Урок по естествознанию на тему Материки и острова (5 класс)

Урок
Класс: 5
Предмет: естествознание
Учитель: Будник А.Ю.
Тема: Материки и острова
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
Образовательная: Начать формирование у учащихся представление о материках Земли, разнообразии их природы. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля. 
Развивающая: Продолжить формирование у учащихся умения работать с картой и атласом, находить на материки и крупные острова. Развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.
Воспитательная: воспитания чувства интереса к открытиям на уроке, коммуникативность на уроке, самоконтроля и дисциплины. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Оборудование: Ребусы, карточки, презентация «Материки и острова», видеоролик «Пять рекордов шести материков» физическая карта полушарий.

ХОД УРОКА
1. Организационный момент – 5 мин 
Приветствие. 
Обозначение темы и цели урока. 
Игра «Открытка-пазл». Учитель разрезает картинки материков Земли на количество учеников в классе. Каждый ученик вытягивает кусочек пазла. Задача учащихся собраться командой и собрать свой пазл. Таким образом, класс поделится на 6 команд по 4-5 человек.
2.Побуждение – 5 мин
- Из курса начальной школы Вы знаете, что на Земле существует 6 материков.
- Перечислите, какие? (фронтальный опрос)
-Сегодня на уроке каждая команда представляет свой материк. Сейчас мы будем смотреть видео. Ваша задача записать, чем знаменит Ваш материк.
1 Задание. Записать рекорды своего материка в рабочую тетрадь (групповая и индивидуальная работа)
Просмотр видеоролика «Пять рекордов шести материков»
2. Усвоение новых знаний (материки) – 15 мин
– Суша нашей планеты образована материками, которые занимают 29% суши. Что такое материк? (фронтальный опрос)
Материк (континент) – возвышающиеся массивы суши, окруженные водой(записать понятие со слайд).
- Помимо участков суши, 71% поверхности Земли занято водой. Как называются большие водные пространства? (океаны)
На Земле выделяется 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (Учитель показывает океаны на физической карте полушарий).
2 Задание:
Нанести на контурную карту названия материков и океанов Земли (индивидуальная работа).  Физминутка – 2 мин. Игра «Молекулы и атомы». По заданию учителя учащиеся формируют молекулу из 3,5,2,10 атомов. Учащиеся передвигаются по классу, общаются с товарищами, расслабляются
3 Задание:
Заполнить пропуски в схеме. Работа с текстом стр. 51 (групповая работа)














3. Усвоение новых знаний (острова) – 7 мин
Просмотр видеоролика «Острова»
Ответить на проблемные вопросы (фронтальный опрос)
- Что такое остров?
-Какой остров самый большой по площади?
4 Задание:
Работа в контурной карте - отметить крупные острова (Гренландия, Баффинова Земля, Новая Гвинея, Суматра, Калимантан, Хонсю, Мадагаскар, Великобритания) – индивидуальная работа 
4. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала – 5 мин.
Найдите 4 ошибки в тексте и исправьте (работа в группе и индивидуальная работа)
«Вчера к нам в гости приехал мальчик из Африки. Его зовут Нил. Нил любит путешествовать. Поэтому он из разных стран привозит сувениры. Из Африки – красивую лиану, ведь Африка самый влажный и зеленый материк. Из Австралии - песок, т.к. Австралия - сухой материк, и его размеры очень малы. Из Антарктиды - веселую обезьянку, которая лазила по высоким деревьям Антарктиды. А вот из Северной Америки он ничего не смог привезти, т.к. это самый холодный материк и весь покрыт снегом. А теперь Нил приехал в гости к нам в Казахстан, чтобы изучить природу нашего края. Позже он хочет объехать весь материк Евразия - ведь Евразия самый большой по площади материк».
5. Закрепление знаний – 5 мин. 
«Зашифрованные объекты» (работа в группе)


1.Какой цифрой на рисунке обозначены контуры Евразии? 
2.Какой цифрой обозначен самый большой по площади остров Земли? 
3.Какой цифрой обозначен материк самый влажный и зеленый? 
4.Какой цифрой обозначен Тихий океан? 
5.Какой цифрой обозначен самый маленький по площади материк Земли? 

Учащиеся сдают контурные карты и рабочие тетради для проверки и получения оценок. 6. Подведение итогов занятия – 3 мин. 
Рефлексия
Чем отличается материк от острова? 
Какие сложности у вас возникли при работе в картой?
Какую информацию Вы бы еще хотели узнать о материка Земли?
7. Домашнее задание §12, уметь показывать материки, океаны и острова на карте. 















Пояснительная записка
Тема «Материки и острова» является важной для изучения представлений учащихся о целостности, дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира. На уроке происходит первичное формирование представление о материках Земли и их особенностях природы. Данная информация поможет учащимся в седьмом классе более целостно представлять поверхность Земли. На данном уроке происходит формирование умений по работе с физической и контурной картой.
Основные задачи урока: создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля. Развитие умений логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.
На уроке используются следующие формы работы: фронтальная – постановка проблемного вопроса и ответы на него учащихся, групповая – выполнение заданий в группе, обсуждение правильных ответов, помощь друг другу в выполнении и индивидуальная – работа с контурной картой.
Так как учащиеся пятого класса не могут в полной мере заниматься исследовательской работой, в виду возрастных особенностей. Поэтому на уроке используются в основном методы наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный – презентация, обучающие видеоролики, физическая карта, атласы, частично – поисковый – заполнение схемы, подбор нужной информации в тексте.
В распоряжении учителя очень много разнообразных средств и возможностей для организации творческого учебного процесса, с применением комплекса учебных заданий для процесса приобретения знаний, умений и для закрепления пройденного материала. Нужно только избегать шаблонов, однообразия, пассивности и смелее внедрять в школьную практику активные, творческие формы учебных заданий и упражнений.















Единый материк Пангея





Гондвана

Северная Америка и Евразия



15