Урок русского языка на тему Словообразование имён прилагательных. Правописание о — е в суффиксах имён прилагательных (6 класс)

ГБОУ РК «Феодосийская санаторная школа-интернат»


Открытый урок русского языка в 6 классе



Словообразование имён прилагательных.
Буквы О//Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.














Шостак Наталия Петровна,
учитель русского языка
и литературы




Феодосия
2017

6 класс. Русский язык.
Тема. Словообразование имён прилагательных. Буквы О//Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
Цели: освоение способа действия при определении способа словообразования имён прилагательных и выборе гласных О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
Задачи урока:  Образовательные: 
Выявить условия выбора гласных О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных ;
Формировать навык написания орфограммы;
Повторить морфемный разбор слов;
Развить умение формулировать определение понятий;
Обогащать словарный запас учащихся;
Совершенствовать орфографические умения.
Развивающие: 
Осуществление системно-деятельностного подхода;
Развитие внимания;
Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение находить и применять новые знания, опираясь на уже известное;
развитие умения выполнять работу самостоятельно;
формирование логических умений;
развитие различных типов мышления в противовес клиповому.

Воспитательные: 
Воспитание интереса и уважения к родному краю;
Воспитание ценностного отношения к слову;
Развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:  Личностные: 
Уважительное отношение к родному краю;
Стремление к речевому самосовершенствованию;
Пополнение словарного запаса;
Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:  1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;  2. Взаимодействие с товарищем в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 
Предметные:  1. Развитие творческой самостоятельности;  2. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;  3. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;  5. Проведение морфемного анализа слов.  Основные понятия: приставка, суффикс, морфема, орфограмма, способы словообразования.  Тип урока: "открытие" новых знаний  Технологии: здоровьесберегающего, дифференцированного, проблемного обучения


Ход урока:

1.Организационный момент. Актуализация. Мотивация. Определение темы. Постановка цели и задач урока.
Учитель.
Добрый день, ребята. Меня зовут Наталия Петровна. Сегодня урок русского языка проведу я.
Проверьте, все ли готовы к уроку? У вас должны быть учебники, ручки простые карандаши и тетради. На партах листы самооценки. С ними работать вы будете по моей команде.
- Как настроение?
- У меня отличное. Тогда за работу!. И за отличными оценками!
Перед вами небольшой текст, который был написан шестиклассником 30 лет назад! О человеке, который его написал я расскажу в конце урока. Кто сможет выразительно его прочитать? (ученик получает смайлик).
Ученик.
Полуостров Крым. Природа его удивительная! Восточную часть занимает степь, а на юге – горы, которые спускаются прямо к морю. Прибрежную зону занимают санатории, детские лагеря и дачные участки с небольшими домиками. Зимой вид у них невесёлый. Но всё-таки хорошо гулять здесь на свежем воздухе. Здорово ощущать запах могучего кипариса и наблюдать кумачёвый закат солнца над горой Ай-Петри! Люблю наш Крым!
В тексте есть речевая ошибка. Повторение одного и того же слова. Найдите её. Как можно было избежать этой ошибки. Представляете, мы исправляем ошибку 30-летней давности. А почему её допустил ученик? Каких знаний ему не хватило?
Ребята в одном из слов спряталась орфографическая ошибка, но найти её мы сможем только после изучения новой темы.
Учитель.
О чём текст? Как он связан с сегодняшним днём? А что обозначает слово КУМАЧОВЫЙ? Подсказка есть в учебнике.
Обратите внимание на выделенные чёрным слова. Какой частью речи они выражены?
- Что вы знаете об имени прилагательном?
- Части речи изучаются в разделе «Морфология». А что такое морфема? (Повесить подсказку)
Какие из этих морфем являются словообразовательными?

Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. И слова так, как на доске.
Поставьте в них ударение.
Выделите в них словообразовательные морфемы (у доски 3 человека).
Какими способами образованы эти прилагательные? (запишите, как я).
Как вы думаете, какую тему урока мы сейчас рассматриваем?
Запишите, как на доске.


