Открытый урок по русскому языку на тему Глагол как часть речи. Роль глаголов в языке


Горловская общеобразовательная санаторная школа-интернат І-ІІ ступеней № 9
Методическая разработка урока русского языка по теме:
"Глагол как часть речи. Роль глаголов в языке"
/ 4 класс /
Учитель начальных классов
Бузулуцкая Е. В.
2016г
Цели: систематизировать знания о глаголе; формировать умение правильно употреблять их в речи, определять время, число; повторить знания о правописании изученных орфограмм; активизировать познавательную деятельность; развивать внимание, устную и письменную речь; расширять кругозор; воспитывать умение работать коллективно; чувство товарищества; интерес к предмету.
Оборудование: карточки для работы в группах; карточки для индивидуальной работы; карточки-помощники; карточки словарных слов, музыкальная запись.
Ход урока
І Организационный момент.
ІІ Сообщение темы и задач урока.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение частей речи, но сначала повторим написание некоторых соединений и словарных слов.
ІІІ Актуализация опорных знаний.
( Некоторые учащиеся работают по индивидуальным карточкам )
Минутка чистописания: тр
трещина трос трасса
(Объяснить слово трос. В какую группу объединим данные слова? Почему?
Обозначить склонение. В каком слове звуков меньше, чем букв? )
Словарная работа: директор, космонавт, командир
( Подберите к данным именам существительным имена прилагательные.)
Орфографическая минутка. Объяснительный диктант.
-А сейчас, давайте, вспомним какие орфограммы могут встречаться при написании некоторых слов.
Сторона, ночь, червивый, грустный, чудесный, приехал, связка, вершина, свистеть, пушинка, стучать, прекрасный, известный, съехать. -Назовите имена существительные.
-Назовите имена прилагательные.
( Разобрать имена прилагательные по составу. Подобрать к слову грустный антоним. Назвать имена прилагательные синонимы и дополнить синонимический ряд) -Итак, мы назвали имена существительные и имена прилагательные, а какие слова не вошли в эти группы? Почему?
-Чем они отличаются от других частей речи?
-Сегодня мы вспомним всё, что знаем о глаголе, а на последующих уроках эти знания будем расширять.
ІV Систематизация знаний о глаголе.
1. Упражнение «Объяснялочка».
-Ребята, вам хотелось бы узнать почему эта часть речи получила такое название?
Термин «Глагол»- в переводе с латинского значит «слово, речь».Наши предки рассматривали его как слово из слов, т.е. важнейшее слово. Ведь без глагола не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.
-Для чего нужны глаголы, какую роль выполняют в нашей речи?
Чтобы ответить на этот вопрос выполним следующее задание.
2. Работа с текстом.
( текст написан на доске )
Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом. Мышка в траве.
-Что вас удивило? Полностью понятен смысл текста? / ответы детей /
-Я согласна, что в тексте нет действий, он неживой.
Давайте оживим картину, добавив в каждое предложение действие.
/дети корректируют текст и записывают в тетради /
Наступило утро. Взошло сонце. Ожил лес. Проснулись лесные жители. Запел голосистый соловей. Застучал трудолюбивый дятел. Умылся зайчик под кустом. Зашуршала мышка в траве.
-Какова же роль глаголов? / ответы детей /
-Да, глаголы оживляют речь, помогают более точно передать смысл.
-Продолжим работу по исследованию глагола. Разберём предложения нашого текста по членам предложения. / Выборочно /
-Каким членом предложения является глагол?/ ответы детей /
3.Работа по учебнику.
-Мы всегда говорим, что глагол –это часть речи и обозначает действие предмета, а задумывались вы над тем, сколько разных значений действия имеет глагол?
-Упражнение № 140 с.68
/ назвать глаголы по группам; записать глаголы со значением « звучания» и дописать ещё 3 своих глагола/
4.Работа со стихотворением. / Читает подготовленный ученик /
За столом сказала мать:
-Хватит языком болтать.
А сынишка осторожно -А болтать ногами можно?
-Какой глагол встречается дважды?
-Одинаковое значение он имеет?
-Объясните « болтать языком», «болтать ногами».
5.Музыкальная физминутка6. Изменение глаголов по числам.
-На доске написаны глаголы. По какому принципу их можно разбить на две группы?
Кричали, стучал, рисовала, мыли, варили, ловил, стирала, клеили.
-Сейчас мы поиграем в игру «Кидок».
Летела, прыгала, шумела, ехал, читала, плавал, убирала, пел, мастерил.
/ Учащиеся делают вывод /
7. Изменение глаголов по временам.
- Упражнение № 146
/ Учащиеся делают вывод /
-Записать глаголы, изменить по временам.
Спать - …
Читать - …
8. Работа в группах.
- Ребята, от наших предков нам достались интересные высказывания, которыми мы пользуемся до сих пор. Давайте попробуем заменить их глаголами.
( Каждой группе даётся карточка с тремя высказываниями. )1.Надуть губы-… 2.Повесить голову-.. 3.Зарубить на носу-…
Распустить руки-… Совать нос-… Обвести вокруг пальца-…
Клевать носом-.... Выбиться из сил-… Бежать со всех ног-…
10. Составление куста «Ассоциаций»
-Давайте подведём итог и ещё раз скажем, что мы знаем о глаголе.

Глагол – это…
Обозначает …
Отвечает на вопросы …
В предложении является …
Связан с …
Изменяется по …
V Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание. /Упр. № 143./