Методическая разработка урока по географии на тему: Мировые природные ресурсы — климатические, космические, рекреационные

УРОК на тему: Мировые природные ресурсы: климатические, космические, рекреационные.

Цель: формировать умение давать оценку природным ресурсам мира; формировать представление о размещении природных ресурсов на планете; формировать умения работать с картами, со статистическими материалами.

Задачи:
1. Обучающая: формирование понятий: природные ресурсы, климат, рекреация.
формирование умений:
оценивать размещение данных ресурсов на планете, необходимость данных ресурсов для жизнедеятельности всего живого;
отличать климатические и космические ресурсы;
выбирать районы наиболее популярные у туристов.

2. Развивающая: формирование навыки деятельности, составляющей информационно-коммуникативную компетентность;
- управление – выделение на карте климатических поясов;
- оценить – размещение рекреаций в различных странах мира.

3. Воспитательная: формирование познавательного интереса путем привлечения внимания значимости в ресурсообеспечении стран, разнообразии ресурсов и возможности их использования;
выработка у студентов способностей использовать таблицы для структурированного представления информации при анализе расположения ресурсов.

Тип урока: комбинированный
Форма урока: комбинированная (практика)
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.
Оборудование: В.П. Максаковский География 10 класс, Просвещение, 2014. Атлас 10 класс, www.yaklass.ru.


Этапы урока
Время

1
Организационный момент; сообщение темы, цели урока
5 мин.

2
Актуализация занятия. Проверочная работа с анализом результатов
10 мин.

3
Объяснение нового материала
20 мин.

4
Первичное закрепление и систематизация знаний
5 мин.

5
Подведение итогов. Домашнее задание
5 мин.



Этапы урока

1. Организационный момент; сообщение темы, цели урока.
Тема: Мировые природные ресурсы: климатические, космические, рекреационные.
Цель: сформировать представление об основных закономерностях размещения природных ресурсов (климатические, космические, рекреационные) и особенностями данных ресурсов в различных регионах мира.

2. Актуализация занятия. Проверочная работа с анализом результатов.
Актуальность: Бедность и богатство территории природными ресурсами определяет ресурсообеспеченность. Понятие является больше социально-экономическим, чем природным, так как и от масштабов извлечения (потребления) ресурсов.
Проверочная работа по предыдущей теме Мировые природные ресурсы: Мирового океана и биологические:
Тест
1. Биологические ресурсы – это
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какими показателями характеризуются лесные ресурсы:
а. размер лесной площади
б. запасы древесины на корню
в. запасы обработанной древесины
3. Какие моря относят к числу самых продуктивных акваторий:
а. Баренцево, Норвежское, Охотское
б. Норвежское, Черное, Охотское
в. Японское, Баренцево, Средиземное
4. Энергетические ресурса Океана заключены в:
а. суточных приливно-отливных движениях
б. в энергии морских волн и температурного градиента
в. массе воды и глубине
5. Растительные ресурсы подразделяются на:
а. культурные растения
б. дикорастущие и культурные растения
в. дикорастущие растения

3. Объяснение нового материала.
Климатические ресурсы – это неисчерпаемые ресурсы, включающие в себя солнечную энергию, влагу и энергию ветра. Солнечная энергия – самый мощный источник энергии на Земле. Мощность годовой солнечной радиации в 20 тыс. раз превышает современное мировое потребление энергии.
Разновидностью климатических ресурсов являются агроклиматические ресурсы, которые являются условием для жизнедеятельности сельскохозяйственных культур – это свет, воздух, тепло, влага, питательные вещества.
Свет – это солнечная радиация, которая делится на рассеянную, прямую, поглощенную, отраженную. Для фотосинтеза важна та часть радиации, которая называется фотосинтетически активной радиацией. Учитывается также длина светового дня.
Воздух неисчерпаем. В поверхности Земли от состоит из смеси газов: 78% азота, 21 кислорода и небольшого количества смеси других газов (углекислого, аргона и пр.).
Тепло – важнейший показатель, который определяет рост и развитие сельскохозяйственных культур.
Влага – это необходимое условие для жизни растений и животных. Количество необходимой влаги определяется с помощью гидротермического коэффициента – соотношении осадков и суммы активных температур.
Солнце - гигантский термоядерный реактор, первоисточник не только всей жизни на Земле, но практически и всех ее энергоресурсов.
Таблица 1
Климатические и космические ресурсы
Источник энергии
Районы использования

Энергия солнца
Аридный пояс: США (Флорида, Калифорния); Япония, Израиль, Кипр, Австралия, Украина (Крым), Кавказ, Казахстан, Ср. Азия.