Дачные невесёлый прибрежную

Суффиксальный приставочный приставочно-суффиксальный

Способы словообразования имён прилагательных
Учитель.
Так какими способами чаще всего образуются имена прилагательные?
Какие действия мы выполнили, чтобы это понять?
Какие знания нам помогли в этом?
Учитель.
А теперь откройте учебник с. 18 и посмотрите, мы правы или нет?
Ребята, вы такие молодцы! Вы сами выучили первую часть нашей темы. Какой вывод. (чтобы определить способ словообразования прилагательного нужно: 1) выписать прилагательное, 2) выделить словообразовательную морфему, 3) определить способ словообразования. Посмотрите в листы самооценки: те, кто отвечали устно поставьте + в колонке «отвечал устно».
Закрепляем. Объявляется «немое задание». Вы должны внимательно прочитать, что нужно сделать в упражнении и выполнить его так, как вы поняли, не задавая мне вопрос. Это задание не на скорость, а на внимательность! На него у вас есть 3 минуты. Даже если вы выполните только часть задания, но правильно, сможете поставить себе плюс в лист самооценки.

Запишите имя прилагательное. Обозначьте словообразующие морфемы (суффикс, приставку). Определите способ образования прилагательных.

Снежный -
Предобрый -
Пришкольный -

Учитель. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга. Не забудьте поставить себе плюсик, кто справился с работой.

ФИЗМИНУТКА

Посмотрите на с.19 вашего учебника. Какое правило, мы ещё не рассмотрели? Прочитайте сначала самостоятельно. Кто его понял, поднимите руку.
Для чего нам нужно знать это правило?

На доске такие же примеры, как в учебнике. Запишите их в тетрадь. Кто у доски объяснит в каких случаях мы пишем О, а в каких Ё в суффиксах имён прилагательных?
А вам не кажется, что что-то похожее вы уже учили? В какой теме? (имена существительные).

У нас в классе заблудились две гусеницы. Одна из них везёт слова с орфограммой О//Ё после шипящих и ц в существительных, а одна – в прилагательных. Помогите им попасть на доску! Какие слова привезли гусеницы? Объясните их правописание.

Молодцы!
Подытожим:
Какие темы мы сегодня рассмотрели?
Кто расскажет у доски о способах словообразования прилагательных.
Кто нам напомнит когда в суффиксах прилагательных мы пишем О, а когда Ё.

Рефлексия.
Тест
1. Найдите прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Настольный
Лебединый
2. Найдите прилагательное, образованное суффиксальным способом.
Лебединый
Напольный
3.В каком слове на месте пропуска надо писать О
Кумачвый
Ключвой
Ситцвый
4. В каком слове на месте пропуска надо писать Е.
Камышвый
Ежвый
Вещвой
5. Найдите ошибку в слове.
Дворцевая
Ежовый
Лицевая.

Поменяйтесь тестами и проверьте их.

Мы завершаем работу с листами самооценки. Поставьте плюс, если в тесте нет ошибок.

Запишите домашнее задание. Упражнение 332. Посмотрите что нужно сделать и задайте вопросы, если задание не понятно!

Ребята, наш урок начинался текстом о Крыме не случайно. Его написал мальчик, которому сейчас уже около сорока лет. Он альпинист. Покорил много вершин мира. Но первой его горой, была гора Ай-Петри. А приехав 30 лет назад в Крым, он навсегда влюбился в этот край и когда вырос, то переехал сюда жить. И сейчас работает тренером по туризму. Д.С.Иванник. Так что вы смело можете гордиться тем, что живёте в таком живописном месте.
Вместе со мной вы совершили подъём на гору знаний. На ваших столах вагончики канатной дороги. Если у Вас не осталось никаких вопросов и темы понятны, поставьте вагончик вверху, если остались вопросы и сомнения, на серединке горы, а если тема не понятна, было трудно, то внизу.
За активность я ставлю 5
4
Принесите дневники.
Спасибо за урок!




























Приложение
Полуостров Крым. Природа его удивительная! Восточную часть занимает степь, а на юге – горы, которые спускаются прямо к морю. Прибрежную зону занимают санатории, детские лагеря и дачные участки с небольшими домиками. Зимой вид у них невесёлый. Но всё-таки хорошо гулять здесь на свежем воздухе. Здорово ощущать запах могучего кипариса и наблюдать кумачёвый закат солнца над горой Ай-Петри! Люблю наш Крым!


Полуостров Крым. Природа его удивительная! Восточную часть занимает степь, а на юге – горы, которые спускаются прямо к морю. Прибрежную зону занимают санатории, детские лагеря и дачные участки с небольшими домиками. Зимой вид у них невесёлый. Но всё-таки хорошо гулять здесь на свежем воздухе. Здорово ощущать запах могучего кипариса и наблюдать кумачёвый закат солнца над горой Ай-Петри! Люблю наш Крым!


