Урок информатики в 9 классе на тему: Языки программирования

9 класс
тема: Язык программирования, программа и ее структура
цель: Знакомство с основными элементами языка Паскаль и его алфавитом.
Вырабатывать умения и навыки применения полученных знаний на практике.
Расширять кругозор учащихся, прививать интерес к предмету.

Повторение пройденного.
В чем сходство и в чем отличие между программой и алгоритмом?
Перечислите свойства алгоритмов, выполняемых на компьютере.
Какие способы описания алгоритмов вы знаете?
Какими могут быть этапы решения задач на компьютере?
Перечислите виды блоков в схеме алгоритма, их изображения и связи.
Что вы знаете о линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмах?

Объяснение нового материала.
В 1968 – 1971 гг. швейцарский профессор Никлаус Вирт предложил язык Паскаль в качестве удобного учебного языка программирования.
Почему язык программирования, который мы будем с вами изучать называется не просто Паскаль, а «Турбо Паскаль»? Слово «Турбо» в английском лексиконе означает «ускорение». Транслятор, входящий в Турбо Паскаль, очень быстро переводит программу с языка программирования в машинные коды, заметно быстрее, чем трансляторы в других системах программирования.
Турбо Паскаль – это не отдельный язык программирования, а «расширение» обычного стандартного Паскаля, включающее интегрированную среду программирования. Слова «интегрированная среда» означают, что из одной программы имеется доступ к редактору текстов, транслятору, справочной системе, отладчику и т.д.
Программа, записанная на языке Паскаль, на компьютере проверяется легко, а также удобно исправлять ошибки. Программа, записанная на этом языке, в процессе выполнения на компьютере сначала транслируется (переводится на машинный язык), преобразуется в объектный модуль и только затем происходит ее выполнение. В это время на компьютере имеется два вида программ: первая – оригинал, записанный на алгоритмическом языке, а вторая – программа, записанная в машинных кодах.
Результат задачи получается через программу, записанную в машинных кодах, а редактирование (исправление ошибок в тексте программы) осуществляется в программе-оригинале, записанной на алгоритмическом языке.
При успешном запуске программы на экране отображаются три видимых компонента интегрированной среды: полоса меню в верхней части, рабочая область редактора в центре и строка статуса внизу.
Программы предназначены для решения задач и определенной проблемы. В процессе решения задач необходимые начальные сведения вводятся в память компьютера, указываются способы их обработки и описывается, с помощью какого устройства, и в каком виде осуществляется вывод результата. Программа состоит из отдельных строк. Их набор и исправление осуществляется через специальный текстовой редактор. В одной строке можно писать несколько операторов, они разделяются между собой знаком «;», но желательно писать по одному оператору, т.к. это удобно для чтения и можно легко исправлять ошибки. Программа на языке Паскаль состоит из трех разделов: заголовка, раздела описания и раздела операторов. Раздел заголовка начинается с ключевого слова PROGRAM. Затем идет раздел описаний. В зависимости от сложности раздел описания может состоять из одной или нескольких частей. Раздел операторов начинается с ключевого слова begin, затем располагается последовательность операторов (команд), записанных в отдельных строках, и заканчивается ключевым словом end. Структуру программы можно изобразить следующим образом:
Program < название программы>
<раздел описания>
begin
<раздел операторов>
end <объявление о конце программной единицы>

Например:
Задача 1. Найти длину окружности радиусом r = 5,5 см.
Для определения длины окружности воспользуемся формулой: l = 2
·r .
Program dlina;
Const pi:=3.14159
Var r,l: rial;
Begin
r:=5.5;
l:=2*pi*r;
write (l=’,l);
end.
Все ключевые слова в программах используют без перевода, на английском языке их немного (60 –70 слов), выучить их наизусть не составляет труда.
Языком называется совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения.
Алфавит – конечный набор знаков, состоящий из букв, цифр и специальных знаков (символов). В зависимости от особенности языка символы условно можно разделить на следующие группы:
имена (идентификаторы)
цифры
разделительные знаки
специальные символы.
В качестве имен применяются 26 букв латинского алфавита и арабские цифры.
А) в качестве букв используются прописные и строчные буквы латинского алфавита A – Z и a – z и знак подчеркивания ( _ ). В имени можно использовать и цифры, но начинаться оно должно только с буквы. Символы национальных букв в качестве имени не применяются. Их можно использовать в комментариях (заключая в апострофы).
Б) десятичные цифры: 0 – 9.
Шестнадцатиричные цифры состоят из десятичных цифр и шести латинских букв от A до F.
К специальным символам относятся знаки пунктуации и арифметических операций.
В) знаки арифметических операций:
+ - сложение – - вычитание * - умножение / - деление
DIV – целая часть от деления 10 DIV 3 = 3
MOD – остаток от деления 10 MOD 3 = 1
Знаки логических операций:
AND – И (логическое умножение)
OR – ИЛИ (логическое сложение)
NOT – НЕ (отрицание)
XOR – арифметическая операция ИЛИ
SHL – сдвиг последовательности битов влево
SHR – сдвиг последовательности битов вправо.
Г) к разделительным знакам относятся пробел, все управляющие символы, знак клавиши ENTER и комментарий. ( пробел, , (запятая), . (точка), : (двоеточие), ; (точка с запятой), (апостроф), (, ), [, ], {, }.
Д) Знаки отношения или сравнения:
= равно, < > (не равно), < (меньше), > (больше), >= (не меньше), <= (не больше).
Ключевые слова являются последовательностью слов, разделенных между собой разделительными знаками. Ключевые слова языка Паскаль можно классифицировать на три группы: резервные слова, стандартные наименования или идентификаторы и нестандартные идентификаторы. В операторах языка используются резервные ключевые слова (их не более 80) Их нельзя использовать в качестве имени переменной или в качестве нестандартных наименований объектов, назначенных пользователем.
Простейшее предложение языка программирования, которое может выполнить одно определенное законченное действие, называется оператором. Множество предложений, предварительно определяющие объекты языка, т.е. использующих в программе организацию и структуру данных, составляет описание программы.
Чтобы написать программу, которую может выполнить компьютер, нужно знать синтаксис (правило записи элементов) и семантику (правило применения и смысла элементов). Для усвоения этих правил существует два способа языка их наглядного описания. Первый из них – краткий способ записи, предложенный Джоном Бэкусом и Питером Науэром, он широко применялся для описания синтаксиса языка Алгол. Мы рассмотрим второй способ – синтаксическую диаграмму. В ней изображаются правила языка в графическом виде. Эту диаграмму широко использовал основоположник языка – Паскаль Никлаус Вирт, поэтому ее называют синтаксической диаграммой Вирта.

Домашнее задание.
Т. 2.1., 2.2. стр. 35 – 41.