Ветровая энергия
Побережье Северного и Балтийского морей, арктических морей; Ср. Сибирь, Дальний Восток, юг европейской части России, Украина.

Геотермальные
Низкотемпературные (обогрев): Исландия, Италия, Франция, Венгрия, Япония, США, страны Центральной Америки, Ню Зеландия, Камчатка, Северный Кавказ; высокотемпературные (сухой пар для сооружения ГеоТЭС): Италия, США (Калифорния), Мексика, Н.Зеландия, Япония, Россия (Камчатка).

Приливная энергия
Бретань (Франция) - побережье Ла-Манша, Белое море, юг Китая, залив Фанди (побережье США и Канады) и т.д. Продолжаются работы в США, Канаде, Великобритании, Франции, России, Китае, Респ. Корее, Индии, Аргентине, Австралии.

Энергия течений (ОТЭС)
Гавайи (США), Науру (Япония), Таити (Франция), Бали (Нидерланды).

Энергия волн
Япония, Норвегия


Годовой поток солнечной энергии, достигающий нижних слоев атмосферы и земной поверхности, измеряется такой огромной величиной (1014 кВт), которая в десятки раз превосходит всю энергию, содержащуюся в разведанных запасах минерального топлива, и в тысячи раз - современный уровень мирового энергопотребления. Естественно, что наилучшие условия для использования солнечной энергии существуют в аридном поясе Земли, где продолжительность солнечного сияния наибольшая.
Ветровая энергия, которую человек также издавна использовал с помощью ветряных мельниц и парусных судов, как и солнечная, обладает практически неисчерпаемым потенциалом, относительно дешева и не загрязняет окружающую среду. В отличие от солнечной, ее ресурсы сосредоточены главным образом в умеренном поясе. Ветровая энергия рассеяна и непостоянна, поэтому для технического использования ее пригодно только 1,5 %. Районы с постоянно дующими ветрами находятся на побережьях морей – Северного, Балтийского и арктических морей.
Рекреация – восстановление израсходованных в процессе трудовой деятельности физических и духовных сил человека, повышение его здоровья и работоспособности.
Рекреационные ресурсы – это природные и антропогенные объекты, которые обладают такими свойствами, как уникальность, историческая или художественная ценность, эстетическая привлекательность, оздоровительная значимость.
Все рекреационные ресурсы можно разделить на два подтипа:
- природно-рекреационные (относят благоприятные климатические условия: постоянство погоды, длительность безморозного периода, разнообразие ландшафтов, наличие санаториев, домой отдыха, лыжных баз и пр.);
- антропогенно-рекреационные (называют еще культурно-историческими; памятники истории, археологии, архитектуры, искусства. Особо важными объектами общечеловеческого значения являются объекты всемирного природного и культурного наследия человечества – Московский Кремль, Вестминстерское аббатство в Лондоне, Версальский дворцово-парковый комплекс в Париже, Тадж-Махал в Индии, статуя Свободы в Нью-Йорке).
В наибольшей мере туристов привлекают такие страны, как Испания, Италия, Франция, Швейцария, Болгария, Индия, Мексика и пр. Среди российских туристов большой популярностью пользуются курорты Турции, Греции, Туниса, Египта, Кипра и пр.

4. Первичное закрепление и систематизация знаний.
- Что такое климатические ресурсы?
- Дать определения «рекреация», «рекреационные ресурсы».
- Какие страны наиболее привлекательны для российских туристов?

Подведение итогов. Домашнее задание.
- стр.43-45;
- повторение тем «Мировые природные ресурсы».
15