Полуостров Крым. Природа его удивительная! Восточную часть занимает степь, а на юге – горы, которые спускаются прямо к морю. Прибрежную зону занимают санатории, детские лагеря и дачные участки с небольшими домиками. Зимой вид у них невесёлый. Но всё-таки хорошо гулять здесь на свежем воздухе. Здорово ощущать запах могучего кипариса и наблюдать кумачёвый закат солнца над горой Ай-Петри! Люблю наш Крым!


Полуостров Крым. Природа его удивительная! Восточную часть занимает степь, а на юге – горы, которые спускаются прямо к морю. Прибрежную зону занимают санатории, детские лагеря и дачные участки с небольшими домиками. Зимой вид у них невесёлый. Но всё-таки хорошо гулять здесь на свежем воздухе. Здорово ощущать запах могучего кипариса и наблюдать кумачёвый закат солнца над горой Ай-Петри! Люблю наш Крым!

Запишите имя прилагательное. Обозначьте словообразующие морфемы (суффикс, приставку). Определите способ образования прилагательных.

Снежный -
Предобрый -
Пришкольный –

Запишите имя прилагательное. Обозначьте словообразующие морфемы (суффикс, приставку). Определите способ образования прилагательных.

Снежный -
Предобрый -
Пришкольный -

Запишите имя прилагательное. Обозначьте словообразующие морфемы (суффикс, приставку). Определите способ образования прилагательных.

Снежный -
Предобрый -
Пришкольный -


Запишите имя прилагательное. Обозначьте словообразующие морфемы (суффикс, приставку). Определите способ образования прилагательных.

Снежный -
Предобрый -
Пришкольный -

Запишите имя прилагательное. Обозначьте словообразующие морфемы (суффикс, приставку). Определите способ образования прилагательных.

Снежный -
Предобрый -
Пришкольный -

Запишите имя прилагательное. Обозначьте словообразующие морфемы (суффикс, приставку). Определите способ образования прилагательных.

Снежный -
Предобрый -
Пришкольный -


Тест
1. Найдите прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Настольный
Лебединый
2. Найдите прилагательное, образованное суффиксальным способом.
Лебединый
Напольный
3.В каком слове на месте пропуска надо писать О
Кумачвый
Ключвой
4. В каком слове на месте пропуска надо писать Е.
Камышвый
Вещвой
5. Найдите ошибку в слове.
Дворцевая
Ежовый

Тест
1. Найдите прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Настольный
Лебединый
2. Найдите прилагательное, образованное суффиксальным способом.
Лебединый
Напольный
3.В каком слове на месте пропуска надо писать О
Кумачвый
Ключвой
4. В каком слове на месте пропуска надо писать Е.
Камышвый
Вещвой
5. Найдите ошибку в слове.
Дворцевая
Ежовый

Тест
1. Найдите прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Настольный
Лебединый
2. Найдите прилагательное, образованное суффиксальным способом.
Лебединый
Напольный
3.В каком слове на месте пропуска надо писать О
Кумачвый
Ключвой
4. В каком слове на месте пропуска надо писать Е.
Камышвый
Вещвой
5. Найдите ошибку в слове.
Дворцевая
Ежовый


1.Организационный момент. Актуализация. Мотивация. Определение темы. Постановка цели и задач урока.
Учитель.
Добрый день, ребята. Меня зовут Наталия Петровна. Сегодня урок русского языка проведу я.
Проверьте, все ли готовы к уроку? У вас должны быть учебники, ручки простые карандаши и тетради. На партах листы самооценки. С ними работать вы будете по моей команде.
- Как настроение?
- У меня отличное. Тогда за работу!. И за отличными оценками!
Перед вами небольшой текст, который был написан шестиклассником 30 лет назад! О человеке, который его написал я расскажу в конце урока.

Полуостров Крым. Природа его удивительная! Восточную часть занимает степь, а на юге – горы, которые спускаются прямо к морю. Прибрежную зону занимают санатории, детские лагеря и дачные участки с небольшими домиками. Зимой вид у них невесёлый. Но всё-таки хорошо гулять здесь на свежем воздухе. Здорово ощущать запах могучего кипариса и наблюдать кумачёвый закат солнца над горой Ай-Петри! Люблю наш Крым!

