьте слова, образованные сложением.
пешеход.
антивоенный.
школа-интернат.
иностранка.
полстакана.

17. Отметьте слова, образованные приставочно-суффиксальным
способом.
взгорье.
приморский.
погрузить.
покрикивать.

18. Отметьте слова, образованные путем перехода из одной части речи в другую.
беззвучный.
обходить.
Раненый.
желтизна.

19. Отметьте слова, образованные бессуффиксным способом.
братик
вздох.
светло.
взрыв.
сходить.

20. Отметьте слова, образованные путем аббревиации.
самоплат.
универмаг.
ЭВМ.
вуз.
АЗС

7. Проверка и анализ выполнения теста, разбор ошибок

8. Рефлексия

ВАРИАНТ 1

Отметьте слово с нулевым окончанием.
А. Наотмашь.
Б. Сделала.
В. Нож.

Отметьте слово, которое соответствует следующему составу: приставка, корень, суффикс, окончание.
А. Прочитал.
Б. Некрасиво.
В. Настольный.

Отметьте слово, образованное суффиксальным способом.
А. Книжка.
Б. Настольный.
В. Сходить.

Отметьте слово, образованное приставочным способом.
А. Подлинный.
Б. Подсказать.
В. Пододеяльник.

Отметьте слово, образованное сложением.
А. Антивоенный.
Б. Полстакана.
В. Пешеход.
ВАРИАНТ 2

Отметьте слово с нулевым окончанием.
А. Стол.
Б. Красивый.
В. Вверх.

Отметьте слово, которое соответствуют следующему составу: приставка, корень, суффикс, окончание
А. Вслепую.
Б. Невидимая.
В. Неподвижно.

Отметьте слово, образованное суффиксальным способом.
А. Подснежник.
Б. Земледелие.
В. Синенький.

5. Отметьте слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
А. Переносица.
Б. Садоводство.
В. Заготовитель.

6. Слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую.
А. Беззвучный.
Б. Раненый.
В. Желтый.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15