Конспект урока русского языка Повторение изученного в разделе Морфемика. Словообразование и орфография (5 класс)


Урок на тему: «Повторение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование и орфография»
Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Тип: урок с использованием активных форм работ.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Морфемика. Словообразование и
орфография»; совершенствовать орфографические, пунктуационные и речевые
умения и навыки.
Задачи урока:
1) образовательная:
- систематизировать полученные на предыдущих уроках знания по теме «Морфемика.
Словообразование и орфография»;
2) развивающие:
- формировать орфографическую зоркость;
- совершенствовать навыки правописания;
- формировать нормы правильной литературной речи;
- расширять лексикон учащихся;
3) воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к учению;
- формировать навыки самоконтроля;
- формировать интерес к предмету,
- воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову,
- создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного
общения.

Эпиграф к уроку:
Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила (а их множество), но необходимо, чтобы он привык мгновенно выполнять их. (К. Д. Ушинский).
Оборудование: презентация, раздаточный материал для групповой работы.
Ход урока:
Организационный момент. 1мин.
Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся):
- Дети, вам тепло? (Да!)
- В классе светло? (Да!)
- Прозвенел уже звонок? (Да!)
- Уже закончился урок? (Нет!)
- Только начался урок? (Да!)
- Хотите учиться? (Да!)
- Значит можно вам садиться!
Записываем число, классная работа.
II.Вступительное слово учителя.
- Ребята, у нас сегодня урок обобщения и повторения изученного по теме «Морфемика. Словообразование и орфография». Запишите тему урока в тетради. Перед нами стоит цель: повторить порядок морфемного и словообразовательного разборов, способы образования слов и орфограммы, которые были изучены в данных разделах.
III. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, что изучает раздел науки о языке «Словообразование» (состав слова и способы образования слов).
- С каким разделом языка тесно соприкасается этот раздел науки о языке? (с орфографией).
- Каким образом связано словообразование с орфографией? (мы должны правильно писать в словах приставки, корни, суффиксы, окончания).
Работа с эпиграфом.
- Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Какой смысл вкладывает в эти слова автор строк?
IV. Задания на закрепление изученного материала.
Выборочный диктант
1. Запишите слово с проверяемой безударной гласной в корне: коса, коснуться, загар, вымокнуть.
2. Выпишите слово с приставкой ПРЕ -: приседать, преувеличение, привычка, пришкольный.
3. Выпишите слово с чередующейся гласной О: огород, загорелый, город, роса.
4. Выписать слово с соединительной гласной Е: лесостепь, пешеход, баснописец, цветоводство.
5. Выпишите слово с буквой И после приставки: безынтересный, предынфарктный,
межинститутский, обыскать.
2. Слово учителя. Словообразование в русском языке – один из важнейших источников пополнения словарного запаса… Казалось бы, корень и две словообразующие морфемы. Но ученые – лингвисты подсчитали, 90% слов в русском языке образованы с помощью приставок и суффиксов.Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.
3. Работа в микрогруппах. В каждой группе есть командир (более подготовленный учащийся), который озвучивает задания для своей группы. На обсуждение ответов дается несколько минут (5-7 минут).
Задание 1: устная орфографическая разминка. Командир группы называет слово поочередно учащимся и каждый объясняет написание слова с орфограммой.
Пр…вратить, пр…отличный, пр…морский, пр…одолеть, пр…шить, пр…быть в город, пр…бывать в задумчивости, пр…мер, пр…пятствие, пр…лечь, прик…саться, к...снуться, ог…рок, заг...релый, под…грать, сверх…нтересный, дез..нформация, пред…дущий, с..грать, пр…ёмник, вым..кнуть под дождем, обм..кнуть в сметану.
Задание 2: сконструировать слово для игры «Собери слово» по образцу. Например,
От слова пришил взять приставку,
от слова полет корень, прилетит
от слова свистит взять окончание.
Задание 3: указать способ образования слов, придумать и записать по 1-2 примеру на каждый способ.
Наводнение, поискать, каменистый, бег, человеческий, сберкасса, подсвечник, турпоход.
- Ребята, а что вы знаете о переходе одной части речи в другую? Приведите примеры.
4. Коллективная работа:
- Отгадаем слова по их лексическому значению:
1) Специалист по разведению садов. (садовод)2) Локомотив с паровым двигателем. (паровоз)3) Канал для вывода дыма из трубы. (дымоход)4) Русская народная игра-пляска. (хоровод)5) Лес, поваленный бурей. (бурелом)6) Летательный аппарат. (самолёт)7) Огнестрельное оружие. (пулемёт)
Каким способом образованы эти слова? (сложение основ)
Задание классу: выполним на доске морфемный и словообразовательный разбор слова пришкольный.
Вывод: словообразовательный разбор не требует разбора слова по составу, важно указать только ту часть слова, которая появляется при образовании; для этого необходимо правильно определить исходноеслово.
Слово учителя:
- Ребята, давайте посмотрим на слова, записанные на доске вдохнуть и вздохнуть.Что интересного в этих словах? Сравним эти однокоренные слова с различными приставками. Ребята, такие слова называются паронимы – это разные по значению слова, близкие по произношению, лексико- грамматической принадлежности и по родству корней.... Давайте составим словосочетания с этими паронимами.
Вдохнуть (вдыхать) – вздохнуть (вздыхать) Вдохнуть. Вобрать дыханием: вдохнуть свежий воздух, кислород, дым, запах цветов. В переносном значении: вдохнуть силы в товарища. Вздохнуть. Делать вздохи: вздохнуть с облегчением: а также: отдохнуть, передохнуть: вздохнуть после беготни. 
- Ребята, а кто может назвать пару слов, которые в русском языке называются паронимами? (Возможные ответы: гарантийный – гарантированный, доверительный – доверчивый, единичный – единственный, жесткость – жестокость, жизненный – житейский, добротный – добрый).
Вывод: Умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем, поможет избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.
V. Тестирование по теме правописания приставок пре- и при-. Презентация.
VI. Итоги урока (рефлексия):
- Итак, пора подвести итоги и сделать выводы. С работой вы справились хорошо. Я довольна вами и
надеюсь, что с контрольной работой у вас не возникнет проблем, а дома продолжите подготовку.
- Что же изучают разделы русского языка «Морфемика и словообразование?»
- Что понравилось на уроке?
- Что было трудно? Что нового мы узнали на уроке?
VII. Домашнее задание: на оценку «5» три задания, на оценку «4» – два.
Объяснить смысл выражения: «Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила (а их множество), но необходимо, чтобы он привык мгновенно выполнять их». Записать не менее 5 предложений.
2. Записать пары паронимов и их значения.
3. Составить словарный диктант из 20 слов по изученным орфограммам.