Конспект урока по русскому языку на тему Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(ФГКОУ НСВУ МВД России)
Цикл гуманитарных и математических дисциплин
Учебный предмет: Русский язык
Преподаватель: Вартабедьян В.Б.
Урок № 17
Тема урока: «Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки».
Цели урока:
Повторить основные способы словообразования;
Совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора, работа со словарями.
Тип урока: комбинированный: обобщение и систематизация.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
2016-2017 учебный год
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания (обсуждение упражнений учебника)
Задания для учащихся мини-тест 1.«Проверь себя» (в рамках подготовки к ЕГЭ):
1. В каком слове произносится звук [т].
а) медь б) отдых в) посадка г) надеяться
2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
а) смеюсь б) рыдать в) приют г) съесть
3. В каком слове букв больше, чем звуков?
а) подстричь б) нежное в) каюта г) еловый
4. В каком слове звуков больше, чем букв?
а) размечтаться б) алюминиевый в) раскрепоститься г) проглоченная
5. В каком слове все согласные глухие?
а) всходы б) колесо в) поход г) редкий
2. Задание «Дай толкование слова» (см. Приложение 2) подразумевает работу с паронимами в рамках подготовки к ЕГЭ) и может проводиться как самим учителем, так и подготовленным учеником.
3. Демонстрация задания на слайде.
– В каком ряду во всех словах суффикс -ец имеет одно и то же значение?
Боец, мудрец, характерец;
испанец, немец, иностранец;
старец, хлебец, братец;
морозец, хитрец, борец.
(Верно: 2, так как обозначает название лиц по местности, национальности; в остальных случаях суффикс -ЕЦ имеет либо ласкательное значение, либо иронический оттенок.)
Вступительное слово учителя.
Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и многообразием. По подсчётам современных лингвистов, 90 % слов нашего языка являются производными, то есть 9 из 10 слов имеют смысловые и экспрессивные оттенки.
Поэтому цель урока – познакомиться с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, или узнать, как «работают» на расширение поэтического словаря приставки, корни, суффиксы.
Повторение темы «Словообразование»
- Что изучается в разделе «Словообразование»?
- Какие способы словообразования вы знаете? (называем и приводим примеры)
Остановимся на способах словообразования подробнее.
Приставочный – готовить-приготовитьСуффиксальный –почитать – почтение (суффикс прибавляется не к исходному слову, а к его основе, причем основа может видоизменяться (отсекается ее часть, происходит чередование звуков
Приставочно-суффиксальный – свеча- подсвечник
Бессуфиксный: от исходного слова отбрасывается окончание или суффикс вместе с окончанием – зеленый- зелень, укорять- укор.
Сложение: театр-студия, детсад, турпоход, вуз, МХАТ, древнегреческий, англо-русский и т.д.Переход из одной части речи в другую: Он поступил в военный институт. Мой дядя – военный.
V.Словообразовательный анализ
При словообразовательном анализе очень важно не просто найти однокоренное, а определить ближайшее слово, от которого и образовано данное слово. Иначе нарушится словообразовательная цепочка.
Возьмем слово снег, строим словообразовательную цепочку:снег-снежный-бесснежный.
При словообразовательном анализе очень важно учитывать значение слова. Например, слово почтение (от слова почет, почитать, почтить, почитатель, почтенный). Историческая приставка давно срослась с корнем и в современном русском языке не выделяется: слово почет состоит из одного корня. Почтение произошло от слова почитать с помощью суффикса –ени-.
Заметим, что глагол почитать имеет пару-омоним, образованный приставочным способом от глагола читать.
Во многих случаях необходимо обращаться к специальным словарям, например, к «Школьному словообразовательному словарю» А.Н.Тихонова. Дело в том, что в процессе развития языка происходят структурные изменения слов.
Так, в слове позор (корень), пожар (корень), хотя с этимологической точки зрения выделяются другие корни. Но в современном русском языке рассматриваемые слова стали неразложимыми, корневыми, корень поглотил приставку.
V1. Практические задания.
1) Осложнённое списывание (Приложение 1)
Демонстрация текста на слайде.
[Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.]
Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет угодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская… Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?
Задание к тексту.
– Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. (Выполнение работы.)
Самопроверка по восстановленному тексту. Демонстрация текста на слайде.
«– Вот я тебя как высеку…
– Как милости вашей будет угодно, – отвечал на всё согласный Селифан, – коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь; коли за дело, на то и воля господская… Оно нужно посечь, потому что мужик балуется… Коли за дело, то и посеки; почему же не посечь?»
– Объяснить вставленные орфограммы.
– Какая разница в значении слов высечь и посечь? (Гоголевский Селифан определяет для себя более лёгкое наказание, заменяя господское «высечь» на своё «посечь».)
2) Работа со словарями.
– Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря приставке: приставка по- образует глаголы со значением незначительной или неполной меры действия, совершаемого в течение короткого времени. Приставка вы- означает исчерпанность действия, достижение чего-нибудь.)
3) упражнение 77
4)Определите способ образования слов (рассвет (бессуффиксный- разбираем), снегопад, быстрорастворимый, интернет-магазин, ВВЦ, зарплата.
5) Из предложений 4-5 текста Л.М.Леонова выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом (в рамках реализации заданий ЕГЭ).
(4) Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей любимой проездом в действующую армию?...
Тест
В каком слове нет суффикса –к–?
1)стройка 2)доска(дощечка) 3)ирландка 4)ушко
2. В каком слове есть суффикс – ик- со значением «маленький»
1)ключик 2)плотник 3)вареник 4)зяблик
3. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания
1)недобрый 2)по-матросски 3)заречный 4)посмотрю
6. Приложение 1 (если останется время) комплексный анализ текста: стихотворение М.Цветаевой « Расстояние…версты, мили» (можно использовать на любом уроке, посвященному теме «Словообразование»)

VI1. Домашнее задание: упражнения №78, №81
Преподаватель Вартабедьян В.Б.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(ФГКОУ НСВУ МВД России)
Цикл гуманитарных и математических дисциплин
Учебный предмет: Русский язык
Преподаватель: Вартабедьян В.Б.
Урок № 17
Тема урока: «Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки».
Цели урока:
Повторить основные способы словообразования;
Совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора, работа со словарями.
Тип урока: комбинированный: обобщение и систематизация.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Задания для учащихся: мини-тесты «Проверь себя» (в рамках подготовки к ЕГЭ):
Вступительное слово учителя.
Словообразовательный анализ
Практические задания.
Домашнее задание
2016-2017 учебный год