Конспект урока по русскому языку по теме Словообразование имен прилагательных


Тема: Словообразование имен прилагательных
Оформление записей в тетради: число, классная работа.
Терминологический диктант+карточкиМорфема, приставка, корень, суффикс, основа, словообразование.
(1 ученик — у доски, остальные — в тетради; параллельно 3 ученика работают на карточках)
Карточка.
Найти имена прилагательные в тексте и выделить их как члены предложения.
Осина дает осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у нее чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костер. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях.
- Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование)
-Сформулируйте тему нашего урока. (Словообразование имен прилагательных)
- А для чего нам необходимо знать, как образовано прилагательное? (Для правильного написания)
- Цель нашего урока: понять, как могут быть образованы прилагательные, и научиться находить морфемы в словах
- С помощью каких морфем образуются новые слова в языке?
- А какую информацию о слове нам дает такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова)
- А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова)
Работа по учебнику.
Рассмотрим схемы словообразования прилагательных на стр. 91. (Ответы учащихся)
- Те, кто работал по карточкам, давайте вернемся к тексту и найдем имена прилагательные, образованные одним из способов.
(нарядный, пурпурный, лимонный, великолепный, лесных)
- Эти слова построены по одной словообразовательной модели? По какой?
-Суффиксальный способ образования прилагательных самый распространенный.
Приставочный способ образования менее распространен. Чаще всего употребляются следующие приставки для образования прилагательных от прилагательных:
1) не-, небез-: негромкий, необычный;
2) пре-: предобрый;
3) без- (бес-): безголосый, безусый, бесхвостый;
4) сверх-: сверхзвуковой, сверхскоростной.
- Какой же следующий способ образования прилагательных? (Приставочно- суффиксальный). Каким образом образуются новые прилагательные в нем?
- И чтобы немного отдохнуть и закрепить свои знания о способах словообразования давайте проведем небольшую физ. Минутку.
Я вам буду называть слова, вы должны будете определить часть речи и если это прилагательное, то определить способ словообразования из тех 3, которые мы свами уже разобрали.
Если это не имя прилагательное, то вы стоите неподвижно.
Если это прилагательное и оно образовано
- суффиксальным способом, то вы хлопаете в ладоши один раз
- приставочным способом, то присаживаетесь на корточки
- приставочно-суффиксальным, то хлопаете и присаживаетесь одновременно
Безработный, выключатель, бессмысленный, выключатель, нехороший, высказать, безграмотный, переводной, подставить, по-старому, соавтор, собеседование, заморский, содействовать, наручные, хлебобулочное.- Спасибо, присаживайтесь. К какому способу словообразования относится последнее прилагательное? Посмотрите в учебнике.
Правильно, сложение с соединительной гласной.
И последний способ словообразования....сложение с соединительной гласной с одновременным присоединением суффикса.
Работа по рядам (по карточкам)
Проведите морфемный анализ прилагательных и определите способ их словообразования.
1 карточка Зазеркалье, осенний, неясная, взрывоопасная, волшебный, вода
2 карточка Грибная, безопасный, бледнолицый, несчастная, бесконечный, море
3 карточка Трудный, немецко-русский (словарь), некрасивый, непоседливый, черно- белый, нос
Давайте теперь подведем с вами итог.
- о словообразовании какой части речи мы говорили с вами на сегодняшнем уроке?
- какие способы словообразования мы с вами вспомнили?
- какой из способов словообразования наиболее распространен?
Домашнее задание
Составить тест по теме «Словообразование имен прилагательных» из 5 вопросов, к каждому должно быть 4 варианта ответа, один из которых правильный.