В тексте есть речевая ошибка. Повторение одного и того же слова. Найдите её. Как можно было избежать этой ошибки. Представляете, мы исправляем ошибку 30-летней давности. А почему её допустил ученик? Каких знаний ему не хватило?
Ребята в одном из слов спряталась орфографическая ошибка, но найти её мы сможем только после изучения новой темы.
Учитель.
О чём текст? Как он связан с сегодняшним днём? А что обозначает слово КУМАЧОВЫЙ? Подсказка есть в учебнике. С.19
Обратите внимание на выделенные чёрным слова. Какой частью речи они выражены?
- Что вы знаете об имени прилагательном?
- Части речи изучаются в разделе «Морфология». А что такое морфема? (Повесить подсказку)
Какие из этих морфем являются словообразовательными?



Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. И слова так, как на доске.
Выделите в них словообразовательные морфемы (у доски 3 человека).
Какими способами образованы эти прилагательные? (запишите, как я).
Итак, мы выделили морфемы, определили способсловообразования
Как вы думаете, какую тему урока мы сейчас рассматриваем?
Запишите, как на доске.


Дачные невесёлый прибрежную

Суффиксальный приставочный приставочно-
суффиксальный

Способы словообразования имён прилагательных
Ребята, у нас получилась схема-подсказка!



А теперь откройте учебник с. 18 и посмотрите, мы правы или нет?
Ребята, вы такие молодцы! Вы сами выучили первую часть нашей темы. Какой вывод. (чтобы определить способ словообразования прилагательного нужно:
1) выписать прилагательное,
2) выделить словообразовательную морфему,
3) определить способ словообразования.
Посмотрите в листы самооценки: те, кто отвечали устно, поставьте + в колонке «отвечал устно».









Закрепляем.
Объявляется «немое задание». Вы должны внимательно прочитать, что нужно сделать в упражнении и выполнить его так, как вы поняли, не задавая мне вопрос. Это задание на внимательность! На него у вас есть 2 минуты. Даже если вы выполните только часть задания, но правильно, сможете поставить себе плюс в лист самооценки.

Запишите имя прилагательное. Обозначьте словообразующие морфемы (суффикс, приставку). Определите способ образования прилагательных.

Снежный - суффиксальный
Предобрый - приставочный
Пришкольный – приставочно-суффиксальный

Учитель. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга. Не забудьте поставить себе плюсик, кто справился с работой.

ФИЗМИНУТКА




Посмотрите на с.19 вашего учебника. Какое правило, мы ещё не рассмотрели? Читаем. Кто его понял, поднимите руку.
Для чего нам нужно знать это правило?

На доске такие же примеры, как в учебнике. Запишите их в тетрадь.
Что нужно сделать, чтобы правильно вставить букву в суффиксах имён прилагательных? (ударение – буква)

А вам не кажется, что что-то похожее вы уже учили? В какой теме? (имена существительные).

У нас в классе гусеницы растеряли слова. Одна из них везла прилагательные с О после шипящих, а другая с Ё. Помогите им попасть на доску! Какие слова привезли гусеницы? Объясните их правописание.

А кто нашёл орфографическую ошибку в тексте?!


Молодцы!
Подытожим:
Какие темы мы сегодня рассмотрели?

Рефлексия.
Тест
1. Найдите прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Настольный
Лебединый
2. Найдите прилагательное, образованное суффиксальным способом.
Лебединый
Напольный
3.В каком слове на месте пропуска надо писать О
Кумачвый
Ключвой
4. В каком слове на месте пропуска надо писать Е.
Камышвый
Вещвой
5. Найдите ошибку в слове.
Дворцевая
Ежовый

Поменяйтесь тестами и проверьте их.



Мы завершаем работу с листами самооценки. Поставьте плюс, если в тесте нет ошибок и + в последней колонке, если работа в тетради выполнена аккуратно.

Запишите домашнее задание. Упражнение 332. Внимательно дома прочтёте, что нужно сделать!











Ребята, наш урок начинался текстом о Крыме не случайно.
Его написал мальчик, которому сейчас уже около сорока лет.
Он альпинист.
Покорил много вершин мира.
Но первой его горой, была гора Ай-Петри.
И сейчас он исполнил свою мечту и переехал жить в Крым, работает тренером по туризму. Д.С.Иванник.
Так что вы смело можете гордиться тем, что живёте в таком живописном месте.


Вместе со мной вы совершили подъём на гору знаний.
На ваших столах вагончики канатной дороги.
- Если у Вас не осталось никаких вопросов и темы понятны, поставьте вагончик вверху,
- если остались вопросы и сомнения, на серединке горы,
- если тема не понятна, было трудно, то внизу.

За активность я ставлю 5
4
Принесите дневники.
Спасибо за урок!


15